12 мин.

«Спартак» прощается с Тарасовкой. Романцев ставил там забор, Бесков – покупал газонокосилку, Cкала – ходил в церковь

Доменико Тедеско в «Спартаке» всего две недели, а уже принял историческое решение. Основа теперь будет тренироваться в Тушине, а не в Тарасовке – знаменитой базе в поселке Черкизово, где готовились к матчам команды Романцева, Бескова и Симоняна

О плане перевезти базу из Тарасовки в Тушино Леонид Федун рассказывал еще в 2011-м, но до Тедеско полноценно это сделать никто так и не решался (хотя тренировки в Тушине были и при Кононове). Причина переезда: тренер не хочет, чтобы персонал и игроки торчали в легендарных пробках на Ярославском шоссе. По информации «Бизнес Online», Тедеско уже оборудовали офис в свободной VIP-ложе на стадионе «Спартака».

Sports.ru вспоминает историю Тарасовки – легендарного места, теряющего былой статус.

Ранняя Тарасовка: деревянная гостиница, арест Стрельцова и Севидова

Земля под Тарасовку досталась «Спартаку» в 1930-е, когда клуб спонсировала Промкооперация. «Ее бюджет позволял не жалеть на «Спартак» никаких денег», – пишет Николай Старостин в своей книге «Футбол сквозь годы». На участке построили стадиончик на несколько тысяч мест и деревянную гостиницу, где спартаковцы жили следующие сорок лет.

Старую Тарасовку в интервью Sports.ru описывает Валерий Рейнгольд. «Была двухэтажная деревянная усадьба, неподалеку – административное деревянное здание, где ребятам давали форму и мячи. Еще рядом было небольшое деревянное здание, где сидел сапожник. И два поля».

В Тарасовке тренировались не только спартаковцы. Долгое время это была самая современная база страны, поэтому туда регулярно заезжала сборная СССР. В 1956-м там готовилась команда, в итоге ставшая чемпионом мельбурнской Олимпиады. Там же проходили сборы перед ЧМ-1958. Именно по ходу этого сбора арестовали Эдуарда Стрельцова – по обвинению в изнасиловании.

А через 7 лет, в сентябре 1965-го, из Тарасовки забрали Юрия Севидова – через два дня после того, как он сбил академика Рябчикова. Команда уже знала, что случилось, Старостин успокаивал, что все будет в порядке, но вдруг на базе появились сотрудники милиции. Игрока взяли под руки и сердито спросили: ты хоть понимаешь, кого сбил?

Ночевки в Тарасовке – классика. Традицию отменил Лаудруп

По словам Рейнгольда, в 1960-е запираться на базе было традицией. За полтора-два дня до игры 15-16 футболистов «Спартака» приезжали в Тарасовку, чтобы провести там две ночи. Тренеры считали, что это объединяет команду, а также отвлекает от Москвы, где все узнают игроков. «И от жен подальше, – добавляет Рейнгольд. – Нельзя с женой быть, когда через день ты будешь принимать сумасшедшую нагрузку на футбольном поле. Любвеобильные мужья два дня остаются на отдыхе – мы это прекрасно знали».

Болельщики «Спартака» на базе в Тарасовке, 1970-е

Бывший врач «Спартака» Юрий Васильков вспоминает в разговоре со Sports.ru, что до появления мобильных в Тарасовке был один телефон – у клубной секретарши. Но у футболистов к нему почти не было доступа, особенно при Бескове. «По сути, у игроков несколько дней не было информации о семье или родных. Позвонить совершенно не было возможности. Телефон один и всегда занят. Пробиться можно было разве что ночью. Но в 23 уже строгий тихий час, все в кроватях. Полувоенный режим».

К началу 2000-х стало не так сурово, а потом Микаэль Лаудруп вообще отменил изоляцию. «Старостин вспоминал, что при нем футболисты жили на базе 288 дней в году, – говорит Васильков. – В 2000-е стало полегче, но все равно в команде считали, что хоть одну ночевку [перед игрой] надо Тарасовке отдать. Потом пришел Лаудруп и стало так: в день игры мы приезжаем в отель где-то к 12, в час обед, в 6-7 вечера игра. Это для нас немного был шок».

В 70-е Тарасовка уже отстала от времени. Ее обновил Бесков

В середине 70-х спартаковскую базу уже сложно было назвать современной. Капитан «Спартака» Виктор Папаев в 1976-м описывал ее так: «Памятник футбольной старины, со скрипучими лестницами, с единственным полем, на которое мы до середины мая даже ступить не решаемся: надо же дать траве взойти. А в октябре его уже ледок покрывает. И нередко нам приходилось тренироваться в хоккейной коробке, предварительно уговорив местных, тарасовских парней: «Ребята, уступите Христа ради площадку, у нас плановая тренировка».

