Блог Нулевой меридиан

11 советских фильмов о футболе, которые надо видеть

Удар! Ещё удар!

Год: 1968

Режиссер: Виктор Садовский

Сюжет фильма построен вокруг фигуры главного тренера ленинградской футбольной команды "Заря". Андрей Таманцев – бывший футболист. В годы Великой отечественной войны выступил инициатором матча в блокадном Ленинграде, проведение которого должно было продемонстрировать фашистам, что дух защитников города не сломлен. Тогда же потерявший семью офицер решает усыновить спасенного в развалинах после бомбежки мальчика.

В послевоенные годы Таманцев тренирует "Зарю". В команде играет и приемный сын Сергей. Клуб успешно выступает в международном турнире – Кубке северных морей (прототип - реально существовавший турнир на Кубок Прибалтийских стран). Перед финалом  Таманцев отчисляет лучшего бомбардира, опоздавшего на сбор после очередной пирушки. Но вскоре в такую же ситуацию попадает Сергей. Волевым решением Таманцев выводит из состава и его, оставшись на решающий матч с необстрелянным дублером. А играть с немцами, и поражение просто неприемлемо – на дворе послевоенные 60-е.

Фильм, возможно, не слишком силен с точки реалистичности и чересчур пропитан идеологией. Советские футболисты играют красиво, в духе fair-play, соперник – грязно и ради денег. Но это компенсируется довольно реалистичными кадрами с самого финала, трансляция которого занимает добрых полчаса. Удачно переданы антураж и дух эпохи.  Таманцев-младший разрывается между футболом и наукой. Так поднимается проблема перспектив игроков после окончания карьеры. Ну и конечно великолепен сыплющий мудрыми фразами Таманцев-старший.

– В Советском Союзе нет профессионального футбола. Вы – профессионал?

– Быть быстрым, ловким и сильным - не профессия. Профессия – учить этому. Поэтому да, я – профессионал.

Вратарь

Год: 1936

Режиссер: Семен Тимошенко

Наивный и добрый фильм о совсем ранних для футбола временах, когда «Торпедо» еще писали через «э», а в гости могла приехать «лучшая команда Запада» «Клуб черных буйволов», словно сошедшая со страниц произведений Фенимора Купера. В нелегкие годы коллективизации спорт становился одной из немногих отдушин для народа. Простой сельский парень Антон Кандидов – передовик в бригаде грузчиков, причем женской. Возит по Волге на весельном судне с парусом и толпой девушек арбузы. Поет песни, купается в комплиментах – романтика. Кстати, песни вы наверняка узнаете, даже если никогда не видели фильм раньше.

Случайно проезжающие мимо футболисты заводской команды видят, как ловко Антон ловит и бросает арбузы. А это посложнее мяча. Парня приглашают попробовать силы в Москву. Видимо, американцы до сих пор черпают свои представления о русских, глядя на Кандидова. В столицу тот является с курами, поросенком, в расшитой узорами народной рубахе и разве что без балалайки. Однако с первых же тренировок становится ясно – пробить Антона практически невозможно. «Гидро-Р» получает джокера на игры с принципиальными соперниками из «Торпедо». Всеобщее восхищение, репортажи в газетах и внимание девушек крепко бьют в голову. И Кандидов хватает звездную болезнь. А матч сборной СССР против «Черных буйволов» уже совсем скоро.

– Я лично ничего смешного на горизонте не наблюдаю.

Ни слова о футболе

Год: 1973

Режиссер: Исаак Магитон

Славик Коротков – раздолбай, на которого постоянно жалуются учителя. Все свободное время он проводит на площадке. Там Славик – король. Накручивает полкоманды и забивает пачками. Случайно игру одаренного мальчишки замечает тренер местной детской команды «Комета» Ким Петрович. Обаятельный и интеллигентный Ким убеждает родителей, что футбол, в сущности, не так уж бесполезен. И они дают добро на серьезные занятия. Параллельно развивается характер младшей сестры Славика – ершистой, с обостренным чувством справедливости Нади.

Славик быстро становится ключевым игроком, почти звездой. Финальный матч детских межрегиональных соревнований транслируют по телевидению. Коротков, конечно, забивает и приносит победу. Учителя, родители и знакомые семьи в эйфории. Единственный человек, кто обращает внимание на сказанную комментатором фразу «13-летний Славик Коротков», оказывается Надя. Все дело в том, что Славику уже 14, и на соревнованиях для 13-летних он выступать не мог. Перед девочкой, которая и сама не подарок, встает сложный моральный выбор.

