11 мин.

Эти звезды могли быть в «Спартаке»: Роберто Карлос, Это′О, Мане, Салах. Элитный список

И, конечно, легендарный капитан – Джон Терри.

В коллекции несостоявшихся новичков «Спартака» новый экспонат. 

В «Коммент.Шоу» заглянул бывший гендиректор «Спартака» Роман Асхабадзе с ярким инсайдом: оказывается, московский клуб вел предметные переговоры с Джорджиньо Вейналдумом.

«Была встреча с представителями и родственниками Вейналдума, которые потом разозлились и сказали: «Зачем мы вообще встретились? Ты нас уговорил, и мы приехали. Та сумма, которую ты озвучил… Мы не хотим слушать ничего». Они озвучили зарплату в 5 млн евро в год. На тот момент – нереальные цифры, у нас был потолок», – рассказал Асхабадзе.

Вейналдум – далеко не первый топ-футболист, которого связывают со «Спартаком». Вот целый список звезд, которые могли надеть красно-белую футболку с ромбиком. Но не надели.

Роберто Карлос (1994)

В июне 1994-го на гастроли в Россию приехал «Палмейрас». Бразильцы выиграли турнир памяти Льва Яшина в Москве, поочередно обыграв «Динамо» (2:1) и «Спартак» (2:0). Одним из главных талантов того «Палмейраса» был 21-летний Роберто Карлос – и он мог остаться в России. Вспоминает экс-тренер «Спартака» Александр Тараханов:

«Мне в 1994-м предлагали Роберто Карлоса за небольшие деньги. Товарищ организовал по России турне «Палмейраса». Те, кто желал сыграть с бразильцами, должны были выложить им 25 тысяч долларов. В Аджарии были выборы президента – даже туда их повезли.

Роберто Карлос забил в девятку и сделал ассист через все поле. Президент «Палмейраса» говорил: «Вот это наша звезда. Хоть завтра забирайте. 500 тысяч долларов. А вот Амарал, можете и его купить. Тоже толковый футболист…» Романцев долго размышлял. У «Спартака» бюджет был – 3 миллиона. Как брать футболиста за 500 тысяч? Не решились. А осенью [1995-го] Роберто Карлос уже играл в «Интере».

Самюэль Это’О (2004-й)

Бывший гендиректор «Спартака» Юрий Первак переносит нас в 2004-й: «У клуба была возможность заполучить Самюэля Это′О, когда он еще даже не играл за «Барселону». Он тогда в Кубке УЕФА забивал «Спартаку» за испанскую «Мальорку». Естественно, было видно, что это игрок экстра-класса. Мы сделали предложение, спросили – сколько? Нам ответили – 10 млн долларов. Но тогда у наших трансферов были немного другие задачи. А совсем скоро камерунца купила «Барселона».

На тот момент Леонид Федун только заходил в «Спартак», у Андрея Червиченко еще оставалась часть акций. Он тоже рассказывал про переговоры с «Мальоркой»:

«Да, разговоры по поводу этого трансфера были, мы контактировали с испанским клубом, но агенты мне сказали, что без вариантов, тем более Это’О уже нацелился на переход в «Барселону». Кстати, мы тогда договорились с Федуном, что каждый может сам по себе приобретать футболистов, чтобы не было конфликтов. Так почему он не приобрел Самюэля, если так сильно хотел?!».

Патрис Эвра (2004-й)

И снова Первак вспоминает 2004-й:

«В «Спартаке» мог также играть нынешний основной защитник «Манчестер Юнайтед» и сборной Франции Патрис Эвра (интервью 2008 года – Sports.ru). Договоренность уже была, но в последний момент один «великий специалист» отсоветовал Федуну его покупать: характер у француза сложный, взбалмошный и непонятно как он себя здесь поведет».

Из «Монако» в 2006-м француз уехал сразу в «Юнайтед».

