Блог Футболомания

Лекция Жозе Моуринью в Коверчано

Уважаемые господа! Позвольте засвидетельствовать свое почтение всем присутствующим. Люди, собравшиеся здесь, в Центре Коверчано, хотят обменяться опытом, узнав что-то новое от коллег и поделившись своими секретами. Я не сторонник подобного подхода, но не мог не рассказать о своих мыслях по поводу теории футбола. Не думаю, что истина рождается в споре. Если вы правы, это еще не значит, что вы победите в споре. Потому что чаще всего спор — это столкновение не идей, а личностей. В результате в спорах рождается не истина, а мнение сильного. Поэтому я предпочитаю излагать свое мнение, а уж вам вольно делать с ним все, что заблагорассудится.

Итак, мой доклад носит название «Моуринью и его «Интер». Вы, конечно, жаждете узнать секреты моих методов тренировочного и подготовительного процессов. Сразу разочарую — ничего сверх того, что в течение всего времени моей работы в Милане появлялось в итальянских газетах и журналах, вы не узнаете. Мой труд каждодневно препарируется под микроскопом. Любые действия на тренировках или в игре подвергаются скрупулезному анализу. Италия действительно помешана на футболе и в еще большей степени — на его научном базисе. Я очень многое почерпнул здесь за эти два года. И, пожалуй, попробую изложить свое видение игры, пройдя от частного к общему.

Для начала повторю всем давно известные принципы, из которых я исхожу в своей работе. В «Интере», как вы знаете, собраны игроки очень высокого уровня. Для таких футболистов не существует авторитетов, потому что в их карьере бывали тренеры разных уровней. Даже если вы облечены властью, это не гарантирует вам беспрекословного подчинения. Я обязан доказывать своим подопечным, что прав. Поэтому в тактической работе я выстраиваю на практике ситуации, которые направляют игроков в нужную сторону. Мы вместе обсуждаем происходящее и приходим к определенным выводам. Но для того, чтобы тренировочный процесс приносил плоды, жизненно необходимо наличие собственного мнения у моих игроков. Я могу прервать тренировку и спросить футболистов, что они чувствовали в той или иной ситуации. Например, они могут сказать мне, будто думали, что правый защитник был слишком далеко от центрального защитника. Хорошо, давайте поставим их ближе друг к другу и посмотрим, что из этого получится. Мы попробуем сыграть так два-три раза, а потом я снова поинтересуюсь их мнением. И так будет продолжаться до тех пор, пока мы все не придем к общим выводам.

При этом мой подход к команде зиждется на постулате о том, что постоянной задачей любого тренера является развитие у игроков способностей принимать эффективные решения, чтобы забить гол самим и не дать забить сопернику. Решение этой задачи требует нетривиальных человеческих способностей. Во время игры решения принимает отнюдь не тренер. Потому что он не бьет по мячу, не идет в обводку и не выбирает позицию на поле. Решения принимают игроки. Игроки, которым помогает их собственный талант. Талант, который они развивают посредством игры. То есть их учителем была, есть и будет ИГРА.

Научно доказано, что разница между мастерами и новичками состоит в лучшей способности первых перерабатывать информацию и выбирать наиболее оптимальное решение во время игры. Чем больше количество игровых ситуаций, через которые проходит игрок, тем больше у него возможностей принимать решения в контексте игры. Игроки нуждаются в постоянном процессе поиска и принятия верных решений: «Что сделать? Как сделать? Почему так, а не иначе? Когда сделать?» А значит, тренер должен разработать такие методы тренировок, которые научат игроков действовать в условиях дефицита времени. То есть делать на тренировках то, что необходимо потом делать в игре.

Чтобы забивать и эффективно обороняться, нужно быть умнее, уметь создавать голевые возможности, адаптироваться к сопернику и сохранять контроль за игрой. Футболист обязан уметь находить связи между возможностями и решениями, между возникшей игровой ситуацией и предыдущим опытом, уметь следовать игровому плану, адаптироваться к новым ситуациям и совершать некоторые действия по-новому, используя нестандартные решения.

