12 мин.

Спортсмены уважают насвай и снюс. Их продажа в России запрещена с 2015-го

Кидают прямо в раздевалке.

Несколько лет назад на сборах ЦСКА в испанском Кампоаморе молодой игрок залез в холодильник, чтобы взять кока-колы. Но газировки в нем не было – как рассказали Sports.ru, холодильник был забит банками снюса Понтуса Вернблума.

Снюс и насвай – разновидности некурительных табачных изделий. Снюс – продукт скандинавского происхождения: измельченный табак расфасован в пакетики и упакован в банки, цена одной – от 300-400 рублей. Насвай родом из Средней Азии. Чаще всего он продается в виде шариков, скатанных из табака, щелочи (может использоваться даже куриный помет) и различных добавок по вкусу. Цена – от 15 до 50 рублей за пакетик (зиплок 4x6) шариков.

Официально в России продажа снюса и насвая запрещена с 2015 года. По закону, штраф для граждан – 2-4 тысячи рублей, 40-60 тысяч рублей – для юридических лиц. В то же время штрафа за употребление нет. Кроме того, в России не запрещен жевательный табак – под его видом снюс в последние годы и завозят в Россию.

Позиция WADA такая: никотин (а также кофеин) с 2016 года в списке мониторинга, но запрета на это вещество нет.

Кержаков бегал за насваем в академии «Зенита». Овечкина фотографировали с ним в «Динамо»

Александр Кержаков в подкасте Дмитрия Сычева и Дениса Казанского рассказывал, что в юности его посылали за насваем парни постарше: «Даже если ночь, а утром тренировка, все равно могли отправить ребят за ним. У нас в интернате была телевизионная комната и на подоконниках стояли цветы. После начала учебы, недели через три, все цветы были завядшими, потому что все сплевывали насвай в горшки. Сам я его никогда не пробовал и никому не советую. Он очень плохо пахнет».

Александра Овечкина фотографировали со снюсом в 2013-м, когда он выступал за московское «Динамо» в период локаута НХЛ.

Снюс используют не только российские спортсмены. Джейми Варди в автобиографии признавался, что начал его употреблять, когда перешел в «Лестер». «Следовать всем правилам – не мой стиль. Во «Флитвуде» я покуривал, в «Лестере» один парень показал мне снюс. Как выяснилось, это помогает расслабиться. Люди не подозревают, как много футболистов употребляет снюс. Некоторые – прямо во время матчей», – писал Варди. Пеп Гвардиола прошлой весной говорил, что сам снюс не пробовал, но клубный врач «Манчестер Сити» предупреждал его о проблеме.

Спортсменам это нужно для релакса. Нет удара по дыхалке и запаха от волос и одежды

Алексей Ганненко, профессиональный тренер по смешанным единоборствам: «Самое главное объяснение употребления насвая в нашем спорте – простой и быстрый выход из состояния гипертонуса после тренировки, когда организм максимально напряжен после стресса. После употребления мышцы на некоторое время расслабляются, а также это влияет на центральную нервную систему. Еще повод употребления насвая – отсутствие запаха [от волос и одежды], который обязательно будет после сигарет или других веществ».

Бывший хоккеист КХЛ – в интервью Sports.ru: «Насвай — это примерно то же самое что табак. Суть одна: никотин поступает в кровь человека не через легкие, а через кровь. Поэтому это и популярно у спортсменов: когда ты куришь, легкие засоряются и тебе тяжело бежать. А тут ты кидаешь – и ничего не меняется, ты как бежал, так и бежишь. Дыхалка как работала, так и работает. Наверняка это в какой-то степени вредно, но менее вредно для занятий спортом, чем сигареты».

Руслан Нахушев, бывший игрок ЦСКА, «Локомотива» и «Краснодара» – в интервью Sports.ru: «Ощущение непривычное, потому что сигарету можно курить взатяг, маленькими затяжками. Честно говоря, некоторым [от жевательного табака] плохо становится. Голова, например, начинает болеть. Мне не стало плохо, но мне и не понравилось. Я просто попробовал, что это такое.

В первый раз попробовал снюс году в 2010 или 2011 году, когда был в «Сатурне». Увидел у партнера по команде, спросил, что это, попробовал. Ну, кому-то нравится. Как я понял, действие такое же, как от кальяна. Расслабление мышц и разума, что ли. Три-пять лет назад я стал достаточно часто замечать, как люди в командах это употребляют.

