13 мин.

Дерби по-екатеринбургски: «Автомобилист» против «Автомобилиста»!

Почти десять лет назад, в январе 2007-го, в столице Урала состоялись последние в истории свердловского хоккея официальные матчи с участием двух команд из одного города.

По иронии судьбы, в этих матчах регулярного чемпионата ПХЛ встречались проводивший свой финальный сезон бывший флагман екатеринбургского клубного хоккея, сменивший историческое название «Автомобилист» («Спартак») на «Динамо-Энергия», и живший первые дни новоиспеченный «Автомобилист».

«Автомобилист» vs СКА

А начиналось все сорок с лишним лет назад, осенью 1974 года, когда в Свердловске и состоялось первого городское «дерби» с участием еще не так давно выступавшего в высшей лиге «Автомобилиста» и победителя турнира второй лиги СКА.

Казалось бы, явным фаворитом в этом противостоянии должен был быть куда более опытный «Автомобилист», временно покинувший высшую лигу весной 73-го. Но это утверждение верно лишь отчасти, поскольку на поверку состав СКА был в этот момент, как минимум, не слабее, чем у вице-чемпиона первого дивизиона.

Играли в армейской команде тогда, например, такие отлично известные болельщикам мастера, как челябинцы Валерий Аровин, Борис Молчанов и Михаил Природин, Геннадий Шаповалов из Серова, пермяки Александр Величко и Владимир Ермашов, воспитанник ЦСКА и даже будущий главный тренер сборной России Владимир Плющев.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/5c/da795fcd14d77b9cbbfdd60021d41.jpeg

Наконец, пополнили ряды СКА недавние и будущие игроки «Автомобилиста», в том числе уже познавшие вкус высшей лиги Григорий Велижанин, Юрий Глотов, Юрий Дятлов, Александр Куликов, Виктор Кутергин (причем звезда «Автомобилиста» регулярно забивал своей бывшей и одновременно будущей команде), Сергей Лях, Сергей Печенин, Владимир Подтяпурин, Сергей Селиванов и Василий Татаринов.

Не случайно ведь по итогам чемпионата СССР-1974/1975 среди клубов первой лиги армейцы Свердловска, возглавляли которых Игорь Малахов (отец будущей звезды ЦСКА и НХЛ Владимира Малахова)

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/75/c5234647f491e8237e84131f3b13a.jpeg

и Владимир Альфер, некогда тренировавший в чебаркульской «Звезде» Александра Гусева, Валерия Харламова и Николая Макарова, заняли шестое место, показав лучший результат в своей истории.

К слову, началась эта история в 1946 году, когда предшественник СКА под названием ОДО был одним из участников дебютного чемпионата СССР среди команд первой группы. А нападающий свердловской армейской команды Георгий Логинов стал автором первой шайбы турнира, причем забил он ее в ворота ЦДКА.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/03/c7718326f488d8671c8e84435bf7d.jpeg

Что касается «Автомобилиста», то, не сумев в первом же сезоне выполнить задачу по возвращению в высшую лигу, оступившись в переходных играх с ленинградским СКА, он и в 1975-м остался вторым. Как в регулярном чемпионате, так и в двухматчевой «переходке» против тех же армейцев из Ленинграда.

Не помогли «Автомобилисту» победить и приглашенные как раз из свердловского СКА мастеровитые нападающие Владимир Синенко, Владимир Щеглов, а также Владимир Лубкин, хорошо известный по выступлениям за пермский «Молот», московский «Спартак» и рижское «Динамо».

Любопытным представляется противостояние двух свердловских команд и в сезоне-1975/1976, в котором каждая из команд одержала по две формально гостевые победы. Ведь по его итогам СКА, заняв седьмое место в чемпионате, в первый и последний раз оказался выше земляков, финишировавших лишь одиннадцатыми. Причем набравший одинаковое с «Автомобилистом» количество очков СКА МВО (Липецк), команда Альберта Данилова опередила только за счет большего количества побед.

Стоит заметить, что в межсезонье друзья-соперники произвели очередную рокировку игроков: в «Автомобилист» из СКА перешли «отслужившие как надо» защитник из Нижнего Тагила Юрий Глотов и вернувшийся в родной для себя профсоюзный клуб нападающий Александр Куликов.