Игра — это комплексная система

(Тренер — Решения игроков — Прошлые результаты/Будущие планы —Партнеры по команде — Оппоненты — Моменты игры — Тренер). Она постоянно меняется, и в ней множество аспектов.

Поэтому игроки должны быть способны:

- определять проблемы и решать их;

- определять возможности и пользо¬ваться ими;

- быть креативными в условиях дефицита времени; 

- использовать опыт прошлых игр, чтобы планировать победы в будущих матчах.

 

Поскольку игроки становятся сутью процесса, то самым важным элементом становится тактика. Это приводит к вовлеченности игроков в процесс, а подготовка тренировочного процесса фокусируется на модели¬ровании игровых ситуаций и вопросов, с ними связанных.

Меня часто упрекают в том, что я будто бы уделяю особое внимание тактике в ущерб функциональному состоянию команды. Но я понятия не имею, где заканчивается физический аспект и начинается тактический. Футбол вмещает в себя все эти подходы. Я не могу их разделить, но должен сказать, что футбол не сводится к одной лишь физической подготовке, он гораздо сложнее. Во всей системе подготовки физический аспект является наименее важным. Без организации и таланта в осваивании различных тактических игровых моделей ваши слабости быстро станут очень заметны, независимо от того, насколько вы готовы физически. Вы когда-нибудь видели пианиста, который бегает вокруг своего инструмента перед тем, как сесть и сыграть шедевр? Я не посылаю игроков наматывать круги вокруг поля. Самая важная вещь в футболе — свой стиль игры. По этой причине я фокусируюсь на тактике с первого же дня работы с командой. Мои тренировки не являются долгими, но они динамичны. Мы очень эффективно тратим время. Мне нравится, когда моя команда учится дорожить мячом, и когда она знает, что с ним делать, отобрав его у противника. Мы не тренируемся, чтобы бегать. Мы тренируемся, чтобы играть.

Выработанная десятилетиями практика тактических занятий, при которых на доске расставляются фишки, а игрокам в приказном порядке раздаются игровые задания, не работает. Гораздо лучшим «макетом» для отработки тактических упражнений является тренировочное поле. Тактическая работа должна заключаться в придумывании таких упражнений, которые стимулируют все аспекты, связанные с процессом игры (собственно тактический, физический, психологический, технический). Это позволяет достигать высокой тактической организации всей команды. Я создаю такой уровень командной игры, когда все игроки думают в схожей манере и реагируют на игровую ситуацию идентично, находятся «на одной волне». Философия «как сделать» заключается не в работе над физическими кондициями команды, а в поиске ответов на другие вопросы: «когда прессинговать», «когда обороняться и когда атаковать», «как осуществлять быстрый переход из обороны в атаку и обратно». Качественные параметры тренировочного процесса важнее количественных. Поэтому не «ргасtiсе makes perfect», а «perfect practice makes perfect». Только совершенный тренировочный процесс позволяет добиваться совершенного уровня организации игры.

И вот тут мы подходим, пожалуй, к первооснове моих изысканий в области теории футбола. Я часто сталкиваюсь с тем, что мои коллеги по цеху рассуждают о преимуществах тех или иных схем сточки зрения науки и верят, что именно этот уровень является вершиной футбольной науки. То есть рассуждения о том, что при тех или иных схемах контролируется разная площадь пространства в прямоугольнике размерами 105 на 65 метров, считаются верхом научной мысли. Но это далеко не так.

