6 мин.

Как устроен футбол: игра на третьего, сдвоенный центр

The Athletic. Часть 2 из серии материалов «Как устроен футбол», в которой подробно рассматривается механика игры.

Когда Хаби Алонсо играл за мюнхенскую «Баварию» Пепа Гвардиолы, он обычно играл единственного опорного полузащитника, предположительно потому, что он был настолько хорош, что самооценка товарищей по команде не позволяла им, играть рядом с ним.

Не многие клубы сейчас так играют. Десятилетие все более изощренного прессинга вынудило команды, которые хотят развивать атаки через центр (в противовес тем, кто пытается «перебить» или «обойти» команду соперника) выставлять двух игроков в опорную зону.

В последнее время некоторые амбициозные команды научились использовать свою пару опорных полузащитников – так называемый «сдвоенный центр» – в тесных, быстрых схемах передач, чтобы выманить соперника в прессинг, а затем его сломать. Одну из таких тренирует не кто иной, как Хаби Алонсо, который в минувшие выходные красиво стоял на боковой линии «Альянц Арены», наблюдая, как его «Байер» из Леверкузена с легкостью ломает линии мюнхенской «Баварии» и быстро атакует через центр, используя невероятное количество созданного пространства.

Их секретным оружием были комбинации на третьего через сдвоенный центр.

Если вы не слышали о том, что тренеры любят называть «игрой на третьего», то, по сути, это именно то, как это звучит. Допустим, игрок А хотел бы отдать пас игроку Б, но на его пути стоит противник. Вместо этого игрок А передает передачу игроку С (третьему игроку), который быстро передает мяч игроку Б. Первый пас привлекает внимание защиты не в ту сторону, в то время как второй пас достигает игрока Б под беспрепятственным углом.

Здесь важна ориентация тела. Даже если бы игрок А смог отдать пас прямо на игрока Б, принимающий был бы обращен к пасующему и должен был бы повернуть мяч к воротам, что может быть сложно в ограниченном пространстве. Привлечение третьего игрока в схему позволяет игроку Б получить мяч, уже обращенный к воротам, что дает ему лучший обзор поля для игры вперед. Если все сделано правильно, комбинация «на/через третьего» представляет собой, по сути, чит-код для быстрого продвижения мяча в последующие части поля.

Розыгрыш начинается, когда Харри Кейн преследует обратный пас от Гранита Джаки к центральному защитнику Эдмонду Тапсобе (читатели «Как устроен футбол» помнят, что обратные передачи/ игра в стенку могут быть хорошим способом спровоцировать прессинг). Джака остается без опеки во второй линии, но угол давления Кейна перерезает ему линию паса от Тапсобы. Леверкузену нужен третий игрок, через которого будут передавать мяч.

И тут на помощь приходит игрок в «сдвоенном центре»:

Комбинация через третьего игрока позволяет не только продвинуть мяч в обход Кейна, но и позволяет Джаке принять мяч лицом вперед, чтобы он мог немедленно сделать передачу в касание через следующую линию защиты.

Но Леверкузен не останавливается на достигнутом. Как только мяч отрезает линию, второй опорник, Роберт Андрич, разворачивается и бежит вперед, чтобы создать еще одну комбинацию через третьего игрока, которая даст ему свободу перед линией обороны «Баварии», чтобы сделать финальную проникающую передачу на нападающего. Вся атака, от начала и до конца, заняла ровно семь секунд.

Эта внезапная смена темпа, от терпеливого паса между защитниками до прорыва через центр с помощью набора быстрых передач и открываний, является одной из причин, по которой тренеры любят использовать комбинации «через третьих игроков» в оборонительной линии полузащиты. Леверкузен вытягивает прессинг, принимая передачи, которые выглядят рискованно, и играя спиной к воротам соперника (стенка с Джакой, игра через третьего игрока Андрича), а затем они бросаются атаковать дыры, оставленные прессингующими.