В обратном же направлении последовали вратарь Сергей Лобов, защитники Рафигула (Виктор) Заитов и Александр Карцев, а также опытный 26-летний нападающий Геннадий Лузгин, составившие в СКА компанию чемпионам мира среди молодежи Александру Балдину и будущему триумфатору Кубка Канады-1981 Сергею Шепелеву.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/8f/c245ee29346eb95fe9a50940cc17c.jpeg

Двое последних, к слову, не смогли отказать себе в удовольствии забить «Автомобилисту», и после двух армейских сезонов закономерно стали игроками главной команды Свердловской области.

Последняя встреча «Автомобилиста» и СКА произошла в сезоне-1981/1982 — одном из самых грустных в истории свердловского хоккея. «Автомобилист», переживавший очередной кризис смены поколений (и естественного для него снижения спортивных результатов), по итогам чемпионата занял только девятое место, отстав от победителя («Сибири») на 42 очка.

Отмечу, что победную шайбу в заключительной игре, состоявшейся 17 февраля 1982 года и завершившейся разгромной победой «Автомобилиста» 6:0, забросил нападающий Юрий Федоров, в трех последних играх-дерби отличившийся пять раз. А пятью годами раньше отец недавнего игрока КХЛ Евгения Федорова, будучи хоккеистом СКА, неоднократно поражал ворота и «Автомобилиста».

СКА же в сезоне-1982 и вовсе оказался на 15-м месте, в результате на четыре сезона вернувшись во вторую лигу. Не помогли армейцам спастись от вылета ни игравшие в его составе недавние чемпионы СССР среди юношей и будущие лидеры «Автомобилиста» Александр Безроднов, Александр Каменский, ни бронзовый призер юношеского чемпионата Европы-1979 Сергей Михайлов.

Правда, один матч из четырех армейцы у «Автомобилиста» все же на прощание выиграли. Возможно, кстати, что именно эта победа позволила СКА опередить на одно очко прокопьевский «Шахтер» и финишировать хотя бы предпоследним…

1974

30.10. «Автомобилист» — СКА — 9:5. Шайбы: Баулов-3, Малько-2, Синенко, Кирпичев, Крылов, Прокофьев — Аровин, Селиванов, Кутергин, М. Природин-2.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/0b/5848b46a84d799915e5df8376aebd.jpeg

31.10. «Автомобилист» — СКА — 2:8. Шайбы: Рудаков, Баулов — Балдин, М. Природин-3, Молчанов, Аровин, Кутергин, Селиванов.

1975

27.01. СКА — «Автомобилист» — 5:2. Шайбы: В. Кузнецов, Глотов, Куликов, Кутергин, Подтяпурин — Рудаков-2.

28.01. СКА — «Автомобилист» — 1:3. Шайбы: Молчанов — Голоухов-2, Рудаков-2.

11.11. СКА — «Автомобилист» — 2:7. Шайбы: Балдин, Шумаков — Синенко, Копытов, Щеглов-2, Баулов, Куликов-2.

12.11. СКА — «Автомобилист» — 5:11. Шайбы: Дятлов, Шепелев, Подтяпурин, Ваганов, Молчанов — Копытов-2, Синенко-2, Хламов-4, Шугин, Прокофьев, Щеглов.

1976

23.02. «Автомобилист» — СКА — 2:5. Шайбы: Щеглов, Новиченко (в свои ворота) — Шумаков, Молчанов, Аровин-2, Балдин.

24.02. «Автомобилист» — СКА — 2:5. Шайбы: Хламов, Ардашев — Аровин, В. Лапшин, Молчанов, В. Кузнецов, Шепелев.

24.10. СКА — «Автомобилист» — 3:9. Шайбы: Евграфов, Шубин, В. Лапшин — Малько-3, Щеглов, Куликов, Ермишин-2, Шепелев, Дятлов.

25.10. СКА — «Автомобилист» — 3:7. Шайбы: В. Лапшин, В. Деменьшин, Лях — Краев, Панфилов, Баулов-2, Ардашев, Дятлов, Малько.

1977

23.03. «Автомобилист» — СКА — 9:4. Шайбы: Хламов-2, Баулов, Малько, Краев-3, Балдин, Куликов — Ларичев, Федоров-2, Гилев.

