London Eye
Блог

Футбол и алкоголь: как они живут вместе?

Пиво и даже Jägermeister на футбольной форме.

В ежегодном исследовании BBC «The Price of Football» сразу после стоимости сезонного абонемента указывается цена на пинту пива. Обычный английский паб, где можно смотреть матчи премьер-лиги, зарабатывает за футбольный сезон в среднем на 30 тысяч фунтов больше, чем паб без трансляций. Спонсорами почти всех европейских топ-клубов в разное время были алкогольные бренды. Индустрии пропаганды здорового и нездорового образа жизни связаны так тесно, что пора разобраться – почему.

В начале 2000-х ученые гарвардского университета установили: среди болельщиков процент регулярно пьющих выше, чем среди тех, кто не увлекается спортом (53% против 39%). И пока фанаты пьют, алкогольные компании с радостью платят за появление своего лого в телетрансляции. 

Именно с алкоголя началась эра спонсорских логотипов на игровых футболках. В 1970-х племянник создателя Jägermeister Гюнтер Маст решил, что олень с эмблемы немецкого ликера будет отлично смотреться на футболках «Айнтрахта» из Брауншвейга, в котором и располагался завод компании. Jägermeister к тому моменту уже знал, что такое спонсорство в спорте: название напитка засветилось на гоночных болидах BMW и Porsche – но футбол мог охватить куда большую аудиторию. 

Jägermeister заплатил «Айнтрахту» 800 тысяч марок за пятилетнее размещение лого на футболке. И это спровоцировало серьезную проблему с местными футбольными боссами: Немецкий футбольный союз запретил алкогольную рекламу и не хотел допускать команду к матчам чемпионата. «Айнтрахт» всех перехитрил и заменил собственную эмблему на лого алкогольной компании. С оленем на груди команда впервые вышла 23 марта 1973-го, а официальное разрешение от бундеслиги получила только 7 месяцев спустя.

За 40 лет лиги радикально изменили отношение к рекламе алкоголя. Канадский Carling стал первым пивом в истории английской премьер-лиги и даже был ее титульным спонсором с 1993-го по 2001-й, а до 2014-го спонсировал еще и шотландскую лигу. Heineken уже 23 года сотрудничает с УЕФА и с 2005-го плотно ассоциируется с Лигой чемпионов: контракт с главным футбольным турниром мира обходится компании в 70 миллионов долларов в год.

При этом Heineken принципиально не работает с клубами – пивоварня позиционирует себя как идеального хозяина и предпочитает ассоциироваться с мероприятием целиком, а не с отдельными участниками (единственное исключение – родная сборная Голландии, которую они поддерживают с 1994 года). Так же действует американский Budweiser, спонсирующий чемпионаты мира с 1986 года. Компании этого уровня выплачивают ФИФА по 10-25 миллионов долларов в год и взамен получают мощный приток клиентов: за месяц ЧМ в Бразилии продажи Budweiser по всему миру увеличились на 35%.

«Если вы хотите за один вечер увеличить узнаваемость бренда в нескольких странах, нет ничего проще и эффективнее размещения логотипа на футбольной форме. Нет необходимости в творчестве, не нужно придумывать сложные рекламные тексты. Футбольная форма – самый рентабельный билборд, который вы только можете купить», – объясняет директор консалтинговой фирмы Mongoose Sports and Entertainment Руперт Пратт.

За последние восемь лет общая стоимость титульного спонсорства увеличилась в 3 раза: в 2010-м клубы английской премьер-лиги получили от рекламодателей 100 миллионов фунтов, а в 2017-м – уже 282 миллиона. Но такие огромные деньги английским клубам платят уже не алкогольные бренды.

