19 мин.

«КраСава» в «Спартаке»: спросил у Цорна, почему продали Фернандо, вытащил из Шюррле историю про Моуринью

А еще сыграл «на жопу» с чемпионом мира.

В Россию приехал чемпион мира по футболу – Андре Шюррле. Евгений Савин не упустил возможность потусоваться с ним пару дней. А еще пробил выезд за «Спартак» в Швейцарию – и посмотрел, как красно-белые побеждают «Тун».

Если у вас пока нет свободных полутора часов, мы собрали лучшие моменты в текст.

На тренировку с Шюррле

Пока семья Андре не переехала в Москву, поэтому он остановился в отеле «Балчуг Кемпински». Оттуда немецкий футболист вместе с Савиным и выдвинулся на тренировку в Тарасовку.

- Скажи, ты хоть раз добирался до базы полтора часа?

– Да, в Лондоне. Я жил в городе, а база «Челси» – за городом. Я ехал около часа 15 минут – так что я знаю, как это.

- Твоя супруга – из Казахстана. Что она тебе рассказывала про Россию?

– Не очень много. Она сама была тут всего пару раз. Но ее мама и папа жили здесь долго. Знаю какие-то вещи, немного знаком с кухней. Теща готовила что-то из русской кухни. Мне нравится! Я уже ходил тут в один ресторан русской кухни – очень сытно.

- Часто бывает, что футболисты переезжают туда, откуда их жены. Есть хоть один шанс, что ты когда-нибудь окажешься в Казахстане: останешься там жить или даже попылишь в местной лиге?

– Я так не думаю. Можно, конечно, посетить Казахстан, чтобы увидеть, откуда она родом. Но я не думаю, что буду играть там в футбол.

- Ты в Москве уже был: приезжал с «Вольфсбургом» играть против ЦСКА. И даже забил гол. Что ты запомнил о той поездке? Кого из игроков ЦСКА?

– Было очень холодно и темно. Ну и, конечно, мы победили! Забить в Лиге чемпионов – круто! Это был хороший вечер для меня. Из игроков помню Акинфеева – он давно уже играет, видел его много раз в сборной и других турнирах.

- По поводу переезда в Россию советовался с партнерами по сборной – Кураньи, Хеведесом?

– Да, я разговаривал с Хеведесом по этому поводу. Он мой хороший друг, мы уже даже тут пересеклись. Он рассказал мне много хороших вещей: что город красивый, хорошие рестораны, дружелюбные люди. Переехать в Москву – легкое решение.

По дороге заглянули в плейлист Шюррле. Внезапно, в нем оказалась Алла Пугачева – «Миллион, миллион алых роз»!

– Она окей!

- Нет, не окей! Это же музыка для бабушек!

– Да-да, для бабушек! Хорошая музыка, чтобы расслабиться после долгого дня.

- Что ты обычно слушаешь, когда едешь на матч? Назови 3 топ-трека.

– Микс из хип-хопа и хауса. Три топ-трека? Drake – Headlines, Gigi D’Agostino – In my mind и «Миллион, миллион алых роз».

- Твоя жена знает русских язык. Сколько русских слов ты знаешь?

– Very chut-chut.

- Первое, что учат иностранцы – русский мат. Знаешь слова?

– Да, я уже знаю немного плохих слов. Но не буду говорить. Моя жена говорит, что эти слова настолько плохие, что у них нет аналога в немецком языке. 

- Тебя кто-то отговаривал ехать в Россию?

– Нет, в Германии мало знают про Россию. Она такая большая и неизвестная. Мама спрашивала, как я буду себя тут чувствовать, но она не отговаривала.

- Ты уже неделю с командой. Кто из партнеров больше всего поразил на тренировках?

– За неделю, абсолютно точно – вратарь Макси (Максименко – Sports.ru).

- Нельзя так говорить Макси. Он молодой парень, у него сейчас крышу снесет.

– Ничего, я спущу его на землю.

- На кого последнего подписался в инстаграме?

– Другой новый игрок – Джордан Ларссон. Он молодой. Я хотел посмотреть, чем он занимается в Москве.

- Русские девушки часто закидывают успешных футболистов в инстаграме сообщениями. Тебе уже присылали?

– Нет, и не надо пожалуйста. Я женат.

Когда Шюррле и Савин доехали до базы, его уже ждала посылка и футболка под автограф. На тренировку парни приехали не первыми – Жано Ананидзе успел раньше.