24.03. «Автомобилист» — СКА — 6:4. Шайбы: Дятлов, Щеглов, Синенко, Ермишин, Малько, Панфилов — Евграфов, Гилев, Федоров, Агафонцев.

1980

12.12. «Автомобилист» — СКА — 4:0. Шайбы: Пестов, Татаринов, Гиршфельд, Трухно.

13.12. «Автомобилист» — СКА — 4:3. Шайбы: Татаринов, Гиршфельд, Трухно, Бубенщиков — Нечепуренко, Гуров, Боровиков.

1981

1.02. СКА — «Автомобилист» — 3:5. Шайбы: Доможиров, Боровиков, Михайлов — Гиршфельд, Бекленищев, Кочетков, Агафонцев-2.

2.02. СКА — «Автомобилист» — 4:3. Шайбы: Доможиров, Болдырев, Бойко, Щетенков — Татаринов, Балдин, Бубенщиков.

29.10. СКА — «Автомобилист» — 4:2. Шайбы: Курочкин, Боровиков, Каськов, Труфанов — Трухно, В. Деменьшин.

30.10. СКА — «Автомобилист» — 4:8. Шайбы: Харин, Безроднов, Курочкин, Михайлов — Федоров-3, В. Деменьшин, Симаков, Татаринов, Старков, Мартемьянов.

1982

16.02. «Автомобилист» — СКА — 12:4. Шайбы: Лукиянов-2, Бекленищев-2, Агафонцев, Симаков-2, Федоров, Мартемьянов, Качусов, Гиршфельд, Мартьянов — Калянин, Харин, Каменский-2.

17.02. «Автомобилист» — СКА — 6:0. Шайбы: Федоров, Бекленищев, Щеглов, Татаринов-2, Ал. Анисимов.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/2e/13b018f0e4530aac7fe61aa29c176.jpeg

Всего: 20 игр, 14-0-6, шайбы 113:72.

СКА vs «Луч»

Справедливости ради отмечу, что официальных матчей между этими командами было значительно больше, чем четыре. Увы, но у автора отсутствует статистика противостояний времен выступлений СКА и «Луча» во второй лиге советского хоккея. Исключительно поэтому историю их взаимоотношений ограничим только двумя сезонами, которые «Луч» провел в первой лиге конца 1980-х.

СКА, обладавший в те годы, в отличие от предыдущего десятилетия, возможностью приглашать молодых талантов призывного возраста не только из Свердловска Челябинска, но и из Уфы, Казани, Перми, Ижевска и даже из Казахстана, пользовался своим правом очень активно. Благодаря чему, обладал весьма недурным составом, с которым теоретически мог добиться и большего. Если бы не одно «но».

Но большого желания непременно побеждать игроки СКА, собранные на армейские год-два из разных городов и школ страны, откровенно не испытывали, зачастую просто «отбывая номер» и ожидая непременное увольнение в запас и возвращение в родные и более богатые клубы.

Например, в сезоне-1988/1989 армейцы, неплохо проведя первый этап, на котором они, в частности, обыграли «Салават Юлаев», «Сибирь», усть-каменогорское «Торпедо», пермский «Молот» и омский «Авангард», на втором этапе превратились в откровенных аутсайдеров, в итоге разделив последнее место с земляками из «Луча».

А ведь цвета СКА в нем защищали такие качественные игроки, как свердловчанин Вячеслав Безукладников,

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/de/b4e2bab8149f08bf8ca00a7fa7951.jpeg

челябинцы Владимир Алексушин, Валерий Андреев, Андрей Баталов, Вадим Гловацкий, Андрей Кудинов, Валерий Никулин, Константин Перегудов, Сергей Тертышный, Дмитрий Цыгуров и Олег Черкасов, уфимцы Виктор Беляков, Анатолий Емелин, Равиль Муфтиев, Константин Полозов, Артур Резяпов, Александр Смагин и Руслан Сулейманов, усть-каменогорцы Андрей Залипятских, Александр Корешков, Олег Кряжев, Георгий Мусатаев, Александр Полищук, Андрей Райский и Ерлан Сагымбаев, казанцы Ильнур Гизатуллин, Айрат Мухитов, Вячеслав Рахин, Вадим Шайдуллин и Рафик Якубов, пермяки Игорь Уланов (будущий тренер «Автомобилиста»)

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/9d/59232d4734269b303175b9904b2f1.jpeg

и Вадим Щелкунов, наконец, москвич из «Крыльев Советов» чемпион Европы-1980 среди юниоров Евгений Белов.