Англия: от доминирования алкогольной рекламы до самоцензуры пивных производителей

В Англии пить алкоголь на трибунах запрещено только в футболе. Вы можете наслаждаться пивом на регбийных матчах, проносить шампанское на корты Уимблдона и отмечать каждый новый ран в крикете новой пинтой, но только на футбольных стадионах перед входом на сектор вас будет встречать ультимативная табличка: «Никакого алкоголя за этой чертой». Продажа пива разрешена, но пинта не может появляться в трансляции, а значит – и в чаше стадиона. Так под запрет на посещение стадиона попал владелец «Ньюкасла» Майк Эшли, которого камера поймала на трибуне с пинтой в руках.

Зато каждый телезритель матчей АПЛ сталкивается с визуальными образами алкогольных брендов в среднем 111 раз в час (почти 2 раза в минуту). Логотипы крутятся на рекламных щитах, мелькают на игровой форме и прорываются в традиционный телевизионный рекламный блок в перерыве. 

За доступ к футбольной аудитории во все времена активнее всего платили самые влиятельные компании эпохи: в 1990-х это были корпорации, разрабатывающие программное обеспечение и электронику, в нулевых – мобильные операторы и финансовые службы. К 2018 году рынок почти монополизировал игорный бизнес: 11 из 20 команд АПЛ выходят на поле с рекламой онлайн-казино или букмекерских контор на футболках.

«Игорный бизнес попал в тренд идеально: они рекламируют свои услуги в тот самый момент, когда люди хотят ими воспользоваться, – поясняет Пратт. – Вы смотрите футбольный матч, хотите поставить на результат – и тут же видите логотип букмекерской конторы».

Алкогольные компании получали то же преимущество: значительная часть аудитории смотрит футбол с пивом в руках. При этом алкоголь никогда не был лидером футбольного рекламного рынка. Максимально пивоварни были представлены на футболках клубов АПЛ в сезоне-1995/96: «Ньюкасл Юнайтед» финишировал вторым с синей звездой Newcastle Brown Ale, «Ливерпуль» был третьим с лого Carlsberg, McEwan’s Lager спонсировал «Блэкберн», Labatt’s – «Ноттингем Форест», а «Челси» еще жил без Абрамовича, но с пивным брендом Coors на груди.  

Chang и «Эвертон»

В этом сезоне в английской премьер-лиге впервые в истории нет ни одного алкогольного титульного спонсора. Последним с пивным логотипом расстался «Эвертон», который теперь рекламирует букмекерскую контору SportPesa. С 2004 года мерсисайдцы играли в футболках с лого тайского пива Chang beer – с ним бегали и Тим Кэйхилл, и Фил Невилл, и Микель Артета, и Маруан Феллайни, и Ромелу Лукаку.

Главный результат партнерства – не 13 разных футболок  и даже не клубный маскот по имени Чанги, а деревня Эвертон-Чанг в Таиланде, отстроенная заново после цунами в Индийском океане в декабре 2004-го. «Эвертон» первым из английских клубов объявил о сборе средств для пострадавших (через два дня после трагедии) и вместе с пивоваренной компанией собрал 135 тысяч фунтов. Этого хватило на 50 новых домов, два футбольных поля и научную лабораторию для местной школы.

Carlsberg и «Ливерпуль» 

С «Ливерпулем» датское пиво сотрудничает уже 25 лет. Юбилей отметили оригинально: Carlsberg выпустил эксклюзивное пиво, хмель для которого выращивали в специальной лаборатории – на земле с «Энфилда» и под аккомпанемент You’ll Never Walk Alone. Парник окружили экранами и крутили на них самые запоминающиеся матчи «Ливерпуля» за 25 лет – причем как победные, так и проигранные, чтобы пиво впитало все оттенки эмоций. А еще плантацию посетили Клопп, Макманаман и Фаулер. Последний логично отметил: «Если игроки заводятся от песен фанатов на «Энфилде», то почему с пивом не может происходить то же самое?».