– После крестов веду себя как профессионал, – сказал грузинский полузащитник.

Рецепт восстановления после тренировки от «Спартака».

Идеальный мяч для угла головы.

А вот так Шюррле фотографировали для различной графики РПЛ.

Из команды Андре уже подружился с Баду – он знает немецкий язык. Еще с Жиго – языки немного похожи. Но Шюррле говорит, что чем больше он будет учить русский язык, тем проще ему будет устанавливать связи в команде и с русскими ребятами. А лучший друг в принципе – Марио Гетце. Марио и Андре дружат семьями и вместе ездят в отпуск.

- Ты отдал голевую передачу на Гетце в финале чемпионата мира. Что ты говорил ему после игры?

– Я уже точно не помню. Но это было про ситуацию в целом. Для него это был тяжелый чемпионат мира, мы всегда тренировались вместе. Мы знали, что у нас будут шансы проявить себя – надо быть готовым к этому. И все сложилось. Я отдал пас, он забил гол. Это самый большой момент в наших карьерах. Но я не помню, что точно сказал ему – тогда было много эмоций.

После тренировки Савин и Шюррле устроили соревнование ударов. По традиции, игра была «на жопу».

Интервью с Цорном и матч с «Туном»

В Швейцарии перед матчем Савин очень долго говорил с новым генеральным директором «Спартака» Томасом Цорном. Жека сказал, что вопросы собрал на фанатских пабликах – и все задал.

- Вы хотели летом заполучить Комличенко?

– Мы его рассматривали. Мы активно не действовали – мы рассматривали. Общались с Саламычем (Станиславом Черчесовым – прим. Sports.ru), его мнение спрашивали. Решили пока, что не будем брать.

- Слабый для «Спартака», но сильный для «Локомотива»?

– Нет, я бы не сказал, что он слабый. Он сильный игрок, но к нам по стилю игры пока не вписывался.

- Вы провели мощную трансферную кампанию, но потеряли иностранцев-лидеров: Зе, Адриано, Фернандо. Эта чистка была запланирована?

– У нас сформирован трансферный комитет. Мы не прошли в Лигу чемпионов. Бюджет команды не бездонная бочка, нам надо зарабатывать. Понятно было, что чемпионский состав 2017-го свой пик пережил. Надо менять, омолаживать команду. 

- Правда, что он был слишком дорогой для вас?

– Мое мнение – да, слишком дорогой. Мы хотели разгрузить бюджет, продать хорошо и купить подешевле. Несмотря на Тила, потому что это была такая массивная сделка для нас, рекордная. Но в общем мы закупились хорошо.

- Давайте коротко по каждому игроку, почему они ушли?

– Фернандо и Адриано ушли поздно. Задача была такая – продавать их, только если есть хорошие предложения. Потому что они все-таки игроки ценные для «Спартака». Фернандо, с моей точки зрения, один из самых талантливых футболистов, игравших за «Спартак». Мы были готовы его отдать только за хорошую сумму. Хорошие деньги получили, 15 млн, и игрок сам хотел уйти, в итоге в Китае за год зарабатывает столько, сколько за три в «Спартаке». 

- У вас карт-бланш на покупки?

– Карт-бланша нет, я советуюсь всегда с акционерами, мы советуемся с главным тренером. Конечно, я не принимаю решения один, у нас есть Леонид Арнольдович Федун, есть главный тренер, которого тоже надо в этот круг общения включать, потому что он тренирует команду. Игроков покупаем тренеру, и он должен с ними работать. Карт-бланша нет, но мое мнение тоже весомое в клубе.

- Был случай, когда игрока просил Кононов, а вы или акционеры его зачехлили?

– Чтобы зачехлили – не было. Были случаи, когда Кононов предлагал игрока, были случаи, когда Леонид Арнольдович предлагал, когда я предлагал – и мы потом не сошлись во мнении. И не просто его не взяли, но даже не начали его брать.

- Кого последнего предлагал Кононов и кого не взяли?

– Мы активно действовали по Хаджи, но не договорились с игроком. И не по финансам, а потому что игрок отказался принимать наши дисциплинарные правила. Мы как клуб должны как-то контролировать игроков, иметь право их наказать, оштрафовать. Хотя мы это часто не делаем, у нас все себя хорошо ведут.

- Главная сложность, когда зовете иностранца в «Спартак»? В чем основная проблема, чтобы топ-иностранец пришел в «Спартак»?