Говорят, снюс менее вредный, но я не знаю, правда ли это. Я пробовал сигареты, кальян, снюс – примерно одно и то же. Нормально, на фоне табака расслабление идет. Но я никогда на постоянной основе не злоупотреблял».

Хоккеист: «Кто-то пробует первый раз, его рвет или тошнит, и он перестает. Кто-то возвращается через год и ему заходит. Кто-то вливается с третьего захода. Еще момент: сигарету курят минуту-две, а снюс держат по 30-40 минут. Кто-то может подержать 10 минут, кто-то привыкает и держит три часа.

Против снюса нет такой кампании как против сигарет, поэтому никто особо не думает, что это так вредно».

В хоккее снюс закупают оптом. В футболе все еще больше курят

Хоккеист: «Взять условную профессиональную команду в России – две трети игроков пробовало точно, а треть употребляет постоянно. Есть команды, которые закупают снюс. Одну банку ты покупаешь за 400 рублей, а если берешь сразу сто банок, то цена становится 200 рублей.

Не могу сказать точно, есть ли в сборной России люди, которые кидают снюс, но думаю, есть. Я знаю истории, как команда заказывала 3000 банок. Большая коробка стоит в раздевалке – все скинули на нее по 5000 рублей. В ней 3000 баночек снюса. У тебя закончились запасы — берешь оттуда.

Если внимательно смотреть матчи, видно что некоторые тренеры во время игр стоят со снюсом. Не могу сказать, что я видел тренеров, которые прямо запрещают. Зато точно слышал про тренеров, которые штрафуют за колу, а про снюс ничего не говорят».

Нахушев: «Я не играю три сезона. Три сезона назад не было такого, что в каждой команде кто-то закидывал снюс. Курильщики – да, были в каждой команде. Но это нормально. Не было такого, что кто-то закурил и все «аааа». Взрослые люди.

Я вообще не вижу в этом проблемы, если ты сам чувствуешь, что тебе не мешает. Это наркотик, но легкий, который не влияет так сильно на твое состояние. По крайней мере, в тренировочном процессе – не знаю насчет игр. Просто так принято: если спортсмен, то режим, не курить, не пить, спать в десять. Но нету такого. Овечкин после игры стоит со снюсом».

Взрослых спортсменов не всегда штрафуют за снюс (но юниора и побить могут)

Светлана Андреева, чемпионка мира по боксу, кикбоксингу и тайскому боксу – в интервью Sports.ru: «Если это юниоры – завожу в кабинет и сначала объясняю, почему это нельзя делать, а также все это подогревается скакалкой физически. Если я человека ловлю второй раз [с насваем], вызываю родителей, говорю им проверять карманы, сумки. В первый раз все-таки даю шанс исправиться. Может, пацан просто не владеет информацией. Но если не понял, нужно принимать меры, потому что когда зараза попала в коллектив, не факт, что и остальные не начнут. Если ловлю третий раз – выгоняю.

Со снюсом такая же история. Есть некоторые, которые прямо с улицы в зал так заходят: красавчик такой, с губой оттопыренной. А некоторые думают, что если во рту ничего нет – не спалят. При этом в кармане круглая баночка торчит. Кто не знает, действительно не поймет».

Нахушев: «Я не видел никогда штрафов за снюс. Да и за курение не видел. Тренеры и администраторы прекрасно знают, кто покуривает. Понятно, что при тренере никто не будет с сигаретой, но если люди больше полугода друг с другом, ты просто это чувствуешь. Особенно когда сам некурящий. За алкоголь и пропуски [штрафы есть] – да, это даже в контрактах прописывали».

Раньше в приоритете был насвай. Но снюс его вытеснил: он удобнее и бывает с шоколадным привкусом

Нахушев: «В 2002-м я приехал в ЦСКА, там был интернат. Знакомый парень оттуда, то ли узбек, то ли таджик, которому лет 16 было, кидал насвай. Я говорю: что это? Он: у нас нормально это. Мне рассказывали, что Мирджалол Касымов в союзные времена был в интернате ЦСКА – и с тех времен там ребята насвай и закидывают».

Хоккеист: «Мне кажется, насвай раньше чаще употребляли. Его называют «нац» — так и приятнее, и короче. Вот как моя команда познакомилась с насваем. Нам было 13-14 лет, мы были на сборах и жили в одном корпусе с борцами и боксерами. Из 20 борцов и боксеров 15 — нерусские ребята. У них был насвай — что-то ходят, плюются. На сборах сидишь долго и, естественно, общаешься: «А что это такое, а дай попробовать?». Кто-то один попробовал, понравилось, расслабило — потом остальные.

