15 мин.

Формула-1: итоги-2016. Часть 1. Росберг vs Хэмилтон

2016 год подарил интереснейший сезон в Формуле-1. На третий год доминирования Mercedes противостояние Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга достигло апогея. Наконец, после двух подряд побед в чемпионате Хэмилтона, титул чемпиона мира завоевал Нико Росберг. В 2016 году ситуация была уникальна по еще одной причине. Во-первых, доминирование Mercedes было еще сильнее, чем в два предыдущих года. При этом, и это во-вторых, сражение Хэмилтона и Росберга было еще более плотным, еще более напряженным, чем ранее. Таким образом, при абсолютном доминировании одной команды сражение ее гонщиков было максимально захватывающим. Такая ситуация в истории Ф1 случалась нечасто.

Кроме того 2016 год запомнился резкими, неожиданными поворотами сюжета. Самый неожиданный из которых произошел уже после завершения сезона, когда на церемонии награждения новый чемпион мира Нико Росберг объявил о завершении своей карьеры. И это стало шоком для гоночного мира.

Но конечно главной темой в 2016 году было сражение Хэмилтона и Росберга.

Доминирование Mercedes привело к установлению новых рекордов. На счету команды было 20 поулов и 19 побед. Это превзошло все прежние рекорды, установленные в периоды доминирования прошлых лет, будь то McLaren конца 80-х, Williams первой половины 90-х, Ferrari начала 2000-х, и Red Bull в промежутке 2010-2013 гг. 2016 год преподнес и статистические казусы. Никогда ранее гонщик, выигравший 9 и более гонок в течение года, или победивший в четырех гонках подряд по ходу одного сезона, не проигрывал чемпионат. Это было своего рода гарантией титула. Поэтому, когда в начале сезона-2016 Нико Росберг одержал четыре победы подряд (Австралия - Россия), это казалось явным указанием на то, кто именно в этом году поднимет чемпионский трофей. Также Нико Росберг первым в 2016 году достиг показателя в 9 побед, выиграв гонку в Японии. Но уже летом стало ясно, что какая-то статистика неминуемо будет поправлена. В июле Льюис Хэмилтон выиграл четыре гонки подряд (Австрия - Германия). Впервые по ходу одного чемпионата два гонщика смогли одержать серии по четыре победы подряд. Одному из них предстояло стать чемпионом, но второй неминуемо проиграл бы. Кстати, тогда, летом, казалось что триумфатором по итогам сезона станет все-таки Хэмилтон. Льюис позже еще раз по ходу сезона одержал четыре подряд победы. Это произошло уже на финишном отрезке чемпионата, начиная гонкой в США и заканчивая финалом в Абу-Даби. В итоге не только два гонщика по ходу чемпионата смогли выиграть по четыре гонки подряд, но один из них - дважды! Льюис Хэмилтон по итогам чемпионата выиграл 10 гонок. Никогда ранее пилот с такой статистикой не проигрывал титул. Такие казусы имеют под собой две основные причины. Во-первых, никогда ранее чемпионат Формулы-1 не состоял из такого количества гонок. В 2016 году чемпионат установил рекорд по количеству этапов в календаре, всего прошел 21 Гран-при. Таким образом, появилось просто больше возможностей выигрывать гонки. Второй причиной стало доминирование команды Mercedes, благодаря чему именно ее пилоты "поделили" между собой практически весь "пирог". Опять же, эта статистика лишний раз показывает, насколько напряженным было сражение в 2016 году.

Итоговая победа Нико Росберга стала совершенно логичным событием. По целому ряду причин. Но в первую очередь было приятно за самого Нико - он добился цели, которую преследовал на протяжении нескольких сезонов, которую безусловно заслужил. Если опять же обращаться к статистике - у Нико она давно была чемпионской, но особенно в этом году. Если бы Росберг не стал бы чемпионом... Это было бы просто обидно. Тут можно было бы вспомнить разве что "вечно серебряного" сэра Стирлинга Мосса. Но уж лучше, раз уж сэру Стирлингу так в свое время и не довелось выиграть чемпионат мира, пусть его случай останется абсолютно уникальным в истории Формулы-1. По ходу сезона-2016, кстати, Нико Росберг в какой-то момент превзошел Мосса по количеству поулов и побед, став таким образом, обладателем наибольшего их количества из числа тех пилотов, кому не удавалось выигрывать чемпионат. Но теперь, когда Нико стал чемпионом, Стирлинг Мосс вновь единолично удерживает то, что его по праву.