А еще в этом фильме можно увидеть совершенно непривычного Александра Демьяненко. Вместо блондинистого ставшего брендом Шурика серьёзный брюнет в роли отца Славика и Нади. И конечно гол юного Федора Черенкова в падении через себя. Остальных юных футболистов тоже сыграли реально занимавшиеся в спортшколах «Локомотива», «Торпедо» и «Спартака» дети.

Я, конечно, догадывался, что Славик играет в футбол после уроков. Или даже вместо уроков. Но я не думал, что это так серьезно.

Запасной игрок

Год: 1954

Режиссер: Семен Тимошенко

Еще один фильм с участием звезды советских комедий. Герой Вицина – подающий надежды футболист. Но пока Вася Веснушкин в силу молодости и недостатка опыта сидит на скамейке. А его старший брат Александр, лидер заводской команды «Синие стрелы» блистает на поле. Да еще и подбивает клинья к гимнастке Вале, в которую влюблен Веснушкин-младший. Однако по ходу фильма позиции братьев здорово меняются.

Старший не верит в успех команды в финале с крепким «Вымпелом», а по дороге на матч ввязывается в скандальную историю, вызвав на поединок старика, оказавшегося загримированным боксером. Рисковать лучшим форвардом перед финалом команда не может, и за брата выходит биться Вася. Молодой Веснушкин проявляет себя бойцом на ринге, и в конечном счете тренер Лев Палыч, строгий, но правильный мужик, принимает неожиданное для всех решение: поставить в основу на финал не того брата.

Не возьмем его. Вышли мы в финал без Бамбасова, и кубок должны выиграть без Бамбасова. Нет спортивной чести тому коллективу, который норовит чужими ногами жар загребать.

Секундомер

Год: 1970

Режиссер: Резо Эсадзе

Действие фильма переносит нас в конец 60-х, вскоре после ЧМ-66 в Англии. Еще в строю Лев Яшин, а имя его партнера по сборной Сергея Лаврова мелькает на передовицах газет так же часто, как нынешнего министра иностранных дел. Худощавый скуластый Лавров - лучший форвард "Спартака" и сборной. Забив в первом же матче, на высочайшем уровне Сергей отыграл уже 15 лет. Пришла пора заканчивать.

Однако вместо помпезного прощального матча в Москве Лавров предпочитает завершить карьеру в рядовой игре с "Авангардом" на Кубок СССР в провинции. Ни партнеры, ни тренер, ни болельщики не понимают этого решения. Однако интуиция, позволявшая форварду все эти годы оказываться на поле в нужное время и в нужном месте, подсказывает ему: что-то должно случиться. Гуляя по городу накануне матча, Сергей встречает свою школьную любовь, с которой не виделся почти 20 лет.

Собственно футбола в фильме немного, а ключевые темы лежат в сфере психологии. Публичность, когда на улице тебя постоянно узнают и не дают прохода. Дилетантские вопросы о футболе, которые каждый считает себя обязанным задать известному игроку. И конечно вопрос выбора, внутренней борьбы звездного футболиста, время которого на поле уже начало обратный отсчет. Тренер снимет Лаврова с игры за несколько минут до конца, а сменивший его юниор сравняет счет, переведя матч в дополнительное время. Но Сергей этого уже не увидит – с футболом покончено.

– Все-таки, что это такое, твой футбол? Это что, гашиш? Бегство от жизни? Почему он собирает столько людей?

– Где я только ни был – столько стран, столько людей. Чужие друг другу, мне чужие. А как придут на стадион – вроде бы родня. Чувствуешь, что вот еще чуть-чуть, и поймешь их.

Первая ласточка

Год: 1975

Режиссер: Нана Мчедлидзе

Действие переносит нас в дореволюционную Грузию, где в жители порта Поти самозабвенно гоняют мяч после рабочего дня. Правил самый минимум, важнее ежедневная интрига. Кто будет сильнее на этот раз, женатые или холостые. Холостяки моложе, но разница нивелируется наличием в составе женатых Ясона. Обладатель пушечного удара когда-то поиграл в Европе, и в конечном счете бей-беги ему надоедает. Именно в этот момент юноша Гвича, впервые увидевший игру, загорается желанием познать настоящий футбол.