В целом Carlsberg – пожалуй, самое знаменитое футбольное пиво в мире. Датчане спонсируют чемпионаты Европы и мира, сборную Англии и стадион «Уэмбли», а еще снимают эффектные футбольные рекламы. В 2006 году для съемок ролика к чемпионату мира они пригласили легенд сборной Англии Бобби Чарльтона, Питера Шилтона, Брайана Робсона, Стюарта Пирса и Терри Бутчера – и собрали из них команду для матчей любительской воскресной лиги. В три минуты видео уместились шутки в раздевалке, установка от Бобби Робсона, пара голов от легенд, жесткий подкат от Джека Чарльтона и, конечно, послематчевые посиделки в пабе с пинтой Carlsberg.

Newcastle Brown Ale и «Ньюкасл Юнайтед»

Удивительно, но при всем разнообразии английского пива производители практически не поддерживали команды из своих городов. Этим долгое время отличалась пивоварня Ньюкасла. Темный эль здесь варили с 1920-х – пили его в основном шахтеры, поэтому в Англии его до сих пор считают напитком рабочего класса. 

Пивные названия и знаменитая синяя звезда на футболках «Ньюкасла» просуществовали с 1980-го по 2000-й. Они же ассоциируются с последними серьезными достижениями клуба: в 1990-х «сороки» дважды финишировали в чемпионате вторыми и два раза играли в финале Кубка Англии.

В 2016-м говорили, что легендарная пивоварня скоро вернется на футболки «Ньюкасла». Титульным спонсором в итоге стала очередная букмекерская контора, но коллекционеры все еще хранят эксклюзивные банки пива из 2006-го – в честь Алана Ширера.

Противники алкогольной рекламы

Активная реклама алкоголя заметно влияет на зрителей, особенно юных. Перед Евро-2016 исследование группы Alcohol Concern выявило, что каждый второй ребенок Великобритании ассоциирует любимую футбольную команду или турнир с пивным брендом, который их спонсирует.  

С 2004 года в Великобритании нет рекламы алкоголя в тех программах, где хотя бы четверть аудитории может быть младше 18 лет. Еще рекламировать алкоголь не могут никакие селебрити – ни из спорта, ни из шоу-бизнеса. А медиа-гигант BBC вообще добровольно отказался от всех видов рекламы алкоголя. 

Статус алкогольной рекламы понизило и требование британских врачей: в 2014-м 40 специалистов выступили против навязчивой рекламы, которой подвергаются дети. К тому моменту с алкогольными титульными спонсорами в Британии не расстались только «Эвертон» и шотландский «Селтик», сотрудничающий с сидром Magners.

Доктора настаивали: «Спорт, который наши дети так любят, должен пропагандировать здоровый образ жизни и вдохновлять их на игру в футбол, а не на распитие алкоголя», – говорилось в письме, опубликованном The Guardian.

Новые правила от алкогольных производителей

Ранее с похожим, но более сдержанным заявлением выступила британская ассоциация алкогольной промышленности Portman Group. Компания состоит из крупнейших представителей индустрии и пропагандирует ответственное потребление алкоголя. Зимой 2014-го они составили новый внутриотраслевой свод правил, который регламентировал рекламу на спортивных, музыкальных и других культурно-массовых мероприятиях.

По сути, в нем приписали очевидные вещи: реклама не должна поощрять чрезмерное употребление алкоголя, не может быть нацелена на аудиторию моложе 18 лет или изображать пьющих моложе 25 лет и не может подразумевать, что алкоголь повышает умственные, физические, сексуальные возможности, популярность, мужественность, женственность или способствует спортивным достижениям. Главным отличием стал инициатор новых правил: на ограничении настаивали сами производители алкоголя.

Под влиянием кодекса футбольный рекламный рынок глобально изменился: если раньше алкоголь был титульным спонсором клубов и лиг, то теперь – просто партнер с ограниченным временем показа на рекламных щитах. Даже «Эвертон», который в 2014-м подписал новый контракт с Chang, все равно старался максимально следовать новым правилам: например, продавал детские комплекты игровой формы без пивного логотипа.