Согласно теориям, рожденным в Центре Коверчано, игра состоит из трех основных фаз: либо мячом владеет ваша команда, либо мяч у соперника, либо мячом не владеет ни одна из команд. Вся футбольная эволюция построена на этом фундаменте. Отсюда же проистекают и многие постулаты. Мы все их прекрасно знаем. Чем выше процент владения мячом, тем больше шансов не проиграть. Пока мяч у нас, нам не забьют. И другие подобные «аксиомы». Есть игровые модули, которые строятся на владении мячом. В противовес им появляются схемы, в которых упор делается на умении играть без мяча. Новейшие изыскания привели к появлению тактических концепций, в которых на первый план вышло не владение мячом, а умение создавать ситуации, при которых соперник будет держать мяч в тех зонах, где необходимо нашей команде. Однако во всех этих исследованиях меня удивляет тот факт, что никто из теоретиков не предлагает никакого математического обоснования для своих находок.

Начнем с того, что средние цифры по распределению времени всех трех игровых фаз в течение среднестатистического матча Серии А красноречиво свидетельствуют: 45 процентов игрового времени мяч находится у одной из команд, а в остальные 55 процентов — в переходной фазе. Вы можете бороться из всех сил за владение мячом или территорией, но КПД вашего труда будет формироваться в рамках малой доли игрового времени. Ваши игроки будут чаще двигаться без мяча, нежели с ним. Поэтому основным фактором при движении без мяча в футболе является тайминг. Тайминг игроков, осуществляющих поддержку игрока, который владеет мячом (независимо от направления движения), а также тайминг самого игрока, владеющего мячом. Одно невозможно без другого. А значит, ваша цель при работе с командной тактикой сводится к решению двух основных задач — научить игроков поддержки, КОГДА двигаться, а потом КУДА двигаться; а игроков, владеющих мячом, научить тому, КОГДА отдать пас, а потом КУДА его отдать. Игрок должен знать, чего он хочет добиться, двигаясь без мяча: получить пас, отвлечь защиту противника или сделать забегание. Чтобы добиться этого, он может следовать простому принципу: первый рывок для оппонентов, второй — для себя. Чтобы сделать это, он постоянно оценивает свою позицию, начиная со стартовой точки в центре огромной «Х». В таком случае все забеги будут под углом к предыдущим. Это должно сочетаться со старым правилом: если рывок под углом, то пас прямой, а если рывок по прямой, то пас под углом. То есть у нас всегда есть сценарий, при котором нападающие знают, что в соответствии с правилом «Х» они должны попытаться исполнить два рывка за атаку. Пасующие же игроки в курсе , что первый рывок делается для отвлечения внимания защитников противника, и, быстрого оценив, под углом ли начинается второй рывок или по прямой, они могут выбрать правильный вариант паса.

Трезво оценив тайминг во всех компонентах игры, я пришел к выводу, что результат делается не в фазе владения или невладения мячом, а в той самой третьей фазе, когда мяч не принадлежит ни одной из команд. Чем быстрее моя команда двигается в этой фазе игры, тем выше шансы, что итоговые показатели владения мячом будут в нашу пользу. Инструменты для достижения подобных целей известны давно — высокий активный прессинг при потере мяча максимально возможным количеством игроков. Хорошая защита — это защита в течение минимально возможного количества времени. Я стараюсь сохранять мяч у своих наиболее креативных игроков как можно дольше. Но когда у меня возникает необходимость обороняться, то у каждого игрока есть своя роль. Те, кто говорит, что креативные игроки должны быть освобождены от оборонительных обязанностей, ничего не понимают в футболе. Все игроки должны знать, что делать с мячом и что делать без мяча. Это не требует максимальных энергозатрат от каждого футболиста. Мои подопечные начинают восстанавливаться во время самой игры. Если игроки имеют полный контроль над мячом, они психологически восстанавливаются. И заканчивают матч ментально свежими. Мои игроки готовы играть всегда, сколько бы матчей в сезоне не отводил им календарь. 

Я тоже готов. Готов к новым вызовам и открытиям. Готов к новым победам. Ведь я не выиграл еще очень многого в этой жизни. И мне есть что доказывать моим игрокам, самому себе и всему миру. Спасибо за ваше внимание к моему докладу. Надеюсь, вы получили ответы на имевшиеся у вас вопросы.

Важно! Материал взят отсюда.

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.