Под руководством Ясона другие любители начинают тренироваться, обзаводятся формой и даже обыгрывают команду из другого города. Однако от увлечения Ясона футболом не в восторге его жена. Да и семьи остальных «женатиков» протестуют – надо детей кормить, а не самим в них превращаться. Тем временем «Ласточка» выходит на международный уровень – город-то портовый. Сперва турки, затем англичане…

– Предлагает играть на деньги. Победителю червонец.

– В футбол на деньги? Разве так можно?

Мой лучший друг – генерал Василий, сын Иосифа

Год: 1991

Режиссер: Виктор Садовский

Естественно, картину необходимо рассматривать в контексте эпохи – Перестройка, СССР на грани краха. Момент истины, когда срываются покровы с сакральных вещей. Это сейчас футболистам запрещают в отпуске прокатиться на лыжах, чтобы не поломать себе что-нибудь ненароком. А сразу после войны играть одновременно и в футбол, и в хоккей, причем на самом высоком уровне, было нормой. Однако Всеволод Бобров всё равно остался уникумом – капитан сборных страны по обоим видам спорта!

В фильме же в фокус взяты взаимоотношения легендарного спортсмена с сыном Сталина, Василием. Великолепная актерская игра Бориса Щербакова и Владимира Стеклова делает героев очень характерными. Боевой летчик, босс послевоенных ВВС, генерал Василий комплектовал ведомственные команды любой ценой. Звания, квартиры, машины – нехитрые способы переманить лучших спортсменов. Показаны и борьба с Берией, под которым ходили «Динамо» разных мастей, и методы работы с судьями, и бесчисленные кутежи с алкоголем, баней и девочками.

Посреди всей этой кутерьмы Бобров, показанный под фамилией Багрова, долгое время лавирует, не злоупотребляя авторитетом своего друга и покровителя. В стан ВВС Всеволод перейдет уже ближе к закату футбольной карьеры. Однако именно он окажется одним из немногих людей, не отвернувшихся от впавшего после смерти отца в немилость Василия Иосифовича. Почти до самой смерти генерала спортсмен будет поддерживать с ним дружбу. Параллельно показаны отношения самого Багрова с двумя его женами и друзьями, партнерами по команде. Все ключевые события отражают реальные факты биографии Боброва. В том числе авиакатастрофу, в которой погибла вся команда ВВС, кроме случайно проспавшего вылет Севы.

Сцены времен еще неразвитого социализма.

11 надежд

Год: 1975

Режиссер: Виктор Садовский

Сборная СССР проигрывает немцам, и руководство решает сменить тренера. На пост возвращают Василия Воронцова, уже работавшего с командой 10 лет назад. Несмотря на неприятный осадок от прошлого увольнения, тренер поддаётся на уговоры и начинает селекцию.

34-летний капитан Лавренев, которого многие уже отправили на пенсию и одаренный юниор Косичкин, которого ветеран натаскивает себе на смену. Хандрящий хавбек Соколовский, которому жена поставила ультиматум: она и дочь или футбол. Форвард Бабочкин из первой лиги, которого не хочет отпускать тренер - у команды в кои-то веки реальные шансы подняться в вышку, а на носу матчи с конкурентами. Бомбардир Сергей Романцев, набирающий форму после отрыва мениска. Всем им есть, что доказывать.

В фокусе - последний этап квалификации на ЧМ. Дома наши в упорной борьбе одолели испанцев 1:0. В Мадриде испанцам нужна только победа, а они чертовски хороши. Побывав накануне игры на корриде, сборная СССР понимает: завтра и её ждёт участь быка. Фильм динамичный, смотрится на одном дыхании.

Спортивная составляющая не единственная. Есть  романтические отношения между Романцевым и девушкой-хирургом, оставившей ему шансы вернуться на прежний уровень. Натурально прописан образ Председателя федерации футбола СССР, постоянно лезущего к Воронцову с рекомендациями кого выпускать и как тренировать. Армен Джигарханян в роли горячего испанского тренера и конечно репортаж Николая Озерова из Мадрида - для всех, кто не застал мэтра вживую.