Константин Бесков пришел в «Спартак» в 1977-м и сразу же занялся модернизацией базы. В книге «Моя жизнь в футболе» он называет себя прорабом Тарасовки и четко дает понять, что ему этим заниматься не хотелось.

«Я уже сравнивал профессии тренера и режиссера; по уровню старший тренер, думаю, адекватен главному режиссеру. Так вот, трудно представить, чтобы главный режиссер любого театра организовывал разгрузку машин с декорациями, сам проверял, для того ли спектакля, который нынче будет показан, привезли задник и станки.

А вот мне во время реконструкции тренировочного поля стадиона «Спартак» в Тарасовке лично пришлось освидетельствовать наощупь и визуально, а затем возить в лабораторию химикам на анализ тот грунт, который доставили грузовики, — двести полных кузовов», – ругался он. Эти 200 грузовиков Бесков в итоге забраковал и отправил обратно. 

Сергей Шавло в разговоре со Sports.ru сказал, что Бесков так заморачивался насчет газона из-за того, что игра его «Спартака» была основана на технике и передачах – под такой футбол ему нужно было идеальное поле.

Новым газоном в Тарасовке Бесков не ограничился. Больным вопросом для него стала покупка газонокосилки: чтобы выпросить ее у руководства, он потратил восемь лет. При нем на поле появилось освещение, он говорит, что добивался этого десять лет. «Возможно ли подобное в уважающем себя зарубежном спортивном клубе, где каждый четко выполняет именно свое дело? Может быть, еще и поэтому они выигрывают международные кубки и первенства мира», – ворчит в книге тренер.

***

Самое главное, что именно при Бескове в Тарасовке построили новую гостиницу. Старое двухэтажное здание, которое появилось в 30-е, раздражало еще и тем, что было близко от железнодорожной магистрали Москва – Ярославль. Бесков говорил, что когда спит в Тарасовке и проходит поезд, то ему кажется, будто он в купе. «Когда шел товарняк, все ходуном ходило», – подтверждает в разговоре со Sports.ru Сергей Шавло.

Вместо деревянной двухэтажной усадьбы спартаковцы теперь жили в каменной трехэтажке. «Настало время все поменять. Стройку согласовали, потому что такой клуб, как «Спартак», не имел права иметь такое старое [деревянное] здание. Да, это память, история, там олимпийские сборные тренировались. Но здание изжило себя. В новом здании появились нормальная столовая, новый медкабинет, комнату для установок построили, комплекс для восстановления. На первом этаже – администрация, дубль – на втором, основа – на третьем», – описывает новую Тарасовку 70-х Шавло.

Работа Бескова не прошла даром. В здании, которое он построил, спартаковцы живут до сих пор. В 80-е на обновленной базе даже женились – там были свадьбы Дасаева, Позднякова, Хидиятуллина.

Пробки Тарасовки легендарны. Жаловался еще Бесков

Первая хорошая известная история про Тарасовку и пробки – аж из 1937 года. В том году сборная Басконии устроила тур по Европе. Это было в разгар гражданской войны в Испании, где баски сражались против войск генерала Франко, цель турне – заработать денег и обратить внимание на происходящее в стране.

Сыграв в Польше, в июне 1937-го баски приехали в Союз. В рамках турне сборная сыграла 5 матчей с российскими командами – «Локо», «Динамо», сборной Ленинграда, сборной клубов «Динамо» и «Спартаком». Спартаковцы поехали из Тарасовки на матч с басками не на электричке, как было тогда принято, а на кабриолетах «Линкольн» (их дал директор автобазы «Интурист» Николай Иванов). По дороге у машин лопались шины, а в городе кортеж встал в пробку из-за огромного количества людей, шедших в Петровский парк. Игрокам пришлось переодеваться прямо в машинах, начало матча задержали.

Позже на поездки в Тарасовку жаловался Константин Бесков. «Езда в автобусе каждый день — 45 минут из Москвы в Тарасовку, 45 минут из Тарасовки в Москву — выматывала, увеличивала психологическую нагрузку. И ничего нельзя было сделать: тренировка в спартаковском манеже, обед и отдых в Тарасовке, снова тренировка в манеже — твердый наш график», – ругался тренер.