К тому же, если бы Нико не стал бы чемпионом, и их дуэль с Хэмилтоном три года подряд заканчивалась бы чемпионством Льюиса, чего-то этой истории не доставало бы. Теперь, после двух чемпионств Хэмилтона и одной победы Росберга, это соперничество совершенно точно входит в историю Формулы-1, со всем его достоинством.

В 2016 году я сам неоднократно ловил себя на ощущении, что наблюдаю какой-то ремейк на тему противостояния пилотов McLaren конца 80-х, Айртона Сенны и Алена Проста. Хотя я всегда был уверен, что сезона, подобного 1988 году, не повторится никогда. Просто потому что это никогда быть не может. Тот сезон стал эталоном совпадения двух событий - абсолютного доминирования одной команды и напряженнейшего противостояния двух ее пилотов. Абсолютная классика, своего рода образцовый сезон. И как это ни удивительно, но в 2016 году получился очень похожий сезон. Уже поэтому чемпионат 2016 года также уникален и войдет в историю.

Конечно, речь не идет о том, что 2016 год - это копия 1988 года. Такого просто быть не может. Но то, как выступал Mercedes, как выступали Нико Росберг и Льюис Хэмилтон, сильно напомнило выступления Айртона Сенны и Алена Проста в 1988 и 1989 годах. Действительно, как будто снимают ремейк. Немного другие декорации, другие актеры, но сюжет сильно-сильно знакомый... Даже стилистически гонщики чем-то были похожи. Льюис Хэмилтон, всегда подчеркивавший, что его кумир и его пример - Айртон Сенна. Пилотирование Хэмилтона ведь напоминает стиль его кумира. Агрессивный, великолепный под дождем и на скользких покрытиях, яркость таланта буквально ослепляет. Нико Росберг хотя и не называл, в отличие от Дженсона Баттона, своим кумиром Алена Проста, но ведь его подход абсолютно "простовский", "профессорский". И это просто поразительно! Кстати, ведь в 1989 году Прост выиграл чемпионат, выиграв меньше гонок, чем Сенна. Да и персонажи на капитанском мостике Mercedes были весьма харизматичны. Молодой Тото Вольфф и "патрон" Ники Лауда. Выглядели они вполне достойными преемниками молодого Рона Денниса, образца конца 80-х, да Джо Рамиреса, пытавшегося наладить "мостки" между пилотами.

История Хэмилтона и Росберга вообще очень кинематографична. Еще в картинге гонялись вместе в одной команде, были приятелями. Загадывали тогда, как будут бороться за чемпионское звание в Ф1. И потом, годы спустя встретились в составе Mercedes. И получив в свои руки доминирующий болид, в 2014 году действительно сражались за чемпионат. Затем был 2015 год, 2016-й. Доминирование Mercedes продолжалось все три сезона гибридной турбоэры, а противостояние Хэмилтона и Росберга преодолевало новые захватывающие повороты сюжета. Да и фактура самих главных героев. Выходец из мягко говоря небогатого предместья Лондона, в карьеру которого в картинге его отец вложил все. Однако талант парня был очевиден, он попал на глаза самому могущественному Рону Деннису, и карьера пошла в гору. К тому же паренек был еще и темнокожим, а это уже совсем Голливуд. И хотя сейчас на цвет кожи Льюиса обращают внимание пожалуй лишь те, кто слишком озабочен данным вопросом, но ведь и вправду нарочно не придумаешь! Жизнь порой круче любого придуманного сюжета книги или кино. И Нико Росберг. Красивый, аристократичный юноша из хорошей, обеспеченной семьи. Детство в княжестве Монако, жизнь с родителями в квартире в элитном доме по соседству с знаменитой шпилькой Loews трассы Монте-Карло, узнаваемой любым болельщиком Ф1. Учеба в школе по соседству с автомобильным клубом Монако, поворотами Rascasse и "Антони Ноге", стартовой прямой знаменитой трассы и ложей князя Монако, заодно являющейся подиумом Гран-при Монако. В школу Нико ездил на школьном автобусе, маршрут которого шел через знаменитый тоннель и далее вдоль набережной, мимо поворотов Tabac и "Бассейн". Нико - сын чемпиона мира Формулы-1 Кеке Росберга. Нет, эта история - готовый сценарий для голливудского фильма!