– Я вообще проблем не вижу. Чемпионат России – один из лучших в Европе. Что есть? Англия, Германия, Франция, Италия, Испания. Потом Россия. Португалия поддавливает чуть-чуть, потом Россия. Игроки знают, что «Спартак» – большой клуб, их уговаривать особенно не надо. Например, с Тилом разговор занял минут 40. Он пошел в клуб и сказал, что хочет в «Спартак». Я не вижу проблем.

- Как появился вариант с Шюррле? И как долго вы уговаривали его?

– Тоже не уговаривали. Мы никого не уговаривали. Я долго работал в Германии, у меня есть хорошие связи. Ко мне обратился его агент в мае или июне, когда я только начал. Я ему сказал: пока пауза, мы должны сначала освоиться, посмотреть, что происходит в клубе. На сборах в Австрии мы определились, что это наш вариант и  мы его хотим. Встретились, договорились.  

- В последние годы он очень много лечился. Почему вы уверены, что он выстрелит в «Спартаке»?

– Я уверен, что все позади. Там была цепочка событий, из-за которой он выбыл просто на долгое время. Мы связывались с «Фулхэмом», собрали много информации. Все в нашей команды скажут, что он профессионал – как он ест, как себя ведет, разговаривает, тренируется, как общается с тренером.

- По моей информации, Малкому сделали 7 млн евро в «Зените». Насколько меньше контракт Шюррле?

– Намного меньше, чем контракт в «Дортмунде». Он пошел на колоссальное понижение.

- Джордан. Почему именно он и ждете ли вы его легендарного папу на трибунах?

– Не связано было с отцом, что мы его взяли. Он лучший бомбардир Швеции, молодой игрок. Это наш профиль. Я в интервью в начале лета сказал, что мы будем брать перспективных молодых игроков, усиливаться из Европы только футболистами, которые будут играть, помогать на поле. У него хорошая статистика, он кандидат в сборную Швеции.

- Что для вас успех и провал работы в «Спартаке»? При каком раскладе вы уйдете?

– Успех моей работы будет оценивать акционер. Для меня успех – выстроить правильную структуру, не только футбольную, но и спортивную часть, чуть-чуть реформировать, реформировать академию, работу по «Спартаку-2» и молодежи. Провал... Надеюсь, его не будет.

- Какое место должно быть в сезоне, чтобы вы кайфанули, и сколько игроков из «Спартака-2» в основе?

– Первое-второе место. 4-5 игроков на регулярной основе из нашей академии в заявке.

- Нет желания создать совет, где определенная часть болельщиков смогла бы высказывать мнение и быть услышанной руководством?

– У нас есть такие встречи с разными группировками фанатов, там мы общаемся и слушаем друг друга. Акционер же объявил проект-2023, что он отдаст клуб болельщикам в какой-то сфере, рабочая группа будет это подготавливать, чтобы болельщики выбирали руководство клуба. Они могут выбрать, кто будет генеральным директором, президентом. Из ряда кандидатов выбирает руководство, которое рулит клубом. Проект представим в ближайшее время, к концу когда, когда рабочая группа закончит.

- Собирается ли клуб защищать болельщиков юридически перед беспределом ОМОНа?

– Мы этим занимаемся. Мы написали письмо в генпрокуратуру, написали в «Ростов» и в лигу. Конечно, мы защищаем наших болельщиков.

- Когда фан-клубом будет руководить человек из среды?

– На данный момент им руководит человек из среды. Есть новая схема работы, она тоже будет представлена скоро. Мы об этом думаем, его будем ставить не мы.

- Почему не работает вертикаль «академия – дубль – «Спартак-2» – основа»?

– Ты мне такие вопросы задаешь... Я только пришел. Дай я первую команду укомплектую, и будем заниматься этим. У нас сейчас не хватает игроков в «Спартаке-2» и дубле, надо брать игроков со стороны. Будем исправляться.

- Чем в клубе до сих пор занимается Леонид Трахтенберг?

– Леонид Трахтенберг, во-первых, уважаемая личность. Он помогает пресс-службе, помогает общению с футболистами. Помогает опытом.

- Будут ли скидки фанатам за стаж? Тем, кто 30 лет ходит на матчи «Спартака», у кого уже есть именные кресла на стадионе.

– Это надо обсуждать с коммерцией. Ко мне это приходит в последнюю очередь. Мне сейчас надо собрать команду. Когда трансферное окно закроется – будем обсуждать.

