6 мин.

Как окончить школу с золотой медалью и стать хоккеистом. История и 5 правил Артёма Швайковского

Как часто вам приходилось сталкиваться со стереотипом, что профессиональные спортсмены, а особенно хоккеисты – это глупые и неграмотные ребята, которые забивают на учебу, а в голове у них один хоккей и тренировки? 

В честь сегодняшнего праздника – дня студентов, мы в очередной раз разрушим этот стереотип, рассказав историю защитника «Юнисон-Москва» Артёма Швайковского. 

 Артём – воспитанник екатеринбургского хоккея, который уже в 16 лет дебютировал в МХЛ. В общей сложности за команду «Авто» в Молодёжной хоккейной лиге Артём провел 4 сезона и сыграл 178 матчей. Помимо бурной хоккейной жизни, Артём окончил школу с золотой медалью, а сейчас получает высшее образование в университете. 

 О том, как у него получилось окончить школу с красным аттестатом, что отличает школьника от хоккеиста-школьника и как совместить учёбу и тренировки Артём поделился в нашем блоге на Sports.ru

Школа

 – Начинал учиться в родном городе Железногорск, затем мы с мамой переехали в Новокузнецк, где я попал в хоккейный класс и там было удобно, что расписание уроков подстраивалось под тренировки. Поэтому занятия не прогуляешь, а отмазка «я не приду на урок, у меня тренировка сегодня» не пройдет. Не согласен, что в хоккейном классе был плохой уровень обучения и отсутствие дисциплины, скорее наоборот. В таких классах работают преподаватели, которые уже сталкивались со спорстсменами, у каждой команды есть дневник, куда можно написать замечание, которое позже будет прочитано тренером, и хоккеист может, например, челнок побегать лишний раз на тренировке.

После Новокузнецка переехал в Екатеринбург, там хоккейного класса не было, поэтому поступил в гимназию № 94, которая находилась рядом с ледовой ареной. Было трудно совмещать хоккей и учёбу, но стоит отдать должное преподавателям и директору школы, которые относились с пониманием к моей хоккейной жизни и шли мне навстречу, что помогло мне выпуститься из гимназии с золотой медалью.

 После школы в Екатеринбурге поступил в Уральский Федеральный Университет по специальности Международный и корпоративный менеджмент, где учусь уже 3 год. Обучение в институте с хоккеем иногда совмещать сложнее, но стараюсь успевать.

Около университета

Любимый предмет в школе

 Русский язык и география. География, например, нравилась тем, что не обязательно было готовиться к этому предмету или делать домашнее задание, потому что хоккейные поездки на турниры в разные города и регионы нередко дают хорошие практические географические познания. И это один из показателей того, что хоккей иногда дает более полезные навыки, чем просто чтение учебника. 

 Учиться на отлично или отлично понимать

 Многие почему-то в адрес хоккеистов говорят, что они глупые, потому что не учатся и пропускают школу. Я так не считаю, так же как не считаю, что хорошие оценки это всегда показатель высокого человеческого интеллекта. Главное это не оценки, а понимание и интерес к тому, что изучаешь. Никогда не был сторонником зубрить материал, мне было важно понимать то, что я учу и где могу это применить. 

 В жизни множество примеров, когда те же троечники оказываются более подготовленными к взрослой жизни, нежели отличники. Как готовится к экзамену троечник? Он узнаёт в каком формате проходит экзамен, куда реже всего смотрит преподаватель и за какую парту сесть, с кем он может скорефаниться из тех, кто понимает в предмете, и что он может предложить взамен. Это ведь даже более нужные жизненные навыки. Поэтому если троечнику такого формата добавить самодисциплины, то он вполне может учиться на отлично, а не просто зазубривать информацию и держать ее у себя в голове, не зная, что с ней делать. 

 И я старался учиться именно с таким подходом, как троечник, которого я описал выше. А также придерживался правила, уж если делать, то лучше на отлично, чем всё равно потратить своё время и сделать плохо. 

 Никогда не ставил себе цель закончить школу с золотой медалью. Причем в одиннадцатом классе у меня получился очень загруженный график игр, мой папа понимал, что в школу я сейчас не хожу и даже как-то спросил: «Ты узнай, тебе хоть справку какую-нибудь выдадут, о том, что ты школу закончил?». Но благодаря моим учителям и помощи одноклассников всё-таки удалось закончить получше, чем со справкой.

 Что даёт хоккей, помимо самого хоккея школьнику? 

 Многие социальные навыки люди получают в школе, а у хоккеистов есть еще один социальный институт – команда. И здесь хоккеист получает еще больше навыков, нежели в школе. Тут и коммуникация, и решение конфликтных ситуаций, и общение, и взаимодействие с тренерами, переживание и проживание поражений, понимание цены ошибок. В связи с этим многие и не видят смысла отдавать много времени школе. 

 Поэтому нельзя утверждать, что хоккей (или любой другой вид спорта) даёт меньше жизненно полезных навыков. Допустим, безусловно важно знать свою историю, но, если человек не знает точную дату какой-то войны, это еще не значит, что он глупый. А если он не умеет взаимодействовать с людьми, то это уже более серьёзная проблема.

 Так же немало времени хоккеиста уделяется хоккейному образованию, которое требует не меньше умственных способностей, чем освоение школьной программы. В голове и опорно-двигательной системе игрока есть понимание таких тактических действий, координации и моторики, которые не доступны другим людям. Он понимает различные тактики, схемы, даже начинает замечать какие-то общие или похожие моменты в других видах спорта, которые не понятны не спортивному человеку. Поэтому спорт – такая же важная часть жизни, которая развивает умственную деятельность не хуже, чем математика или любой другой школьный предмет. 

ТОП-5 правил, которых придерживался в учёбе

1. Получение полезных жизненных навыков и эффективные коммуникации с людьми, а так же интерес к тому, что ты изучаешь гораздо важнее оценок.

Больше общаться с людьми, тянуться за теми, кто преуспевает в какой-то сфере (или школьном предмете). Окружение влияет на человека. Стараюсь искать тех людей, общение с которым будет мне полезно, не с какой-то корыстью или выгодой, а именно пользой. В этом нет ничего плохого, когда ты стремишься сформировать хорошее окружение, оно будет влиять на тебя и ты научишься чему-нибудь новому. 

 2. Уважительное отношение к преподавателям. Относится с пониманием и к их труду, и к тренерскому. Это полезно и для хоккея, и для учебы. Не нужно воспринимать учителя как какого-то надзирателя. Это человек, который посвятил свою жизнь тому, чтобы давать людям знания, которые будут им полезны. Ценить их труд, да, может не каждый предмет будет интересен, но это не значит, что преподаватель не заслуживает внимания и дисциплинированного поведения обучающихся.

3. Дневной сон – это круто! Тренировки и игры отнимают много сил, я люблю поспать после них пару часов, а потом заниматься другими делами. Так я буду гораздо эффективнее и потрачу меньше времени на задачу, нежели буду делать её, не восстановившись как следует. 

 4. Находить людей, с которых можно взять пример и стремиться их превзойти. Для меня это мои родители, мама окончила школу с одной четвёркой в аттестате и сейчас обучается в магистратуре в том же институте, что и я, а папа просто очень умный!

 5. Быть дисциплинированнее, как бы банально это ни звучало.