При этом Portman Group никогда не настаивал на полном бане: «Спонсорство алкогольных напитков в Великобритании вносит значительный вклад в динамичную и разнообразную экономику страны, а также позволяет вкладывать деньги в молодежные программы по всей стране».

Кроме того, официальная статистика в Великобритании уверяет, что уровень потребления алкоголя среди 16-24-летних снижается и без дополнительных ограничений, а количество детей, пробующих алкоголь, находится на рекордно низком уровне.

Германия и пивные чемпионские празднования

Пока английские клубы рекламируют компании со всего мира, немецкие сосредоточены на местном рынке. «Гамбург» спонсирует соседская Holsten Brewery (между пивоварней и стадионом – меньше 7 километров), «Штутгарт» – Dinkel Acker (6 км), «Боруссию» Менхенгладбах – Bolten-Brauerei (12 км по прямой).

Главная немецкая традиция – обливать друг друга пивом после выигранного трофея. Но это еще не все. Многие пивоварни выпускают специальные этикетки для любимых клубов.

Для «Айнтрахта» местный Wolters Pilsener в 2013 году нарисовал на банке льва в клубном шарфе, а Dinkel Acker выпустил для «Штутгарта» специальное фанатское пиво – в банке под цвет игровой формы.

«Бавария» и Paulaner

Громче всех о принадлежности к пивной нации в последние годы заявляет «Бавария»: во-первых, она монополизировала пивные фонтаны на чемпионских парадах, во-вторых, ежегодно отрывается на Октоберфесте.

В главном пивном фестивале могут участвовать только мюнхенские пивоварни. Они расставляют на специальной площади в центре города палатки, и самая большая (на 8,5 тысячи мест внутри и 2,5 тысячи снаружи) принадлежит как раз Paulaner – официальному пиву «Баварии». Футболистов и тренерский штаб в национальных костюмах там ждут каждый год.

Милее всего в отношениях клуба и пивной компании выглядел пресс-релиз о новом контракте в 2015-м: «Сегодня «Бавария» и Paulaner официально продлили сотрудничество до 2021 года, это произошло в таверне Nockherberg». Действительно, зачем нужны клубные офисы, если есть пабы при пивоварнях? 

Как дела в других странах? 

Пока в Англии и Германии пиво остается частью спортивного рынка и футбольной культуры, другие страны Европы жестче регламентируют их отношения.

Во Франции производители алкоголя не могут спонсировать спортивные клубы и лиги еще с 1991 года. Даже главный регбийный турнир Кубок Хайнекен для французских зрителей назывался «H cup». В Италии от алкогольных рекламных роликов особо оберегают детей: реклама запрещена в течение 15 минут до и после детских программ, а также с 4 до 7 вечера в теле- и радио эфирах.

А что в России?

Российский рынок раньше тоже захватили алкогольные бренды. Пиво Holsten в начале 90-х спонсировало «Торпедо», «Зенит» в 1995-1996 годах играл с логотипом «Балтики», чемпионство «Алании» до сих пор называют водочным: говорят, местные бизнесмены поддерживали футбол деньгами от водочной контрабанды. «Крылья Советов» получали процент от продаж фирменной водки «Совет от Крыльев», а матчи сборной России с 2001 по 2015 годы невозможно было представить без рекламы «Старого Мельника». 

В 2012-м в России запретили рекламу пива, но в 2014-м закон был изменен под влиянием ФИФА. Новые правила сделают исключение для одного из спонсоров чемпионата мира – марки Bud. Это пиво будут продавать на стадионах по ходу турнира: такие же правила действовали для Bud на Кубке конфедераций.

Сейчас официальный алкогольный спонсор есть только у «Спартака» – пиво «Трехгорное». Остальные клубы предпочитают подписывать в качестве «питьевых партнеров» производителей минеральной воды и газировки.

