4 мин.

Лимит на легионеров: взгляд из Европы

В последнее время одной из самых острых тем в российском футболе стала дискуссия вокруг лимита на легионеров. Еще в декабре прошлого года исполком РФС утвердил новую формулу «10+15» в заявке на сезон, но буквально месяц назад Министерство спорта отвергло это предложение. На днях министр спорта Виталий Леонтьевич Мутко предложил другую схему – 6 россиян плюс 5 иностранцев на поле. А как дело с этим вопросом обстоит в чемпионатах так называемой «большой пятерки» (Англия, Германия, Италия, Испания, Франция)? Попробуем изучить проблему.

Буквально каких-то два десятилетия назад участие иностранных футболистов в чемпионатах Старого Света жестко ограничивалось. Переломным моментом здесь стала первая половина 1990-х годов и так называемое «дело Босмана». Бельгийский футболист Жан-Марк Босман, серьезно ущемленный в правах вследствие жестких норм и ограничений, подал сразу два иска в Европейский суд. Судебные инстанции приняли решение в пользу истца, и в 1995-м году было принято постановление, согласно которому национальные и международные спортивные организации не имеют права ограничивать доступ к своим соревнованиям для иностранцев. 

«Дело Босмана» в корне изменило ситуацию. Понятие «легионер» было отменено для всех граждан Евросоюза. Тем не менее, в последнее время в Европе опять разгораются жаркие споры на данную тему.

Наиболее либеральной по отношению к иностранным футболистам на данный момент является Англия. Лимита на данный момент там de facto не существует, хотя есть оговорка о том, что легионер должен провести за последние два года 75% матчей за свою национальную сборную. Впрочем, руководители клубов АПЛ и это ограничение научились с огромным успехом преодолевать за счет различных тонких нюансов. В итоге Англия сейчас лидирует по количеству иностранных игроков – на данный момент почти 70% футболистов Премьер-лиги имеют иностранное гражданство. 

Англичане понимают, что такая ситуация совсем не идет на пользу их сборной. И в марте 2015 года вокруг проблемы иностранцев вновь разгорелись ожесточенные дискуссии. В результате лимит на легионеров вскоре будет ужесточен. Начиная с 2015 года в заявке того или иного клуба на сезон должно присутствовать не восемь доморощенных игроков, как раньше, а двенадцать. Но и это ограничение крайне условно, поскольку «доморощенными» в Англии считаются не только воспитанники клуба, но и футболисты, пробывшие в команде в период с 15 до 18 лет. По факту, "доморощенным" может считаться и человек, перешедший из другого клуба, и даже приехавший из другой страны. 

В чемпионате Германии лимита по факту тоже нет. Но и тут есть некоторые тонкие нюансы. В заявке каждого клуба Бундеслиги на сезон должно присутствовать как минимум 12 немцев.

В странах юга Европы (Франция, Италия, Испания) ограничения более серьезные, но при этом все равно преодолимы при большом желании. Так, в испанском первенстве на поле запрещено находиться одновременно трем игрокам, не имеющим гражданства Евросоюза. Тем не менее, этот барьер легко обойти, поскольку получить паспорт ЕС в Испании – проще простого. Поэтому если мы заглянем в заявки любого испанского клуба на сезон, то найдем там сразу нескольких футболистов с двойным гражданством. Такими игроками, например, являются Лионель Месси из «Барселоны», Марсело из мадридского «Реала», Диего Годин из мадридского «Атлетико». 

Во Франции легионерами не считаются игроки из стран, входящих в ЕС, а также представители государств, которые ранее являлись французскими колониями (Алжир, Камерун, Сенегал и так далее). Именно этим и объясняется такое количество арабов и африканцев в заявках французских клубов. При этом стоит отметить и то, что большинство молодых футболистов из числа африканцев имеют возможность получить французское гражданство и выступать за сборную этой страны. 

В Италии лимит, казалось бы, весьма серьезный: всего один футболист из стран, не входящих в ЕС, может в течение года пополнить клуб серии А. Но и здесь все очень легко обходится путем получения гражданства ЕС. Двойное гражданство имеют, например, Стефан Эль-Шаарави из «Милана», Хуан Пабло Каррисо и Мауро Риверо из миланского «Интера». Поэтому здесь ситуация во многом идентична той, что сложилась в испанском чемпионате.

Вопрос лимита на легионеров – тема острая не только в России, но и в Европе. Тем не менее, европейцы гораздо быстрее вырабатывают то или иное ограничение (причем зачастую весьма условное) и вводят его в действие. Российские же спортивные и футбольные чиновники не могут разобраться между собой уже в течение полугода. Будем надеяться, что вскоре футбольная общественность сможет узнать, какие же именно ограничения на иностранцев будут введены в нашем чемпионате. 

Дмитрий Матвеев