«Сдвоенный центр» не всегда так работал. Когда Гвардиола играл опорного полузащитника, он ненавидел неуклюжие прямые углы, которые создавала пара опорных полузащитников при построении атаки. Ключом к тому, чтобы этот стиль работал, как надо, является сохранение двух опорных максимально близко друг к другу, на тщательно выверенной высоте, чтобы они могли комбинировать быстрее, чем может среагировать соперник.

Даже если пас в одно касание в самой опасной части поля хорошо отработан, он никогда не будет полностью безопасен. Не раз в матче с «Баварией» Леверкузенцы попадали в ловушку, когда неудачный короткий пас приводил к очень неудобной ситуации, подобной этой:

Импульс Баварии на неточный пас через третьего и атака количеством пространства в середине

Но Леверкузен готов оказывать давление и рисковать случайными потерями в обмен на все пространство, которое их стиль открывает за линиями прессингующей команды. Даже сама угроза комбинации «на третьего» иногда выдергивала игроков «Баварии» из позиции, позволяя «Леверкузену» совершать прорывные передачи через эти пространства.

Конкретная тактика может быть разной, но общая идея очень похожа на то, как Алонсо описывает свою роль в старом «Ливерпулье Рафы Бенитеса, когда он стягивал на себя соперника в сдвоенном центре, чтобы высвободить Стивена Джеррарда между линиями: «Если я подбирался близко (к центральным защитникам «Ливерпуля»), то привлекал игрока за собой, освобождая пространство — мы могли играть сразу на Стиви, и он получил бы мяч и стал бы продвигать его сам, либо сделал бы последний пас Торресу. Все дело в пространстве и в том, кто, тот свободный игрок».

Если все это и звучит знакомо нынешним болельщикам Премьер-лиги, то, вероятно, это из-за «Брайтона» Роберто Де Зерби, который возвел комбинационную игру с двумя опорниками в форму высшего искусства. В прошлом сезоне они использовали больше передач «через третьего» в центре поля, чем любая другая команда лиги:

В этом сезоне соперники изо всех сил пытаются найти способы остановить любимый трюк Брайтона. Подход «Манчестер Юнайтед» на прошлых выходных заключался в прессинге по схеме 4-4-2 (ромб): два нападающих перерезали пути для передачи от центральных защитников «Брайтона» к опорным полузащитникам, и если пас все же проскользнул, Бруну Фернандеш уже ждал между двумя опорниками, чтобы перекрыть передачу на третьего игрока.

В качестве тактики, позволяющей противодействовать комбинационной игре в центре, ромб «Юнайтед» оказался эффективным против «коробки» «Брайтона», и они контролировали первые полчаса матча. Но разместив в полузащите четырех игроков означало, что придется оставить крайних защитников «Брайтона» свободными на флангах. Вместо того, чтобы играть через полузащиту «Юнайтед», «Брайтон» начал просто обходить ее с внешней стороны, перегружая фланги широкими треугольниками. (смотреть на ютуб)

Эта любовь к использованию ширины является ключевым моментом различия между Брайтоном и Леверкузеном. Даже когда команда Де Дзерби играет через центр, их следующий пас обычно идет в ширину и выводит вингера в ситуацию один в один. Леверкузен играет гораздо более центрально и прямолинейно (что может быть просто еще одним способом сказать более по-немецки) в своем предпочтении прорваться вперед через своего плеймейкера Флориана Вирца, а не атаковать по флангам.

Но обе команды доставляют противникам одинаковую головную боль при билд-ап, поскольку их узкий, смещенный в шахматном порядке сдвоенный центр может разбивать прессинг и ускорять темп. Поскольку эта тенденция продолжает развиваться, будет интересно наблюдать, как оппоненты будут находить способы остановить эти комбинации и склонить баланс «риска и вознаграждения» в пользу прессингующей команды.

К данному моменту все это выглядит пугающе красиво.

Оригинал текста: https://theathletic.com/4883255/2023/09/22/how-football-works-part-two/