Что касается «Луча», то принцип комплектования у заводского клуба, выходца из второй лиги, был простым. Основу команды составляли игроки, не подошедшие «Автомобилисту» либо по возрасту, либо по уровню мастерства; юниоры или ветераны.

Из хоккеистов «Луча», противостоявших тому же СКА, можно выделить хорошо известных болельщикам по многолетним выступлениям за «Автомобилист» вратаря Александра Воропаева, защитников Сергея Безукладникова (старшего брата нападающего СКА Вячеслава Безукладникова), Сергея Горбунова, Андрея Скомороху, нападающих Алексея и Андрея Анисимовых, Сергея Деменьшина, Олега Мартьянова, Сергей Нелюбина, Анатолия Тарасова, Андрея Хазова, Владимира Хламова, Андрея Ягоду и других.

К слову, именно в «Луче»-1989 завершил свою славную карьеру и забросил последнюю шайбу в чемпионатах страны знаменитый уральский форвард Виктор Кутергин.

Сезон-1990 стал последним и для СКА, передислоцированного в Серов и получившего название «СКА-Металлург», и для «Луча», вообще прекратившего свое существование. Весьма грустным получилось и выступление обеих команд в первой лиге чемпионата страны, на финиш которого они пришли, соответственно, 13 и 14-й.

Впрочем, «дерби» аутсайдеров вряд ли очень интересно болельщикам — в отличие от составов его участников. Скажем, в СКА-1990 откровенно солировали уже упомянутые выше один из руководителей нынешнего ЦСКА Ильнур Гизатуллин, блиставший спустя несколько лет в магнитогорском «Металлурге» и сборной Казахстана Александр Корешков, еще только мечтавший о славной многолетней карьере в НХЛ Игорь Уланов, воспитанники ижевского хоккея вратарь Евгений Лойферман и защитник Константин Маслюков, казанский защитник Дмитрий Балмин.

В «Луче» того года можно выделить не только вратарскую «бригаду», которую составляли 17-летние воспитанники свердловского хоккея Николай Хабибулин и Александр Вьюхин, но и линию атаки, в которой свои первые «взрослые» матчи провел 16-летний нападающий Алексей Яшин.

К слову, совсем скоро, 5 ноября, у Алексея Яшина грядет очередной день рождения. Ему исполняется 43 года...

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/83/bd487aecd4b8781fdfc3bdeb0e65a.jpeg

1989

21.02. СКА — «Луч» — 8:5. Шайбы: Щелкунов-2, Резяпов-2, Гизатуллин, А. Корешков-3 — Ягода, Меркулов-2, Хламов, С. Безукладников.

http://forum.hc-avto.ru/download/file.php?id=2953

23.02. СКА — «Луч» — 6:3. Шайбы: Резяпов-2, А. Корешков, Гизатуллин, Агеев, Тетенов — Ан. Анисимов, Виноградов, С. Безукладников.

15.03. «Луч» — СКА — 1:3. Шайбы: Скомороха — В. Безукладников, А. Корешков, Сагымбаев.

16. 03. «Луч» — СКА — 2:6. Шайбы: Шаршуков, Ал. Анисимов — Кудинов, Черкасов, Резяпов, Гизатуллин, А. Корешков-2.

1990

29.01. СКА — «Луч» — 3:4. Шайбы: Кряжев-2, А. Залипятских — Таран, Ягода, Логинов, С. Безукладников.

30.01. СКА — «Луч» — 6:3. Шайбы: Абдрафиков, Завьялов, Троицкий-2, Бобыкин, Кряжев — Каримов, Хламов, Контюшов.

9.03. «Луч» — СКА — 4:2. Шайбы: С. Безукладников, Горбунов, Таран, Ан. Анисимов — Гизатуллин, Николаев.

10. 03. «Луч» — СКА — 5:4. Шайбы: Ситников, С. Деменьшин, Хритошин, Ан. Анисимов, Контюшов — А. Залипятских-2, Троицкий, Васильев.