- Это правда, что ты получил работу в «Спартаке» благодаря знакомству с Саламычем? И что Саламыч – следующий тренер «Спартака»?

– Это не правда.

- Баду, Романьоли и Акмурзин. Всех этих игроков связывают с твоим агентством.

– Это неправда. Баду и Акмурзин – два игрока, с которыми я работал, знаю давно и которых я предложил. У меня в агентстве ребята почему были? Не потому, что они хорошие ребята, а потому, что я в них верил. Я их предложил нашей селекции и тренерам. К Романьоли я отношения не имею. Они показали себя и убедили тренеров, я не вдавливал их в команду.

- Это немного расходится с твоим заявлением, что «Спартак» будет делать упор на своих молодых и на топовых иностранцев. Приходят молодые иностранцы и, наверное, на данный момент не самые топовые.

– Смотри, нам не хватает вратарей, поэтому мы взяли Акмурзина, который прошел просмотр, которого наша селекция и тренеры знали, он и сейчас играет в «Спартаке-2». По Баду у нас есть договоренность с Кононовым, что мы будем брать молодых перспективных иностранцев, которых будем доводить «Спартак-2», которых можно взять дешево, чтобы в будущем на них заработать. Будем смотреть, получится этот проект или нет.

- В интернете пишут, что ты – сын Сергея Прядкина. Это так?

– Я комментирую только рабочие вопросы. Личные – нет.

После интервью уже приближалась игра. Савин сравнил поле стадиона «Туна» с легендарным стадионом «Звезда» в Перми – и там, и там средний искусственный газон. Как вы знаете, «Спартак» не без приключений победил 3:2.

Прогулка по Москве с чемпионом мира

Уже после матча с «Ахматом» Шюррле и Савин встретились снова – и пошли гулять по Москве. Все это вылилось в неплохую беседу. Основные моменты:

Про Москву. Шюррле нравится Москва. Настолько, что он даже не знает, что сделал бы с гипотетически подаренной ему Рамзаном Кадыровым квартирой. Хотя от Грозного впечатления положительные – тепло, город симпатичный, отель хороший и приятная атмосфера.

Про статистику. У Андре 3 игры в России: 1 гол, 2 ассиста. Но личная статистика его не интересует – чемпион мира говорит, что ему важнее успех команды. Он расстроится, если забьет 2 гола, а команда при этом проиграет. В этом нет никакого веселья. Шюррле не расстроится, даже если не забьет 10 голов за «Спартак». Главное – попасть в Лигу чемпионов.

Про Майнц. Шюррле очень любит и город Майнц, и болельщиков местного клуба – в нем он играл у Тухеля. Идеальное место для старта карьеры – люди его любили, а сам Андре мог много забивать.

Про Томаса Тухеля. Андре знаком с ним еще по работе в молодежке. Он всегда был такой. За день до финала молодежного турнира против «Дортмунда» Тухель подошел к Шюррле с листком, на котором были написаны характеристики Рауля. Тренер подчеркнул те, в которых Андре похож на легенду – оказалось, их довольно много. Андре до сих пор хранит этот лист.

Сейчас Андре не так часто общается с Тухелем. Но один из друзей Шюррле – видеоаналитик в «ПСЖ». И он рассказывал, что Томас очень счастлив и доволен игроками.

Про Моуринью. Для Жозе важно только одно – победа. Если вы не побеждаете, то он может даже не здороваться с тобой, потому что расстроен. Несмотря на это, Андре отмечает, что Моуринью многому его научил и показал, как играют в большой футбол.

Шюррле рассказал одну крутую историю: после поражения игроки выбрались в ресторан посидеть вместе. Шюррле попал в объектив папарацци после вечеринки, и Жозе увидел это в газетах. Андре думал, что ему конец. Жозе позвал Андре на беседу: «Слушай, парень, все окей. Но в следующий раз, если ты пойдешь гулять и тебя кто-то увидит, ты поедешь нахер домой».

«От отличный тренер и хороший человек – его просто нужно узнать поближе. У него очень большое сердце и он очень многое отдает. Жозе готовится к каждому матчу, как будто это финал Лиги чемпионов».

По тот самый полуфинал с Бразилией. «Это было как в кино. Я начал матч на скамейке. И вот первый гол, второй, третий, четвертый, пятый. Игроки сборной Германии смотрели друг на друга и не могли поверить. И потом я вышел и забил 2 гола. В раздевалке мы смотрели друг на друга и как бы спрашивали, что это вообще было».

