6 мин.

Мам, купи!

Каждый год футбольные клубы представляют свои новые комплекты джерси на сезон. Единицы придумывают что-то кардинально новое и отличающееся от предыдущих комплектов, большинство же корректируют детали и представляют улучшенную старую версию как принципиально новый комплект. Преданные болельщики, конечно, обновляют фанатские джерси, дабы следить за модой клуба. Однако, если отбросить стремление соответствовать моде, зачастую желания купить новую форму любимого клуба не возникает. Поэтому демонстрация разных форм от наших команд встречается очень позитивно, правда, в большинстве случаев это всё выглядит как обновление приложения, когда максимум меняется мелочь, а весь основной дизайн остаётся прежним.

Какие проблемы могут возникнуть, если менять в форме лишь пару деталей?

Для владельцев клуба, которые хотят чуточку, но всё же зарабатывать не только на матчах, но и на продаже сопутствующей продукции, всегда встаёт вопрос формы/джерси команды. И это в действительности так, ведь разработка формы — очень ответственный процесс. Любое резкое изменение айдентики может быть воспринято в штыки. Вот выскажу такое мнение и своё «фи», но мне не нравится серо-белый свитер ХК «Спартак» этого сезона! Для меня он непонятен, я бы даже согласился, если бы они вместо него оставили предсезонный свитер белого цвета, но не серый. Так как в моей голове не укладывается сочетания серого цвета с ХК «Спартак». (Кстати говоря о проблемах с дизайном форм. Основной проблемой для форм мне видится скудность цветовой палитры.)

Многие помнят историю из футбола, как ФК «Ювентус», сменив логотип команды, вначале получил гневные отклики от закоренелых болельщиков. Клуб хотел привлечь новых болельщиков, а лучшего инфоповода и не придумать было. Ведь так же они презентовали новую форму и не в классическую черно-белую полоску, а с лёгким вибрированием цветов. Неизвестно, сколько новых фанатов они привлекли, но вот старых знатно позлили.

И вот с такими проблемами могут встретиться не только владельцы клуба, но и пиар-отдел, ведь им придётся полноценно присутствовать при процессе изготовления формы, а в дальнейшем согласовывать это всё. Это титанический труд, требующий больших усилий, который не каждый из нас сможет оценить.

Буду честен в этом абзаце, я купил бы джерси/свитер любимого клуба, будь она хоть капельку уникальна и неповторима. Условно, я не прошу от пиар-отдела каждый сезон делать форму-шедевр, я прошу сделать форму с продуманным дизайном, которая пусть будет несколько сезонов к ряду не меняться, но при этом пусть будет уникальной. Чем важна джерси?

Причастностью к какому-либо клубу, но я не готов покупать каждый год новую форму, ведь по факту в ней ничего не меняется. И многим болельщикам пофиг на технологии, которые используют те или иные компании для создания формы, в большинстве случаев им важен дизайн, цвет формы и стоимость. Многим клубам, конечно, удаётся продавать один и тот же хоккейный свитер на протяжении многих лет, называя это «новой формой».

Тем прекраснее формы в этом году у таких клубов, как: 1) «Салават Юлаев»;

2) «Металлург Магнитогорск»;

3) «Нефтехимик»; 4) «Сочи». Клубы с Урала выбрали новую цветовую палитру, уфимский клуб выполнил предсезонную игровую джерси в ярко-салатовом цвете, а герб клуба, рукава и надпись города Уфа в чёрном цвете.

«Магнитка» сделала практически то же самое, только использовала ярко-оранжевый оттенок с чёрным цветом.

«Нефтехимик» в честь юбилея переделал айдентику на форме, цвета и шрифт, что хорошо мне напомнило форму клуба из НХЛ «Бостон Брюинз».

У «Сочи» сейчас не идёт игра от слова совсем, но при этом они выпустили новую форму, сменили герб клуба, и он смотрится более современно. Хотя не все спортивные эксперты оценили такую смену айдентики.

Какие существуют проблемы?

Одна из главных проблем для хоккейных клубов по изготовлению джерси — это количество фирм, которые могли бы этим заниматься. Серьёзно, у нас 2-3 конторы одевают всю КХЛ: это Lutch и Steel Axes. Условно у каждой конторы есть готовый шаблон, из-за чего им не нужен дизайнер, который мог привнести свой авторский почерк для джерси, а можно просто взять и наклепать 10-15 типовых комплектов и использовать классический набор палитры, не задумываясь о каком-либо творчестве.

Клубы КХЛ использует сочетание 8-9 цветов, а в клубах ВХЛ максимум 6 цветов. Вроде бы и достаточно, чтобы составлять композиции для хоккейных джерси, а вроде и нет. И согласитесь не многие клубы рискуют экспериментировать с формой, если и есть эти эксперименты, то с альтернативной формой.

Возможно, не у всех клубов есть в штате дизайнер, чаще всего работой дизайнера может заниматься SMM-щик, который сделает проект формы на «отвали», так как это не его обязанность.

Почему это важно?

Некоторые формы становятся живой классикой, которые в последующем становятся достаточно лакомым кусочком на вторичном рынке для коллекционеров. К примеру, сейчас найдите оригинальную форму ХК «ЦСКА» с пингвином на логотипе — их попросту нет, а такие формы запоминаются. Так ещё стоимость этого комплекта на вторичном рынке очень высока. Такие формы и должны быть!  

Не зря в НХЛ периодически проводят опросы среди болельщиков и среди игроков, чья форма самая красивая/запоминающаяся. Даже наши хоккеисты говорят об этом, вот слова Евгения Малкина: «В детстве я симпатизировал «Колорадо» и «Детройту», но свитер «Чикаго» даже тогда казался мне очень красивым. Сейчас форма «Питтсбурга» для меня на первом месте, но если мы говорим о втором, то это, пожалуй, «Чикаго».

Помимо Малкина, эту форму с индейцем отмечали такие звёзды НХЛ, как Марк-Андре Флёри, Коннор МакДэвид и др.

Этот текст-порыв движется к завершению, но я так и не ответил, какие формы в этом сезоне понравились мне, так вот они (сразу оговорюсь, тут нет какого-либо рейтинга по красоте): 1) Новая домашняя форма ХК «Сочи»; 2) Домашняя и выездная ХК «Лада»; 3) Юбилейная форма ХК «Нефтехимик»; 4) Альтернативная форма ХК «Салават Юлаев»; 5) Альтернативная форма ХК «Металлург Магнитогорск»; 6) Альтернативная форма приуроченная к акции ДоброFon ХК «Металлург Магнитогорск»; 7) Домашняя форма ХК «Северсталь». Также можно отметить выездную форму ХК «Барыс», приуроченную к Новому году, которая была сделана по другой технологии и смотрелась, естественно, по-другому.

Вот с ВХЛ посложнее для меня было, так как формы клубов достаточно однотипны в большинстве случаев. Но даже среди них есть некоторые алмазы: 1) Домашняя форма ХК «Южный Урал» Орск; 2) Домашняя форма ХК «Норильск»; 3) Альтернативная форма ХК «Нефтяник»; 4) Домашняя форма ХК «Металлург Новокузнецк».

Это вопрос вкусовщины, не более, однако, на вкус и цвет все фломастеры разные.

Пускай такие формы будут обновляться раз в несколько лет, но нашим командам надо работать в этом направлении.