Бонус: три самые оригинальные рекламные кампании пивных брендов

«Виктория Плзень» и Gambrinus

Плзеньская «Виктория» подписала контракт с компанией Gambrinus и перед началом сезона-2017/18 установила на стадионе новые скамейки запасных – в виде пивных банок.

 

Сборная Испании и Cruzcampo

Cruzcampo – крупнейший производитель пива в Испании и часть корпорации Heineken – сотрудничает с испанской сборной с 2007 года и готовит рекламные акции к каждому большому турниру.

К чемпионату мира-2014 в Испании выпустили 10 миллионов банок с портретами игроков сборной, а человечка на логотипе Cruzcampo одели в форму сборной.

Но лучшим стоит назвать другой кейс. После Евро-2012 Cruzcampo отправил каждому чемпиону Европы ящик пива, равный его весу: Жорди Альба, например, получил 67 литров пива, а Хаби Алонсо – 84.

«Луго» и Estrella Galicia

Самую сумасшедшую форму сезона-2013/14 выпустили в испанской сегунде. Клуб «Луго» – из Галисии, где традиционным блюдом считается отваренный осминог; именно его щупальце нанесли на вратарский комплект формы. Полевые игроки получили чисто пивную футболку – в честь титульного спонсора Estrella Galicia.

Правда, по ходу сезона «Луго» играл в более строгих и официальных комплектах, а в форме с пивом и закусками провел только матчи предсезонки. 

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/ Alexander Hassenstein, Uriel Sinai, Scott Heavey, Ben Radford /Allsport, Alexandra Beier/Bongarts; liverpoolecho.co.uk; latasfc.files.wordpress.com; worthpoint.com; Twitter/cdeportivolugo, fcviktorkaplzen

100 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Тема Милевского не раскрыта
+187
-5
+182
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Зная sports, ожидал увидеть тут пару картинок и всё... офигел, когда зашёл)
+149
0
+149
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ливерпуль и карлсберг.. Были же времена)
+117
0
+117
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пиво - это хорошо, если знать меру)))
Мера - старинная единица объема, равная 26,24 литра
+84
-1
+83
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Уважаемые любители спортса и спорта! Желаю вам в следующем году побольше трезвых дней! Не пейте эту ссанину! Нас спаивают, я никакой не сектант, просто сам не заметил как футбол без пива стал не интересен, да и вообще в какой-то момент алкоголь заменил все интересы)) сейчас ничего не пью крепче кефира и радуюсь жизни! Всем здоровья, добра, счастья и любви!!
+94
-23
+71
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пивка для рывка, водочки для обводочки, кваса для точного паса и сухого для подачи углового.
+66
-3
+63
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
У Прокопа из старого минского Динамо спрашивают: - Это правда, что если бы вы не пили, то играли бы как Пеле? - Не з-з-знаю (Прокоп заикался), но если бы П-п-пеле п-п-пил как я, он п-п-просто п-п-п-омер бы.
+44
0
+44
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
рекламу алкоголя цензирируют по полной, а букмекерские конторы повсеместно занимают их место. чем алкоголизм хуже игровой зависимости?
+42
-1
+41
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ Evgueniy
От алкоголизма умирают, от игр только теряют деньги.
 