Лично я очень рад за Нико, хотя бы просто потому, что он доказал - стать чемпионом в Формуле-1 можно будучи аристократичным молодым человеком из хорошей семьи. Ведь обычно успеха в Ф1 добивались те, кто в общем-то всем в жизни обязаны автогонкам. Далеко за примерами ходить не надо. Льюис Хэмилтон. Или, к примеру, Михаэль Шумахер. Все, что у них есть, все благодаря Ф1. Гонки стали для них тем самым единственным путем, которым они добились успеха в жизни. А Нико Росберг не таков. Он изначально, на старте жизни имел возможность идти разными путями, которые привели бы его к успеху и благосостоянию. Но он выбрал себе путь в спорт, в крайне конкурентный спорт. И ведь пошел туда не как богатый рента-драйвер, для которого гонки - своего рода развлечение. Нет, Нико с самого старта работал и боролся, работал и боролся с лучшими. Чтобы побеждать самому. У парня оказался очень крепкий внутренний стержень, что он не раз доказывал. В том числе, и пожалуй особенно - по ходу этого года.

Два факта много скажут о Нико Росберге. Он свободно владеет пятью языками: немецким, английским, итальянским, французским и испанским. В Williams каждому новому гонщику устраивают тестирование на знание технической части. Нико Росберг проходил это тестирование, когда впервые получил приглашение принять участие в тестах Williams. Тогда он еще выступал в одной из молодежных категорий. Так вот: результат Нико Росберга на тестировании оказался лучшим за все время, которое британская команда его проводит. Таков "Профессор" Нико Росберг.

Кстати, в свое время Нико Росберг стал первым чемпионом серии GP2, выиграв титул в сражении с более опытным и имевшим очень высокую репутацию Хейкки Ковалайненом. Тогда это могло удивлять. Теперь не удивляет.

Нико Росберг - настоящий чемпион Mercedes, ведь он, в отличие от приглашенной звезды Хэмилтона, с самого начала был в команде. Роль Нико в развитии команды, в развитии гоночных болидов год от года велика. Сначала Росберг выступал вместе с вернувшимся Михаэлем Шумахером. Партнерство с великим чемпионом многое дало Нико, он впитывал информацию как губка. И ведь вспомним, что тогда говорили. Михаэль уже не тот, он потерял скорость, раз так часто проигрывает Росбергу. Но может это не Шумахер был столь "не тот", а просто Нико Росберг уже тогда показал свою силу, свою скорость? Мне кажется, что это вероятнее. Хотя конечно и Шумахер был мягко говоря не на пике формы.

Затем четыре сезона бок о бок с Льюисом Хэмилтоном. Это был уже не заслуженный ветеран, вернувшийся "с пенсии", заскучав. Это пилот, которого наряду с Алонсо и, пожалуй, Феттелем называют сильнейшим гонщиком Формулы-1 современности. И вот с этим великим и ужасным Хэмилтоном Нико Росберг боролся четыре сезона. Его, в итоге, победил.

Поэтому это здорово, что Нико Росберг смог победить. Это хорошо для спорта. Куда лучше, чем когда все время побеждает один и тот же, пусть и наиболее раскрученный, наиболее медийный персонаж. Даже если большинство считает его быстрейшим.

Знаю, что многие считают, что последними четырьмя гонками в 2016 году, четырьмя подряд победами Льюис Хэмилтон весомо заявил о том, кто на самом деле являлся сильнейшим пилотом в этом сезоне. Что ж, это буквально калька с расхожего в Формуле-1 выражения - "ты хорош ровно настолько, насколько хорош в последней гонке". Но сезон-то продолжался 21 гонку. И он не складывался по сценарию "все в одну калитку". То Нико Росберг вырывался вперед на 43 очка, то Льюис Хэмилтон его догонял, отыграв огромный отрыв. Затем уже Хэмилтон возглавлял чемпионат с приличным отрывом, но Росбергу удавалось отыграться. Весь сезон был как на качелях. Безусловно, были и технические неполадки, был и фактор везения. Но это все тоже часть гонок. О напряженности сражения между Росбергом и Хэмилтоном говорят и два столкновения, произошедшие между гонщиками Mercedes. На старте в Испании и на последнем круге в Австрии. Так что это действительно была битва.

Льюис Хэмилтон совершенно логично проиграл чемпионат 2016 года. Все было заложено еще на старте сезона. Именно первые гонки часто определяют ход всего чемпионата в Ф1. Именно тогда закладывается "фундамент" чемпионства. А на старте чемпионата Льюис часто выглядел каким-то расконцентрированным, у него было слишком много проблем, он порой совершал ошибки. В отличие от Нико Росберга, про которого уже в начале года стало ясно, что это будет лучший сезон в его карьере. Как бы он ни закончился.

Дошло дело до того, что причины неудач Хэмилтона стали искать в совсем уж удивительных вещах. Например в том, что в начале года его часто видели в очках. Сам помню, это обсуждалось и экспертами в прессе, и на встрече моих гоночных друзей весной. Хотя по правде такие объяснения вызывали улыбку. Но когда такое говорят о ведущем гонщике... Потом не приходится удивляться, что он все-таки проиграл.

А началось все еще ранее, в 2015 году. Когда Хэмилтон блестяще шел к своему третьему титулу, который взял досрочно. Вспомним разочарование Нико Росберга в Остине. Затем Нико, как и обещал, выиграл оставшиеся три гонки в 2015 году. Затем уже не давал спуску Хэмилтону при борьбе колесо в колесо, что и привело к столкновениям в Барселоне и Шпильберге. Но многие тогда говорили, что Хэмилтон просто не выкладывался на все 100 процентов в заключительных гонках, завоевав титул. Мол, потому Росберг и выиграл те три гонки, в Мексике, Бразилии и Абу-Даби.

Надо лишь взглянуть на те гонки под немного другим углом. Хэмилтон совсем не собирался уступать в них, проигрывать Нико. Скорее всего, выложившись полностью в погоне за титулом, после он чуть-чуть ослабил концентрацию. Неосознанно ослабил. Весь год, сражаясь за свое третье чемпионство, Льюис не забывал еще и жить "на полную катушку". Бесконечные путешествия, когда он успевал между гонками сгонять на другой континент и обратно. Тяжелейший для организма режим, когда он порой спал три-четыре часа в сутки. Постоянные тусовки. В итоге к концу года Льюис сам признавал, что выжат как лимон. Дошло дело до того, что после очередного празднования, после бессонной ночи Льюис на мгновение задремал, будучи за рулем автомобиля в Монако (эксклюзивного Pagani Zonda!) и задел другую, припаркованную машину. Все произошло на невысокой скорости, в плотном движении на узких улочках княжества. Ничего страшного! Но показатель. Похоже, что начавший терять концентрацию Хэмилтон перенес это состояние и на начало 2016 года. В то время как Нико Росберг включил режим максимальных оборотов. После первых успехов в 2016 году Нико Росберг понял, что "сейчас - или никогда".

Думаю, что и как пример для начинающих гонщиков Росберг подходит куда больше. Ведь такой дар как у Хэмилтона - это великая редкость. Мало кто так щедро одарен скоростью от природы. А пример Нико учит и бесконечному самосовершенствованию, работе над собой, над техникой. Полной концентрации на главном. И это можно считать рецептом для будущих чемпионов.

Внезапное решение Нико об уходе из Формулы-1 безусловно поразило всех, и автор здесь не исключение. Росберг мотивировал все предельно ясно. В этом году он поставил ради победы в чемпионате все, его жизнь целиком и полностью была подчинена одной цели. И жить в таком режиме и дальше, снова приносить бесчисленные жертвы он не готов. Речь не только о режиме сна, о режиме питания, что также было поставлено на работу по завоеванию титула. Бесконечная гонка Формулы-1 забирает слишком много времени, забирает у семьи, у маленькой дочки. Став чемпионом, Росберг реализовал свою мечту, свою цель. Но у него в жизни есть и другие ценности. И это история также о том, что этот титул чемпиона мира в полной мере принадлежит и Вивиан, жене Нико.