В 80-е у «Спартака» появился клубный «Икарус». «Мы ездили спокойно, выезжали за полтора часа до игры и за 30 минут доезжали до «Лужников», – вспоминает Васильков. – Москва свободная была в 80-х. А пробки начались году в 1995-м, когда Ельцин объявил, что все можно [и машин стало сильно больше]».

Бывший старший тренер «Спартака» Виктор Зернов вспоминает в разговоре со Sports.ru, как на один из еврокубковых матчей в начале 90-х «Спартаку» пришлось ехать окольными путями. «Таких пробок еще не было, но мы уже брали сопровождение ГАИ, когда ехали на игру. Однажды подъехали по Ярославскому шоссе к кинотеатру «Космос», а там все стоит. Тогда Николай Дорошин (многолетний водитель автобуса «Спартака» – Sports.ru) вылез и пошел в аллею неподалеку. Замерил – автобус пройдет. И мы метров 300-500 ехали прямо по аллее в объезд пробки. А еще помню момент, когда наше сопровождение прямо на нейтральную линию выезжало».

Юрий Васильков рассказывает другой эпизод. «Году в 2000-м (в 2006-м – Sports.ru) мы поехали играть с «Интером», доехали по проспекту Мира до Садового кольца. После этого покойный Николай Дорошин, вечная ему память, сказал: «Дальше я вас только на вертолете довезу». Мы перешли на Колхозную (сейчас – Сухаревская), и прямо в спартаковской форме поехали. Примчались к Воробьевым горам, там был старый автобус дубля, он нас подхватил и привез на игру».

***

«Сейчас Тарасовка очень симпатичная, но туда никто не хочет ехать, – говорит Васильков. – Пробки, трафик. Может, молодые там будут, или надо какие-то учебно-тренировочные сборы недельные проводить, чтобы не выезжать оттуда. Или пусть футболисты на электричках снова ездят, как простые русские люди».

Романцев поставил забор вокруг Тарасовки. А Невио Скала ходил в местную церковь

В начале 90-х Тарасовку обнесли забором. Есть две версии, зачем Олег Романцев попросил так сделать. Виктор Зернов говорит, что просто времена в России стали неспокойные, Юрий Васильков утверждает, что команде начали мешать местные жители.

«Любой мог зайти на территорию базы и жарить там шашлыки. Где-то полгода мы это терпели, но в 1989-м или 1990-м стали закрываться и охрану поставили. Поселок большой, люди сокращали путь и шли через базу – прямо мимо ворот Дасаева. И мы наглухо закрыли базу – так и должно быть».

Неподалеку от Тарасовки – церковь Покрова Пресвятой Богородицы, ее видно прямо с базы. Васильков говорит, что некоторые игроки туда регулярно ходили, но отказывается говорить, кто именно. Таких были единицы: «Футболисты народ молодой, им не до души. Они о быстро утекающих ценностях думали».

Зато хорошо известно, что в церковь ходил Невио Скала – исследовать русскую душу. Об этом рассказывал Андрей Талалаев: «Мороз, зима, тропа снегом завалена, а Мистер надевал валенки, которые ему достал Александр Хаджи, и шел в церковь. Шел, потому что хотел почувствовать и понять нашу страну. Ни я, ни кто-то другой его не сопровождали, поскольку он настаивал: «Я один пойду». Однажды за ним увязался было охранник, но Скала попросил меня: «Скажи ему, что это не нужно». 

Сам итальянец потом подтвердил эту историю в интервью «Спорт-Экспрессу». «Было такое. По воскресеньям ходил на службу. И на людей мне там было интересно смотреть – такие бабушки замечательные, лица светлые. Я вообще обожал Тарасовку. Гулял вдоль реки, на уток смотрел... Там замечательно!».

***

Напоследок Юрий Васильков говорит, что Тарасовка – место историческое, но оттуда и правда пора уезжать. «Сколько там положено сил, сколько пролито крови – и все за «Спартак». Это дорогого стоит. Но база эта советская. Нужно суперсовременное здание».

«Спартак» не ответил на вопрос Sports.ru о том, что теперь будет в Тарасовке. Ожидается, что там продолжат тренироваться дублирующие команды клуба.

Культ борща из Тарасовки

Почему автобус «Спартака» не сдает задом? Этому правилу 15 лет

Фото: globallookpress.com/АГН Москва/Global Look Press; spartak.comРИА Новости/Виталий Карпов; Youtube/RutNetFly; wikimapia.orgwikipedia.org; Twitter/StuG_40_Ausf_F8DGlushakov8