от игр теряют деньги, поэтому идут их искать или делают депрессивный суицид. ищут в большинстве своем быстрым способом, влипают в криминальную куйню - грабеж разбой -, начинают выносить вещи из дома, занимают и не отдают --- и все это ведет в подавляющем количестве случаев либо в тюрьму, либо в могилу, либо в могилу транзитом через тюрьму. и очень редко получается исправить ситуацию. почему в рекламных объявлениях пишут : лечим от нарко-,алко- и игрозависимости.(что на самом то деле полностью куйня, ибо научно доказано что любая зависимость формируется из-за отсутствия любви в жизни человека. никогда счастливый человек не пойдет бухать до потери сознания ибо у него есть другие способы получить порцию эндорфинов)
+18
-3
+15
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Donskoy89
Зная sports, ожидал увидеть тут пару картинок и всё... офигел, когда зашёл)
Это же Конурбаева, она всегда пишет нормальные и объёмные статьи
+12
0
+12
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
В своё время Карлсберг пил только из за Ливерпуля.
+11
0
+11
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ Mad Tom
Ливерпуль и карлсберг.. Были же времена)
Карлсберг - моча. А вот Пауланер шикарное пиво, особенно когда разливное в забегаловке а не бутылочное.
+11
0
+11
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Кто не курит и не пьет, тот в состав не попадет!
+9
0
+9
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Добрый вечер! Подвох в том, что к сожалению зависимость и начинается с того самого первого бокала пива..
А зачем человеку тогда сила воли, характер, разум?
+8
0
+8
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пиво - это хорошо, если знать меру)))
+9
-2
+7
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Уважаемые любители спортса и спорта! Желаю вам в следующем году побольше трезвых дней! Не пейте эту ссанину! Нас спаивают, я никакой не сектант, просто сам не заметил как футбол без пива стал не интересен, да и вообще в какой-то момент алкоголь заменил все интересы)) сейчас ничего не пью крепче кефира и радуюсь жизни! Всем здоровья, добра, счастья и любви!!
Тимур, соглашусь с вами, но бокал пива, а не того пойла, что у нас продается, еще никому не навредил.

Вас с НГ, здоровья и счастья!
+6
-1
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Дарья славно поработала. Пил почти все кроме совсем неизвестных брендов типа Тая, и Ньюкасл вкуснейший, а вот Coors моча. Еще кстати шотландский лагер Tennents не упомянули, который спонсировал Селтик и Рейнджерс параллельно, пока Джерс не отправили в низшие лиги.
+7
-2
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ KINAP
Тимур, соглашусь с вами, но бокал пива, а не того пойла, что у нас продается, еще никому не навредил. Вас с НГ, здоровья и счастья!
Абсолютно согласен! Пиво должно быть пивом, а не растворителем с добавлением алкоголя))) И кстати, от натурального пива не болит голова, и башню не сносит.
+6
-1
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Pax
У тебя может и начинается, за всех-то не говори. Наследственность и предрасположенность никто не отменял. Глупо отрицать, что, например, финнам и татарам алкоголь даётся хуже, чем русским. Немцы веками глушат пивко -- и ничего, процветают себе.
А я и не говорю за всех, просто пожелал вам трезвой жизни,добра и счастья! Что за негатив?!
+8
-4
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Блин, где можно достать форму Луго из Галисии???
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Крумкачы и Крынiца в Беларуси
+4
-1
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Mad Tom
Ливерпуль и карлсберг.. Были же времена)
Еще были Tottenham и Holsten
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ KINAP
Тимур, соглашусь с вами, но бокал пива, а не того пойла, что у нас продается, еще никому не навредил. Вас с НГ, здоровья и счастья!
Добрый вечер! Подвох в том, что к сожалению зависимость и начинается с того самого первого бокала пива..
+7
-4
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Чебоксарский пивовареный завод выпускал в 1990-2000 хх пиво "Вперед, Спартак!". в Чувашии оно продавалось достаточно активно - в Чебоксарах была команда "Спартак" и одноименный стадион в центре города. это пиво с удовольствием пили и болельщики московского "Спартака". жаль до рекламного контракта дело не дошло... а вот Трехгорное очень креативно поступает с рекламой - большой респект им, хотя пиво среднее
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
С этим никакое пиво не сравнится. https://www.vintagefootballshirts.com/uploads/products/images/1990-91-scarborough-home-shirt-5748-1.jpg Хотя Карлсберг и Ньюкасл Браун Эль действительно самые крутые истории долгого сотрудничества, особенно звезда у Ньюкасла с мостом внутри. http://www.oldfootballshirts.com/img/shirts/14/thumbs/football_shirt_2507_1_500x375x1.jpg
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий