Okko vs Матч ТВ. Кто лучше?
Дисклеймер:данный материал не предназначен для того, чтобы очернить какой-либо информационный ресурс. В публикации рассматривается субъективная оценка обычного потребителя контента как с “Матч ТВ”, так и с Okko.
К 2025 году в России наконец-то появилась полноценная конкуренция за внимание зрителя в спортивном сегменте вещания. Причиной тому стало развитие онлайн-кинотеатра Okko, который в 2019-м году открыл спортивную редакцию Okko Спорт. Но несмотря на покупку прав на показ АПЛ, стриминг всё равно оставался весьма нишевым продуктом для избалованного контентом зрителя. Тот же Яндекс в 2019-м году приобрел права на показ НХЛ, поэтому тогда казалось, что интернет-платформы будут конкурировать исключительно друг с другом, пока монополист спортивного бродкаста в лице “Матч ТВ” будет держать бОльшую часть аудитории под своим крылом. По началу так и было, но по прошествии времени ситуация изменилась и уже к лету 2024 года “Матч ТВ” и Okko поделили трансляции чемпионата Европы по футболу. А с августа стриминг забрал себе вдобавок и все еврокубки.
По прошествии сезона можно сделать сравнительный анализ как сработал Okko в новых для себя условиях при увеличении продуктовой линейки и как с этими же вводными работал “Матч ТВ”. Оценить сервисы можно по следующим критериям: качество ведения репортажей/комментирование событий в режиме реального времени, юзабилити сайта, социальных сетей и мобильного приложения, минимизация технических неполадок, линейка предлагаемых продуктов, уровень аналитики. За все эти пункты каждая из сторон получит баллы по системе бокса: у победителя 10, у проигравшего 9, в случае ничьи обе получат по 9.
Не включал в сравнительный анализ пункт “платный/бесплатный”, поскольку оба сервиса являются платными. Только за Okko вы совершаете платеж самостоятельно, а за “Матч ТВ” ваш доход удерживается работодателем в виде налогов (если не трудоустроены официальны или являетесь безработным, то через оплату других налогов, например НДС). Плюс у “Матча” есть отдельная система подписок на другие каналы своего холдинга, которые стоят от 299 рублей в месяц (столько же сколько и у Okko, чтобы смотреть весь спортивный раздел онлайн-кинотеатра после пробного или льготного периода подписки). Ну и конечно же, мы не будем изучать сетку программ, не связанных со спортом, потому как фильмы с условным Стивен Сигалом вы можете посмотреть при желании на обоих ресурсах.
Комментирование/ведение репортажей

Про комментаторов “Матч ТВ” написано много од, и носят они в основном не самый хвалебный характер. Причин здесь может быть несколько: возможно сами сотрудники “Матча” за долгие годы привыкли к нахождению в тепличных условиях, понимая, что, не повышая требований к себе, можно гарантировано получать эфирное время, или зрители устали от одних и тех же голосов, и лиц, желая лицезреть фрешменов, а возможно это совокупность обоих факторов или вовсе иные причины. Про комментаторов Okko похожие негативные рецензии встречаются куда реже.
Лично для меня в этом пункте явным победителем является Okko, поскольку на мой скромный субъективный взгляд Денис Алхазов это лучший комментатор России прямо сейчас. Появление такого человека очень не хватало нашему спортивному медиа в последние несколько лет. Денис блистательно сочетает в своих репортажах глубокие знания футбола, переплетая их с достаточно малоизвестными историческими фактами о командах или об их регионах, и своевременно добавляя эмоциональную экспрессию в кульминационные моменты матчей, не забывая о чувстве юмора. Для меня это эталонный уровень – после просмотров репортажей с участием Алхазова можно поднять не только настроение, но и несколько позиций своего IQ.
Также в комментаторском строю Okko такие легенды как Владимир Стогниенко, Александр Елагин и Денис Казанский. Да, и Роман Гутцайт практически всегда остается на высоком и качественном уровне. Со стороны “Матча” могу отметить Олега Пирожкова, Станислава Минина и Дмитрия Шнякина (знаю, что последнего много хейтят, но мне его работа нравится).
Победа Okko 10-9
Юзабилити сайта/мобильного приложения/социальных сетей

Для меня здесь в целом сохраняется паритет. У обоих сервисов интуитивно-понятные интерфейсы, регулярный постинг актуальных новостей в соцсетях, поэтому ощутимой разницы здесь нет. Из минусов с точки зрения пользователя: у “Матча” при переходе на сайт при включении онлайн-трансляции необходимо будет подождать 30 секунд минимум из-за рекламы, а у Okko слабое место – это послематчевые обзоры, как и в приложении, так и в соцсетях. К примеру, переходя в обзор матча в приложении, можно выбрать просмотр не всего обзора, а отдельных эпизодов (голы, удаления, сейвы вратарей), что с одной стороны по-своему удобно, но это было бы так, если бы они отображались по хронологии событий. Но у Okko зачастую в многособытийном поединке эти эпизоды загружены вразнобой, а это лично у меня вызывает определенный дискомфорт.

Ничья 9-9
Минимизация технических неполадок

Однозначная и более чем уверенная победа “Матч ТВ” в этом пункте. Да, технические сбои происходят у обоих сервисов, но у Okko они встречаются гораздо чаще. Кстати, даже при показе 1 тура АПЛ еще на заре начала своего существования в 2019-м году у многих пользователей Okko произошли массовые проблемы при просмотре поединка между “Манчестер Юнайтед” и “Челси”, что конечно же нельзя назвать идеальным дебютом. Ну а если возвращаться к прошедшему сезону, то по осени при резком увеличении аудитории из-за появления Лиги чемпионов, стриминг нередко сообщал о многочисленных ошибках в трансляциях, особенно на SMART TV. Допускаю, что из-за наплыва трафика сервера Okko не выдерживали нагрузки, но зрителям от этих причин легче не становится.
Также лично у меня этой весной был сбой в цветопередаче перед матчами плей-офф ЛЧ. Думал, что слетели настройки моего телевизора, но при их регулировании, понял, что проблема на стороне бродкастера. К середине первого тайма ошибку исправили, но осадочек остался.
Победа “Матч ТВ” 10-9
Продуктовая линейка

У Okko за последние несколько лет очень сильно выросло количество приобретенных продуктов. Вот, например, список турниров, транслируемых в этом сезоне в сегменте “футбол”.

Надо отметить, что Okko в полном объеме покажет клубный чемпионат мира по футболу плюс Бундеслига с нового сезона будет также транслироваться на стриминге, что делает именно онлайн-кинотеатр главным футбольным бродкастером в России. Как контраргумент можно отметить, что спорт одним футболом не ограничивается и это правда. У “Матч ТВ” есть права на КХЛ, если вы любите наш хоккей, или Единая лига ВТБ, если вам по душе отечественный баскетбол. Но у Okko и на это есть свой ответ. Дело в том, что стриминг ретранслирует спортивные события с “Матч ТВ” и “Старта” в рамках базового пакета, поэтому вполне реально смотреть КХЛ или Единую лигу ВТБ не выключая Okko.
Победа Okko 10-9
Аналитика

Существует несколько экспертов, которые работают в студиях “Матч ТВ”, так и в Okko. Среди них Никита Баженов и Брайан Идову. И почему-то лучше они раскрываются именно на Okko. Сначала честно не мог себе ответить с чем это связано, возможно это когнитивное искажение в виде предвзятости подтверждения. Но затем понял, что решающую роль в этом играет, во-первых, более благоприятная атмосфера в эфире, во-вторых, качество модерации от ведущего в студии. То, что хорошо получается у условной Дарьи Исаевой или у Лионеля Аббы в Okko, не всегда также хорошо получается у Георгия Черданцева или Дмитрия Губерниева на “Матч ТВ”.
Кстати, о Дарье Исаевой. По моему мнению она идеально сочетает в себе красоту, умение фасилитировать процесс беседы, при этом она отлично разбирается в футболе, чего очень не хватало другим ведущим-женщинам из “Матч ТВ”. Понятно, что ядро аудитории спортивных программ - это в основном мужчины, и вполне логично, что каналы осознанно выбирают красивых ведущих, для того чтобы разбавлять эфир не только наличием представителей мужского пола. Но зачастую многим зрителям не хватало от ведущих-женщин более глубокой и детальной аналитики. Нет ничего плохого в том, чтобы читать суфлер и поддакивать другому соведущему, но на рынке телевизионных сотрудников ценится более широкий горизонт компетенций и навыков.

Ну и как вишенка на торте, это пример программы “Есть тема!” на “Матч ТВ”. По началу в передаче действительно обсуждались спортивные события, хоть это было в формате некоторых политических шоу на других каналах. Но по прошествии времени “Есть тема!” перестала притворяться и помимо формата забрала у политических передач всё остальное. Та ли это аналитика, которая нужна зрителю спортивных программ?
Победа Okko 10-9
Общий счёт:48 – 46 в пользу Okko
Вывод: Терпение и труд всё перетрут. За 6 лет своего существования спортивный сегмент Okko стал по сути главным спортивным медиа России и это прекрасно! Прекрасно, потому что у зрителя появилась возможность выбирать, а наличие выбора лучше, чем его отсутствие. Также наличие конкуренции дает возможность соперничающим сторонам улучшать себя и свои продукты, что тоже потенциальный win-win для всех.
Автор статьи Денис Алхазов