Хавьер Маскерано (2004-й)

В 2004-м Маскерано выиграл чемпионат Аргентины. В это время им уже интересовались «Депортиво» «Реал» и «Спартак», но «Ривер Плейт» не продал защитника. После Кубка конфедераций-2005 Хавьер уехал в бразильский «Коринтианс» за 15 млн долларов.

«А вот Маскерано – мой просчет. Можно было забрать аргентинца из «Ривер Плейта» на очень хороших условиях, – говорил Первак. – Но я в него не поверил: южноамериканец, 20 лет, играл только на родине, а тут сразу в Россию…» 

Джо Коул (2012-й)

Летом 2012-го английский полузащитник принадлежал «Ливерпулю», его хотел видеть главный тренер «Спартака» Унаи Эмери.

Как писал Sky Sports, московский клуб сделал Коулу предложение, чтобы усилиться перед стартом Лиги чемпионов. Интерес «Спартака» подтверждал агент Джо, но в итоге англичанин отказался от переезда в Россию.

Тоби Алдервейрелд (2013-й)

Летом 2013-го возник вариант с бельгийским защитником. «Спартак» вроде бы смог уговорить «Аякс», но сам Алдервейрелд не стал ехать в Москву – и потом заявил, что не жалеет об этом.

«Созвонился с Озбилизом, мы вместе учились еще в школе «Аякса». Он сказал – приезжай. Нахваливал клуб, город. Но когда возник «Атлетико», я отбросил все другие варианты», – вспоминал Тоби.

Генрих Мхитарян

Лучшего из армян звали многие российские клубы, после «Шахтера» Мхитарян мог оказаться не только в «Анжи» (там предлагали шесть млн евро в год), но и в «Спартаке».

«Ему Джеван Челоянц, акционер красно-белых, сказал: «Вот тебе бумага – пиши, сколько ты хочешь получать». Но Генрих нацелился на Европу», – вспоминает бывший агент Валерий Оганесян.

Сам футболист потом все подтвердил: «Я не отказал «Спартаку». Когда я был в «Шахтере», думал, что играю на тот момент в самой сильной команде СНГ. Не было смысла переходить в «Спартак», потому что хотел играть в Европе».

Джердан Шакири (2014-й)

Летом 2014-го «Спартак» был готов выкупить Шакири у «Баварии», «Интер» и «Ювентус» предлагали только варианты с арендой. Нобель Арустамян писал, что футболист согласен на переезд, но в итоге швейцарец так и остался в Мюнхене.

Леонид Федун тогда заявил: «Он был готов. Но Хосеп Гвардиола был против».

А вот Валерий Карпин потом говорил, что дело в самом Джердане: «Не смогли договориться с Шакири. Он не захотел ехать в Россию. С клубом можно было договориться, но игрок отказался. Дело не в деньгах».

Садьо Мане (2014-й)

Нападающий сам признавался, что у него было выгодное предложение из Москвы. Тоже 2014-й, Мане еще играл в «Зальцбурге». По словам Романа Асхабадзе, «Спартак» даже договорился с австрийский клубом, но Мане все-таки выбрал «Саутгемптон».

Они [«Зальцбург»] сказали, что наши деньги их устраивают. Говорили: у нас есть англичане, но они дают меньше, мы хотим больше. Мы дали чуть-чуть больше, и они согласились. Агент Мане сказал, что хочет в Россию, его все устраивает. Мане сказал, что категорически не поедет в Россию. Никак не пытались переубедить, он сказал конкретно», – рассказал бывший гендир «Спартака».

Мохамед Салах (2014-й)

В декабре 2014-го главные спортивные медиа России опубликовали мощную новость: Мохамед Салах согласился перейти в «Спартак». В том сезоне – чемпионском для «Челси» – египтянину часто не давали места даже в заявке. Во многом из-за конфликта с Моуринью у Салаха к Рождеству на поле было всего 12 минут, пять туров он сидел на лавке. Трансфер талантливого, но затоптавшегося в Англии игрока казался реальностью. Аргументом было и то, что в «Спартаке» тогда работал Мурат Якин, тренировавший Мохамеда в «Базеле» до переезда в Лондон.

«На самом деле мы интересовались Салахом дважды, – рассказал бывший спортдир «Спартака»Дмитрий Попов. – Первый раз – когда он еще играл в «Базеле». Тогда до переговоров почему-то не дошло, но он значился у нас в списках.

Второй случай – при Якине. У Салаха в тот момент не пошло в «Челси», Мурат с ним, по-моему, разговаривал, но ничего не получилось. В Тарасовку игрок точно не приезжал. И нет такого, что прямо ждал билета на медобследование в Москву. Нельзя даже говорить, что он одной ногой перешел в «Спартак».

Говорят, Салах мог перейти в «Спартак». Это правда?

Давиде Астори

В марте 2018-го итальянский защитник умер во сне. «Спартак» интересовался Астори, когда он играл за «Кальяри». Роман Асхабадзе вспомнил об этом в «Разговоре по пятницам».

– Карпин нам рассказывал, как ездил договариваться с «Кальяри». Итальянский президент сидит-сидит – и вдруг выскакивает в туалет. Возвращается в совсем другом настроении, возбужденный. Может, нюхнул что-то.

– Я тоже там присутствовал. Не берусь предполагать, что именно президент делал в туалете, но был очень нервным. Действительно, постоянно вставал, уходил, возвращался... «Нюхал» ли он, как вы выразились – не знаю! Возможно, выпивал. Тяжелый дядька.

– Не договорились?

– Договорились. Хотели подписать защитника. В последний момент тот передумал, не явился на медобследование.

Хаким Зиеш (2015-й)

Марокканский полузащитник принадлежал «Твенте», хотевшему забрать из Москвы Араса Озбилиза. Голландцы сами предложили обмен с участием Зиеша, от «Спартака» требовали доплату в 6 млн евро.

Российский клуб отказался. Через год Зиеш перебрался в «Аякс» за 11 млн, а Озбилиза продали в «Бешикташ» за 1,3 млн.

Диего Коста (2017-й)

Инсайд Нобеля Арустамяна: «Спартак» реально рассматривал вариант с арендой Диего Косты до конца календарного года. Нападающий разругался с Конте, а в «Атлетико» может оказаться не раньше января из-за трансферного бана.

«Спартак» хотел арендовать Косту на четыре месяца, Каррера разговаривал с бывшим начальником Конте, были контакты на уровне руководства красно-белых с «Челси», но Диего не заинтересовался такой возможностью. Он хотел играть только в «Атлетико».

Джон Терри (2018-й)

Осенью 2018-го Терри почти подписал контракт со «Спартаком». Англичанин уже прошел медобследования, но в последний момент отказал клубу, а через месяц объявил о завершении карьеры.

В декабре 2021-го Джон признался, что трансферу помешали семейные обстоятельства: «В то время мои дети только начали учиться в средней школе (близнецам Джорджу и Саммер в 2018-м было 12 лет – Sports.ru). Я был настроен перейти в «Спартак», встретился с его владельцами и все согласовал, но в последнюю минуту выяснилось, что моей семье будет неудобно жить со мной в Москве. А я понимал, что не смог бы полностью выкладываться и отдавать всего себя «Спартаку», если бы рядом не было семьи.

Это было бы нечестно по отношению к клубу и болельщикам. Представители «Спартака» прекрасно отнеслись ко мне – и даже сейчас я слежу за результатами клуба, потому что чувствую, что небольшая связь с ним у меня осталась. Увы, ничего не вышло, хотя я очень хотел провести там сезон, но таков уж футбол».

Неслучившийся трансфер все же превратил Терри в мем: даже клубная пресс-служба называет его легендой.

«Я чувствую связь со «Спартаком» и слежу за его результатами». Интервью легенды красно-белых – Джона Терри

Фото: twitter.com/fcsm_official; Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos, Lennart Preiss/Bongarts, Michael Regan, Christian Fischer/Bongarts, Enrico Locci