11 самых сильных на сегодняшний день футболистов - это ещё не команда. Главное - собрать такой коллектив единомышленников, в котором не будет ни человеческой, ни игровой несовместимости. 

Футболист

Год: 1990

Режиссер: Александр Гордон

Валентин Гафт в главной роли и Александр Гордон в качестве режиссера-постановщика изначально задают определенную планку. Фильм основан на повести Анатолия Степанова о бывшем футболисте Олеге Норове, который пытался противостоять дельцам теневого тотализатора. Норов, став тренером, замечает на одном из матчей позиционный просчет защитника, приведший к голу. Олег Александрович уверен - выпестованный им юниор не мог так грубо ошибиться.

Несколько встреч с нужными людьми и сопоставление фактов приводят Норова к выводу: матчи чемпионата страны продаются и покупаются, их сценарий и итоговый счет прописаны заранее. С помощью нескольких старых друзей Норов начинает расследование. Распутав клубок, он решает сорвать договорной матч. Игра действительно проходит честно и завершается не с тем результатом, которого ждали серые букмекеры. Но за все нужно платить, и ценой становятся человеческие жизни.

Футбол - это не просто 22 бугая, гоняющие мяч. За это отдают жизнь, получая взамен травмы. В футболе есть всё - счастье и горе. Не должно быть только одного - мошенничества.

Гол в Спасские ворота

Год: 1990

Режиссер: Павел Любимов

В основе сюжета лежит первое в истории участие сборной СССР в олимпийских играх. Картина пронизана политическими моментами. Послевоенное время, 1952 год. Разгорается конфликт между СССР и дружественной Югославией. Всеволод Лосев, в котором легко угадывается легендарный Бобров, главная звезда отечественного спорта. Его узнают примерно везде, а сам Сева позволяет себе заметно больше, чем простые смертные.

Капитана сборной Алексея Григорьича, в годы войны побывавшего в плену, накануне отъезда в Хельсинки меняют на необстрелянного юниора, у которого нет пятен на биографии. Попытка Лосева вступиться бесполезна. В четвертьфинале сборная попадает на югославов, и на кону оказывается неизмеримо больше, чем просто путевка в полуфинал.

В фильме используется много архивных съемок с реальных матчей того времени, но решающая игра снята уже в наши дни и на вполне сносном уровне. Вплетена и любовная линия. У Лосева роман с актрисой Людмилой, но в их отношения вклинивается младшая сестра, беззаветно влюбленная в футболиста. Собственно футбола в фильме не так много, зато хватает острых диалогов.

- Всеволод Михалыч, а может наша команда завоевать золотые медали?

- Да все может быть. Правда, нам начальство бронзу уже запланировало, потому что у нас нет опыта международных встреч.

- Но у нас же есть сила духа, помноженная на чувство патриотизма.

Третий тайм

Год: 1962

Режиссер: Евгений Карелов

В основе фильма лежит реальная, пусть и обросшая дегендами история о Матче смерти в Киеве в 1942 году. К годовщине начала Великой Отечественной немцы хотят сыграть в оккупированном Киеве выставочный матч для "нормализации отношений". Для этого из числа военнопленных извлекаются бывшие футболисты. Их отмывают, одевают, откармливают и обещают выдать паспорта после игры.

Играть никто не хочет - футболисты готовят побег, но из-за предательства одного из игроков план срывается. Приходится всё же выйти на поле. Стадион окунает с головой в футбол начала века. Поляна с проплешинами, убогие трибуны со скамейками, забитые битком в отличие от современных нынешних полупустых арен. В первом тайме немцы размазывают вяловатых советских футболистов, уходя на перерыв с перевесом в три мяча. Однако во второй половине наши собираются и гол за голом сокращают отставание.

При счете 3:3 матч приостанавливают. Немецкий майор жестко пихает своим, а наших обещает расстрелять, если они не проиграют. Советские игроки стоят перед моральным выбором - поражение на поле и свобода, или победа и смерть. Не для каждого из них выбор этот очевиден, а на поле начинается настоящая бойня.

- Как ответственный матч - у меня любовь. Месяцами держались бабы, не сдавались, а перед самым матчем - подай им Фокина.

 

P.S.: Если вдруг упустил какой-то достойный советский фильм - подскажите в комментариях.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья