5 мин.

«Не надо мне пересказывать ###### правила». 10 лет психу Федерера на US Open

«Нет, нет, нет, слишком поздно! Да в смысле? Мне не дали челлендж после двух секунд, а ему дают после, типа, десяти. Каждый раз! Так нельзя. У вас правила есть вообще или как? И нечего на меня рукой махать, понятно? И затыкать меня не надо. Я буду говорить, когда я захочу говорить. Да мне насрать, что он там сказал. Я говорю, что это слишком долго. И не надо мне пересказывать ###### правила. Я говорю: мне два матча назад не дали челлендж, хотя я попросил через секунду. Поэтому я спрашиваю: у вас тут есть правила вообще? Не разговаривай со мной».

Эта потрясающая в своей экспрессивности и последовательности тирада принадлежит не Даниилу Медведеву, Нику Кириосу или Бенуа Пэру. Это великий момент в карьере Роджера Федерера: 14 сентября 2009-го, третий сет финала US Open, который он выигрывал пять предыдущих лет.

***

28-летний Федерер в том сезоне рыдал после проигранного финала Australian Open и карьерного Шлема на «Ролан Гаррос», где-то в промежутке женился, а следом вернул себе титул на «Уимблдоне» и впервые стал отцом. US Open был единственным «Шлемом», где он не проигрывал с тех пор, как в 2004-м победил там впервые.

Из шести соперников, которых Федерер обыграл по пути в финал, все еще полноценно выступает только Новак Джокович, которому тогда было 22 (Ллейтон Хьюитт поигрывает пару, Томми Робредо – «Челленджеры»). Это была их последняя встреча на «Шлеме», где серб не взял ни сета (Федерер выиграл 7:6, 7:5, 7:5), а из следующих 11 Джокович выиграл девять, в том числе все четыре финала. Но на том турнире, где они встретились в полуфинале, Федерер был еще на пике возможностей, а Джокович – чудом одного «Шлема» с вечными физическими проблемами.

В нижней половине сетки выдающийся турнир проводил 20-летний Хуан Мартин дель Потро, давший тогда на американском харде Даниила Медведева-2019: из десяти матчей перед Нью-Йорком он выиграл девять. Нa US Open Хуан Мартин по дороге в финал отдал только два сета и ни одного – Рафаэлю Надалю, следом за Федерером стремившемуся к карьерному Шлему. В главном матче карьеры аргентинец вышел на швейцарца, которому проиграл все шесть предыдущих встреч, – последняя, правда, внушала надежду: в полуфинале «Ролан Гаррос» двумя месяцами ранее Федерер победил только в пятом сете.

***

Федерер в том финале стремился первым с 1920-х выиграть шесть US Open подряд и приблизился к титулу, взяв первый сет 6:3. Во втором роковую роль сыграла система видеоповторов Hawk-Eye, когда при счете 5:4 30:30 на подаче швейцарца дель Потро решил проверить удар Федерера, оказался прав и так лишил соперника сетбола («Быть не может!» – прокричал в ответ на это швейцарец), а в итоге забрал партию на тай-брейке.

Hawk-Eye, в официальных матчах использовавшийся с 2006-го, всегда раздражал традиционалиста Федерера, считающего человеческий фактор органической частью игры. Он, кстати, до сих пор не освоил технологию и известен своими катастрофическими челленджами примерно так же, как Джокович – смэшами. Так что когда в конце третьей партии напряжение выросло до критических значений, механика ненавистных видеоповторов оказалась подходящим поводом выплеснуть эмоции.

При 4:4 на геймболе Федерера дель Потро принял вторую подачу в аут и по пути на переход спросил арбитра на вышке Джейка Гарнера, точно ли он не попал. После которого обмена репликами аргентинец все же взял взял повтор – когда оба теннисиста уже дошли до своих мест. Это и взбесило Федерера, который к тому времени и так уже был на взводе после досадно проигранного сета и эпизода, когда судья назначил переигровку его эйса в ответ на заявление аргентинца, что он не был готов принимать. Наезд на Гарнера занял меньше минуты; в отличие от выступления Серены Уильямс двумя днями ранее, он не обернулся скандалом и стоил Федереру всего 1 500 долларов штрафа, но в теннисный фольклор вошел навсегда.

Сердитый Маэстро в следующем гейме сделал брейк и повел 2:1 по партиям, но не смог довести встречу до победы и проиграл на US Open впервые за 42 матча: 6:3, 6:7, 6:4, 6:7, 2:6. Дель Потро в момент победы всеми двумя метрами роста рухнул на корт, а потом сказал знаменитое:

«У меня на этой неделе было две мечты. Одна – выиграть US Open, вторая – стать как Роджер. Первая сбылась».

***

За десять лет, прошедшие с того дня, Джейк Гарнер стал главным рефери US Open, карьеру дель Потро сломали травмы, а Федерер так и не полюбил Hawk-Eye. Он выиграл еще пять «Шлемов» и укрепился в звании иконы, но в Нью-Йорке больше не побеждал. Те 40 секунд нефильтрованного гнева далеко не единственный эпизод, где он выходит из себя, но наверное, самый яркий. Одни видят в нем самодовольство и каприз человека, привыкшего быть на особом счету, другие – чистые эмоции того, кто (будто бы) известен невозмутимостью. В любом случае, злой Федерер – это как первая любовь: забыть невозможно.

Теннисистов иногда по три часа допрашивают репортеры. Отвечать им сложнее, чем кажется

11 лет назад Федерер и Вавринка порвали Олимпиаду: взяли золото, отметили по-шамански и еще обыграли всех в карты

Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney, Matthew Stockman, Michael Heiman, Clive Brunskill