Мне кажется, что дальше Нико было бы проще. Главное - психологический барьер первого чемпионства снят. Став чемпионами, все гонщики в дальнейшем прибавляли. Поэтому, на мой взгляд, дальнейшая борьба с Хэмилтоном уже не требовала бы такого же самоотречения, как в этом году. Но в любом случае, Нико лучше знать. Возможно борьба с таким гонщиком как Льюис, действительно требует отдавать всего себя без остатка. А просто ездить рядом с Льюисом, не бороться с ним, это явно не то, что нужно Нико. Это он уже доказал прошедшими сезонами.

С одной стороны жаль, что история великолепного дуэта Хэмилтона и Росберга не получит продолжения. С другой - Нико Росберг еще раз показал себя умным мальчиком, последнее слово все-таки осталось за ним. И это разочаровывает Льюиса Хэмилтона!

Те же, кто считает, что Росберг ушел, опасаясь реванша... А сколько продержались другие успешные дуэты? Когда два пилота получают доминирующую машину, и ясно, что побеждаешь либо ты, либо твой напарник... С одной стороны, это шанс всей карьеры, а с другой, - и это следствие, это дико выматывает психологически. Нельсон Пике и Найджел Мэнселл смогли продержаться вместе в Williams только пару сезонов. Айртон Сенна и Ален Прост в McLaren - два сезона. Оба выиграли по чемпионату, после чего Прост ушел. Ему надоело, его не устраивала атмосфера в команде. Соперничество Росберга и Хэмилтона было очень напряженным, в нем было много психологической борьбы. И продолжалось это четыре сезона, из которых три они были обладателями доминирующей машины и боролись за титул. Это слишком много.

Кстати, здесь нельзя не отдать должное Тото Вольффу, Ники Лауде, Падди Лоу - руководству Mercedes. Атмосфера в команде была выстроена правильно, с равным отношением к обоим гонщикам. Во многом поэтому дуэт продержался так долго, и особых срывов не было. Сравните хотя бы с Red Bull времен доминирования 2010-2013 гг. Поэтому не понимаю недовольства тех, кто считает эти сезоны 2014-2016 гг. совершенно провальными для Ф1 как для спорта. Mercedes доминировал, но его гонщики боролись, и как боролись! К тому же это было доминирование благородной марки с глубокими традициями и историей.

Показательный эпизод, когда в финальной гонке в Абу-Даби Льюис Хэмилтон сдерживал Нико Росберга. Руководство Mercedes было крайне недовольно этим эпизодом, но впоследствии и Ники Лауда, и Тото Вольфф признали, что в этой гонке гонщики могли действовать исходя из собственных интересов, так как оспаривали чемпионство исключительно между собой. Однако сравните это с другим эпизодом, когда в Монако Нико Росберг, испытывая проблемы с темпом под дождем, пропустил вперед Льюиса Хэмилтона, действуя в интересах команды. То действие Нико принесло Льюису победу после заминки, устроенной механиками Red Bull Даниэлю Риккьярдо. Так действия Росберга позволили Mercedes добиться победы, но сам он потерял важные очки относительно Льюиса в сражении за титул. И эти очки в конце сезона были на вес золота.

Нико Росберг покидает Формулу-1 в хорошей компании Дженсона Баттона и Фелипе Массы. Гонщики, игравшие первые роли в Ф1 на протяжении многих сезонов, но не последних, и Нико - герой первого плана как раз последних чемпионатов. Без них что-то в Ф1 безусловно неуловимо изменится. Хотя есть чувство, что кого-то из них мы в пелотоне Ф1 все-таки еще увидим...

А еще мне порой кажется, что этот титул Нико Росберга - словно улыбка Господа. Был в этом году совсем малоафишируемый эпизод в апреле в Монако. И была у Нико детская мечта -  о чемпионском титуле. Вот этой мечте, этому маленькому капризу небеса позволили осуществиться.