Всего: 8, 5-0-3. Шайбы 38:27.

«Динамо-Энергия» (экс-«Автомобилист») vs Нью-«Автомобилист»

Третьим екатеринбургским «дерби», самым коротким и одновременно самым странным, явно не имеющим аналогов в истории советского и российского хоккея, стало четырехматчевое противостояние сразу двух «Автомобилистов».

Возможно, что кто-то из болельщиков, особенно молодых, не знает или забыл, что ХК «Динамо-Энергия» возник не на пустом месте, а стал полноценным правопреемником именно «Автомобилиста», на один сезон (1996/1997), правда, возвращавшегося к своему историческому названию «Спартак». А вот его визави появился на свет только в 2006 году и, воспользовавшись удобной ситуацией, поднял упавшее знамя, вернул к жизни и в хоккей утраченное по экономическим причинам название «Автомобилист».

В свой первый сезон новый «Автомобилист» вошел с серьезными амбициями и претензиями на лидерство в ПХЛ. В отличие от «ДЭ», на многое со скромным бюджетом и таким же составом не рассчитывавшей. Тем не менее, матчи с приставкой «дерби» вышли очень упорными: номинальный фаворит смог одержать в четырех играх всего две победы при одной ничьей.

Самой интересной и интригующей, на мой взгляд, оказалась дебютная игра земляков. Ведь после первого периода выступавший в роли хозяина площадки «Автомобилист» проигрывал динамовцам, что называется, в одну калитку — 0:3, дважды при этом пропустив в меньшинстве. Шайбы у «гостей» забросили Сергей Капустин, Олег Приданников и Алексей Храмцов.

Следствием такого дебюта стала экстренная замена уже на 21-й минуте вратаря Виталия Чумичева на воспитанника екатеринбургского хоккея Сергея Хорошуна.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/59/de18869dc45588cb1bf842639d347.jpeg

Но уйти от поражения команде Леонида Киселева удалось только в третьем периоде, когда пробить динамовского голкипера Михаила Демидова сумели три хоккеиста «Автомобилиста» — реализовавшие численное преимущество омич Рамиль Сайфуллин и казанец Лев Трифонов, а также сравнявший счет за 102 секунды до сирены защитник из Орска Андрей Ляшко.

Столь же упорной оказалась и состоявшаяся на следующий день вторая игра, в которой вновь блистали вратари Демидов и Хорошун. Единственный в ней гол (Артем Божко) был забит уже на второй минуте встречи.И еще один любопытный факт. 20 января 2007 года «Динамо-Энергия» в последний раз обыграла «Автомобилист» — 5:3.

Лучшими игроками матча стали воспитанники челябинского хоккея нападающие Сергей Бровин и Дмитрий Нагорных.На счету Бровина оказалось две заброшенные шайбы. Нагорных сделал три результативные передачи, две из которых — именно Сергею Бровину. А меньше чем через месяц, 16 февраля, оба игрока вышли на площадку в форме…«Автомобилиста».

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/a1/aaeaf436846a682ecce27807708c2.jpeg

Добавлю, что для того, чтобы опередить «Ижсталь» и занять первое место, «Автомобилисту» в итоге не хватило только одного очка. Динамовцам же для попадания в зону плей-офф (десятое место) и возможного продления существования в ПХЛ не хватило всего двух баллов: «Мечел» и «Газовик» набрали по 81 очку, а «ДЭ» — 80.

Вот он, грустный итог «дерби»!..

2006

21.10. «Автомобилист» — «Динамо-Энергия» — 3:3. Шайбы: Сайфуллин, Л. Трифонов, Ляшко — Капустин, Приданников, Храмцов.

22.10. «Автомобилист» — «Динамо-Энергия» — 1:0. Шайба: Божко.

2007

20.01. «Динамо-Энергия» — «Автомобилист» — 5:3. Шайбы: Д. Демидов, Бровин-2, Храмцов, Холепа — Варицкий, Чемерилов, Краев.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/af/b313d4ab44cc9b01dd611697d29df.jpeg

21.01. «Динамо-Энергия» — «Автомобилист» — 2:3. Шайбы: С. Голованов-2 — Краев, В. Чистяков, Языков.

Всего: 1-1-2. Шайбы: 10:10.