Шюррле переживал за бразильцев – он играл с Давидом Луизом, Виллианом, Рамиресом.

Самый важный гол. «Алжиру на чемпионате мира. Мне было всего 23 года, а я забил в дополнительное время. Очень важный гол».

Про празднование победы на чемпионате мира. «На следующий день мы прилетели в Берлин из Рио. Мы пролетали над Бранденбургскими воротами, и от них идет такая большая улица. И на ней собрались, кажется, миллион человек. И мы пролетели прямо над ними. А потом пересели на автобус и поехали в город. Я даже не знаю, сколько народу там было. И потом мы отмечали с фанатами на сцене.

Мне кажется, я был пьян все это время. Сначала проснулись, потом прилетели в Берлин, снова приняли для настроения, потом еще пиво. Потом еще на сцену вышли и там выпили. Просто сумасшествие».

О сборной Германии на ЧМ-2018. «Мы разговаривали с ребятами об этом. У них, кажется, не самая лучшая база была. Потом они еще переехали в Сочи, потому что хотели больше солнца. Но они говорили, что стадион был отличный, а атмосфера – прекрасная. К сожалению, Германия не очень хорошо показала себя на этом чемпионате.

Каждый расстраивается, когда не попадает в состав сборной. Я же много играл и забил много голов за сборную. Но ничего страшного – в тот сезон у меня были травмы. Я много пропустил и играл не очень хорошо, поэтому решения Йоахима понятно и предсказуемо.

Когда выигрываешь на таком уровне постоянно, очень сложно находить мотивацию. Сейчас в Германии идет смена поколений».

О лучшем игроке Германии. «Месси, Криштиану, Неймар – невероятные. В мире нет игроков, близких к ним по уровню. У нас сейчас есть молодые и талантливые ребята – например, Лерой Сане. Они могут стать топовыми игроками. На победном ЧМ у нас были все ребята из «Баварии», победившей в ЛЧ. Филипп Лам вообще невероятный футболист. Он каждую игру играет отлично. Были Швайнштайгер, Тони Кроос.

Самый крутой футболист с которым/против которого играл. «С которым играл – Эден Азар. С ним невозможно что-то сделать. Азар или Гетце? На своем пике Марио был не хуже. Мне сложно, потому что Марио – мой лучший друг и навсегда в моем сердце. Азар отличный, но Марио забил в финале ЧМ! Мало кто может забить так, как он.

А против которого играл – Лео Месси. Все очевидно. Мы играли против «Барсы» с «Леверкузеном» – Лео забил 5 голов в одной игре. Пять!».

Про «Фулхэм». «Нам не хватило квалификации до уровня Премьер-лиги. Клуб купил много новых игроков, но ни у кого из них не было реального опыта игры в АПЛ. А там нужны игроки именно такого уровня. Когда приходит новый игрок, ему нужно 6-7-8 месяцев на адаптацию. Даже в топовых командах. А мы через 6-7 месяцев уже стояли на вылет. Так что нам реально не хватило квалифицированных футболистов.

Честно признаюсь, я мог бы провести сезон получше».

О фанатах. Из-за неудачной игры в «Фулхэме» Андре сократил общение в социальных сетях. Савин спросил Шюррле про лучший и худший поступок фанатов в его адрес:

«Когда в Германии забивал в гостях, весь стадион скандировал: «Шюррле – сукин сын». Зато, когда забиваешь дома, тебя хвалит весь стадион. Или просто после игры и благодарит – ради этого и играем. Мне важно чувствовать любовь и поддержку болельщиков».

О YouTube. «Мой любимый ютубер – Уилл Смит. Посмотри, очень смешно. Но ты мне тоже нравишься!».

Ради чего стоит включить выпуск и посмотреть его полностью:

• Шюррле и Савин устроили соревнование на точность ударов. И оба встали «на жопу»;

• Потрясающие виды Швейцарии и голы «Спартака» из-за ворот стадиона «Туна» (почти как «Матч ТВ» в Порту);

• Чемпион мира по футболу лепит пельмени в подарок Тухелю (а еще оказалось, что Шюррле и Томас Тухель почти не едят мясо).

«КраСава» с Шароновым: он не запрещает игрокам пиво, сам носит вещи в прачечную и считает, что Эминем – норм

Милевский рассказал о сексе с Тиной Канделаки и позвонил Карпину. Самый безумный выпуск «КраСавы»