Тогда денег было немного, и табак (снюс) было сложнее достать. Насвай продавался на любом рынке в отделе со специями. Очень популярным был Рижский рынок — спортсмены ходили туда не за цветами, а за нацом. Можно было встретить людей из разных московских команд.

Там у человека под прилавком была пара мешков. Он расфасовывал насвай в пакетики по 20-25 рублей, а когда они кончались, то он просто черпаком залезал в мешок и насыпал в новые. Если он отдавал пакеты по 20 рублей, боюсь даже представить, какова себестоимость наца. К нему можно было прийти и сказать: «Насыпь мне в литровую бутылку».

[Сейчас] про насвай уже почти все забыли — его запрещали, сложнее стало достать. Его, наверное, кто-то еще употребляет, но намного в меньшей степени, чем табак».

Андреева: «Я впервые узнала про насвай в начале 2000-х, когда была на сборах в Кисловодске с ребятами. Все пошло от борцов: потом уже боксеры и другие виды спорта переняли. Почему популярен? Потому что его в больших количествах употребляют азиаты, кавказцы, а еще почти все, кто какое-то отношение имеет к сигаретам, хотя бы пробовали. Насвай дешевле, а некоторые думают, что он безопаснее сигарет, хотя это глубокое заблуждение. Спортсмены считают, что насвай не влияет на функционалку, в отличие от сигарет. То есть дурман в башке ловят, подкайфовывают, но ничего не теряют, да еще и не воняет.

Насвай – это та же зараза, что и сигареты. Я считаю, что он даже вреднее, там столько болячек и разрушения определенных органов. Это настоящая отрава. Ухудшения во всем: закидывают в рот, со слюной все это попадает в желудок, развивается в том числе язва. Разрушается вся слизистая».

Хоккеист: «Когда ты становишься старше, ты понимаешь, что насвай, наверное, хуже, чем снюс. Появляются какие-то деньги и ты можешь потратиться на снюс. Это становилось еще популярнее, потому что в Канаде есть штука, которая называется гриззли. Что-то типа табака и суть та же самая: закидываешь под губу и тебя чуть-чуть расслабляет. Еще один бонус снюса — он просто приятнее и бывает разных вкусов, ванильный там, шоколадный».

Нарколог – о cнюсе и насвае. Считается, что сигареты вреднее, но лучше вообще отказаться от никотина

Владимир Менделевич, эксперт Всемирной организации здравоохранения – в интервью Sports.ru: «Крайне сложно сказать, вреднее ли снюс обычных сигарет. В сфере пропаганды курения и табака идет борьба. С одной стороны, компании-производители заинтересованы в том, чтобы снизить вероятность описания негативных последствий. А противоположная сторона не приемлет никакие формы замещения обычного курения.

С точки зрения сравнительного вреда, любые формы [замещения обычного курения] менее опасны. Это позиция ВОЗ. Убираются канцерогены, связанные с продуктами горения в сигаретах. Но понятно, что во многих странах жевательный табак и электронные сигареты рассматриваются как возможный вариант лечения табачной зависимости. То есть способ уйти от однозначной опасной табачной зависимости в виде сигарет.

Любое использование – снюса, электронных сигарет – точно опаснее, чем некурение. Зависимость же возникает не от канцерогенов и не побочных продуктов [курения], а от никотина. Никотин везде есть, он воздействует на психику и слизистую. Высокая вероятность развития болезней, связанных с ротовой полостью.

Про снюс стало известно где-то в нулевые. Потому что в Европе за 10 лет до этого зародилась традиция рассматривать его как способ борьбы с курением. Там это еще и рассматривается как продукт, безопасный хотя бы для окружающих. По некоторым данным, количество курящих сигареты действительно снизилось – например, в Швеции. Если опираться на данные, которые публикует ВОЗ, то снюс в Скандинавии несомненно более популярен, чем сигареты.

Насвай это традиционная штука, очень давняя, еще в Советском Союзе была широко распространена в среднеазиатских республиках, откуда вышла в европейскую часть. Мы не обладаем точными данными по Советскому Союзу. Но могу прикидочно сказать по своим пациентами: людей из Средней Азии, зависимых от насвая, было много. В европейской части я таких почти не знал».

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Даничев, Саид Царнаев; commons.wikimedia.org/Thomas Taylor Hammond