6 мин.

Моя попытка №5, или пять попыток команды Stefan Grand Prix выйти на старт

Всем привет! С Вами Призраки Формулы-1, и мы возвращаемся после долгого перерыва. Сегодня пойдёт речь о попытках Зорана Стефановича выставить на старт свою команду. Кто не в курсе, сегодня серб заявил о том, что он намерен выставить свою команду в 2019 году, но об этом мы чуть позже расскажем. А сейчас мы начнём экскурс в историю команды...

1996 и 1997 год, самостоятельная попытка и выкуп команды Lola Grand Prix.

Боксы команды Lola на ГП Бразилии 1997 года

Впервые о неугомонном сербе стало известно в конце сентября 1996 года, когда в журнале Autosport появилась небольшая заметка о том, что: "Бывший югославский автогонщик намерен выставить свою команду в 1998 году". Там же сообщалось, что он нанял экс-технического директора команды Forti - Джорджа Райтона. Но сам Райтон лишь рассказал о том, что он давал сербу советы. В то же время, Берни Экклстоун не подтверждал информацию о том, что Зоранович вёл с ним переговоры о том, чтобы выставить команду. Казалось бы, после этого всё затихло, до тех пор, пока команда Lola не снялась перед началом Гран-При Бразилии 1997 года. Стефанович планировал выкупить заявку Lola и шасси T97/30, и выйти на старт в 1998 году, но в итоге команда так и не появилась на решётке. А новостей отсерба пришлось ждать больше десятка лет...

 

 

2010 год. Попытка выйти на старт вместо Toyota.

Зоран Стефанович

В 2009 году стало известно о том, что ФИА планирует расширить стартовую решётку вплоть до 13 команд (по факту осталось 12 из-за неявки US F1), и после объявления об уходе производителей в лице BMW и Toyota, Зоран Стефанович решил воспользоваться некоторым хаосом среди возможных дебютантов. Объединившись с сербской инженерной компанией AMCO, Стефанович готовился к полноценному дебюту. Отчасти камнем преткновения стал обязательный контракт с Cosworth на поставки моторов. Но он долго вёл переговоры с Toyota по поводу технического сотрудничества, и у него даже получилось выкупить шасси Toyota TF110, которые переименовали в Stefan S-01.

Зоран Стефанович

В конце декабря 2009 года журнал Motorport-total заявлял, что команда выполнила краш-тесты, но они не имели официального статуса FIA. Несмотря на то, что команда не была официально допущена на старт, Стефанович отправил оборудование на трассу в Бахрейне, где должен был состояться первый этап чемпионата, а на конец февраля были назначены тесты на португальской трассе в Альгарве. Эти тесты так и не состоялись ввиду того, что монополисты Bridgestone отказали команде в шинах из-за того, что они не были в заявке. В результате команда так и не попала на стартовое поле. И тут Toyota нанесла удар,и объявила о том, что сотрудничество с сербом закончено. Сам Стефанович стал готовиться к 2011 году...

 

 

2011 год. Самостоятельная заявка с моторами Cosworth.

Зоран Стефанович и Майк Кохлен

В июле серб заявил о том, что подал заявку на сезон 2011 года. Команда намерена была строить шасси самостоятельно (не без помощи AMCO), а под кожухом должен был стоять двигатель Cosworth. Даже были объявлены планы о постройке собственной тестовой трассы в Сербии!

«Да, мы подали заявку, – рассказал Стефанович F1Pulse. – Пока мы не станем раскрывать детали и будем ждать окончательного решения FIA – по нашим данным, оно будет вынесено в конце августа. Многие говорят, что это случится совсем скоро, еще в июле, но это не так».

Реклама 18+

Кандидатами на место в команде, что в 2010, что в 2011 годах, было целых 12 пилотов, включая экс-чемпиона мира Жака Вильнёва, Ральфа Шумахера, Казуки Накаждиму и даже Себастьяна Лёба! Но уже в сентябре стало известно, что тринадцатой команде в Формуле-1 не быть, а сам Зоранович заявил о том, что он отозвал заявку ещё в августе:

«Мы не участвовали в финальном голосовании, отозвав свою заявку ещё в августе – процесс затягивался, и не было гарантии, что в результате кто-то из кандидатов займёт вакансию 13-й команды. Нам пришлось бы ждать до сентября, а осенью поздно начинать разработку машины для следующего сезона, поэтому заявка была отозвана. Насколько я понимаю, в итоге FIA рассматривала только две заявки, которые не устроили федерацию. Вероятно, FIA стоило провести процедуру в более сжатые сроки. Мы считаем, что чемпионату нужна 13-я команда, но решение FIA оказалось иным. Посмотрим, что будет дальше...»

 

2015 год. Скомканная борьба с Джином Хаасом и Колином Коллесом.

Зоран Стефанович

В декабре 2013 года FIA объявила о приёме заявок на участие в сезоне 2015 года. Среди кандидатов было всего три персоны: Джин Хаас, совладелец команды Stewart-Haas Racing в серии NASCAR; Колин Коллес, экс-глава коллективов в Формуле-1 и владелец собственной команды в FIA WEC класса LMP1 и сам Зоран Стефанович. Шансы последних двух оценивались, как минимальными, что собственно и произошло. Правда перед тем, как стало известно о том, что FIA отдала заявку Джину Хаасу, Зоранович отозвал свою заявку.

Зоран Стефанович: «Возникла необходимость прояснить ситуацию: мы сообщаем, что Stefan Team отозвала свою заявку в прошлом месяце. Мы не можем сообщить дополнительные сведения, поскольку подписали договор о неразглашении информации. Кроме того, нет смысла говорить о несостоявшемся бизнес-проекте..."

 

2019 год. Объявленные планы об очередной попытке.

Зоран Стефанович

И вот сегодня стало известно о новой попытке серба выставить свою команду. Стефанович прибыл на Гран-При Австрии, чтобы обсудить все вопросы с Россом Брауном по поводу участия в чемпионате. В интервью изданию Autosport серб поделился тем, что заключил "несколько важных соглашений" и о том, что намерен строить базу в итальянском городе Парма.

Также Стефанович нанял в качестве главы отдела аэродинамики великоопытного Энрике Скалаброни. Сама же FIA заявила о том, что они планируют расширить решётку до 12 команд, но о тендере будет объявлено, когда придёт этому время и появятся сильные новички, готовые придти в Формулу-1. Что же, время покажет, и будем следить за судьбой сербского проекта...

С Вами были Призраки Формулы-1, подписывайтесь на наше сообщество в сети VK, стараюсь по возможности делиться интересными материалами. До новых встреч!