11 мин.

Легенда женского футбола Вера Паув о развитии женского футбола, любви к Шотландии и жизни в ЮАР

От редакции. Женская сборная Таиланда только что влетела США 0:13 на чемпионате мира. Валентин Болышев перевел авторскую колонку главного тренера Таиланда Веры Паув и ждет ваших комментариев, плюсов, подписок и просто живого общения!

А еще в блоге «Английский завтрак» история Кая Хавертца, гайд для «Тоттенхэма» на следующий сезон и рассказ Фила Невилла о работе в женской сборной Англии. 

«Мы больше не можем справиться с этой маленькой девочкой, она просто хочет играть в футбол».

Мне было 13 лет, когда мой папа написал это, в письме  к голландской футбольной ассоциации. Я выросла, играя в футбол на улице с двумя братьями  – мы тройняшки, – но после начальной школы мне не с кем было проводить время. Я ходила на матчи моих братьев и бегала с мячом, недалеко от поля, чтобы показать, что я тоже могу играть.

Но потом папа решил, что должен что-то сделать, и попросил ФА о помощи. Мне дали специальное разрешение выступать в женской команде  – обычно для этого нужно было 16 лет. Я была самой маленькой, но, по крайней мере, могла играть.

Я играла за сборную Нидерландов в течение 14 лет. 12 из них я так же работала в голландской ФА, потому что тогда женский футбол был чисто любительским. Ты не мог жить, только играя в футбол, поэтому тебе приходилось работать. И поскольку футбол был моей жизнью, единственным местом, где я хотела работать, была голландская футбольная ассоциация.

За 12 лет там я многому научилась. Вначале я сосредоточилась на развитии женского футбола в Нидерландах, потом на развитии любительского футбола – для мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

В ФА я подружилась с Бертом ван Лингеном, который позже стал моим мужем. Но до этого Берт был моим тренером. Он также тренировал на высшем уровне в мужском футболе, проведя много лет в качестве помощника Дика Адвоката.

Когда мы влюбились, он перестал тренировать женскую команду. Тогда я не понимала необходимости этого, но теперь я понимаю, что это был единственный вариант сохранить наши ценности.

Помимо того, что Берт – любовь всей моей жизни и мой лучший друг, он всегда был и моим наставником.

Вместе мы переехали в Шотландию в 1998 году, сразу после того, как я закончила играть. Берт и Дик занялись управлением «Рейнджерс», а мне дали возможность стать техническим директором и главным тренером женской сборной Шотландии.

Мы с Бертом много говорим о нашем времени в Шотландии. Это был самый теплый период нашей жизни с точки зрения того, как люди заботились о нас, радости и смеха, которые мы получили от всех.

Там, откуда я родом, ты должен раздавать пинки, чтобы подгонять людей. В Шотландии чаще приходилось ставить ногу на тормоз. Я называла своих игроков шотландскими терьерами, потому что они могли пробежать сквозь кирпичную стену ради вас; когда они ловили свою «добычу», они никогда не отпускали.

Когда в 1998 году я устроилась на работу в Шотландию, шотландская ФА только что взяла на себя управление женским футболом. Поэтому я была и техническим директором, и главным тренером – потому что, когда спорт находится в стадии развития, ему нужна помощь. Нужно построить фундамент.

Первое, что мы сделали, это собрали все ключевые организации, занимавшиеся женской игрой в Шотландии. Я насчитала около 69 различных организаций, работающих независимо. Каждый из них почти не разговаривал с другими, потому что каждый думал, что другие не хотят говорить.

Мы предложили решение: «давайте сядем за стол вместе, и, возможно, мы узнаем, что у нас не так много различий».

Как только мы это сделали, мы смогли создать программы развития для талантливых молодых игроков.

Когда я начала свою работу в Шотландии, женщина по имени Шейла Бегби уже была директором по политике женского футбола в ФА. Она была вдохновителем всего финансирования и отношений, в которых мы нуждались, чтобы построить женскую футбольную программу в Шотландии. Вместе мы были отличным сочетанием  – я делала техническую часть, она делала всю блестящую закулисную работу. Я никогда не встречала никого, кто был бы так хорошо информирован обо всех возможностях для женщин и девочек.

Мы создали четырехлетний план развития, но через полтора года нам пришлось его переписать – создать новый план. Почему? Потому что мы уже все выполнили.

К тому времени, как я уехала в 2004 году, количество игроков-женщин в Шотландии резко возросло. Их было примерно в шесть раз больше, чем когда я прибыла в страну.

Обычно, когда вы уходите с работы, приходит следующий человек и хочет сделать что-то другое. Но Шейла оставалась директором женского футбола, и вместе мы определили кандидата мечты, как моего преемника, в Анне Сигнейл. Я была уверена, что футбол будет развиваться и дальше.

Мы заложили прочный фундамент. До тех пор, пока люди будут продолжать опираться на него, они будут двигаться вперед. В любой программе развития главное  – обеспечить преемственность.

В моей следующей роли главного тренера Нидерландов (выше) было огромное давление.

Изначально я отказалась от работы из-за некоторых негативных моментов (которые, в конце концов, проявились). Но потом люди из федерации футбола сказали мне, что это их последняя попытка что-то сделать в женском футболе. Если это не сработает, они сдадутся.

В течение следующих пяти лет мы вкладывали в эту работу всю свою жизнь. И мы все изменили. В 2007 году мы создали женскую Эредивизи, в которой, как правило, каждая команда должна была быть связана со старшим мужским клубом. Это означало, то, что наконец-то наши лучшие игроки смогут тренироваться и играть в комфортных условиях и на ежегодной основе.

В 1990-х годах мы уже работали над большим проектом по смешанному футболу, вкладывая в него годы исследований и развивая возможности для девочек, чтобы они могли играть в молодежной лиге. Эта работа продолжается и сейчас. Это был пример для остального мира, показывающий, как можно развивать футболистов женского пола.

Мы ввели в действие правила и положения, по которым девочки и мальчики могли играть вместе на протяжении всего их юношеского процесса, изменив название с лиги мальчиков на молодежную лигу. Это был небольшой, но очень важный шаг в развитии женской игры.

Но самый главный момент наступил в октябре 2008 года, когда мы впервые обыграли Испанию в плей-офф отборочного этапа и попали на Чемпионат Европы.

После 25 лет борьбы, после достижения крупного турнира, я стояла на кромке поля и думала, что это то чувство, которого у меня больше никогда не будет.

Выход в полуфинал на турнире в следующем году – до того, как Англия обыграла нас в дополнительное время (выше) – был большим успехом. После турнира люди узнали о нас. Когда мы вернулись из Финляндии, мы поняли, что стали знаменитыми. И что у игроков теперь есть профессиональные контракты, а лучшие из них получили контракты за рубежом. 

План развития достиг своей последней стадии. Теперь нашей целью была победа на чемпионате Европы. Мы знали, что это всего лишь вопрос времени.

Но наш успех в Финляндии также означал, что некоторые люди, которые никогда не заботились о том, что мы делаем, или как мы делаем, теперь пытались вмешиваться во все. Я сказала: «Послушайте, у нас было восемь лет исследований по этому вопросу – это наша история успеха. Вот почему мы там, где мы есть. Не трогай нас. Мы будем развиваться дальше.»

Но они не хотели, чтобы я вмешивалась в их планы. Они хотели взять на себя ответственность за женский футбол, хотя раньше у них не было никакого интереса. Большую часть времени они смеялись над нами. Потом они, как слоны, побежали через фарфоровый шкаф. Так говорят у нас в Нидерландах.

Это было началом конца для меня. Примерно через полгода после того, как мы вернулись с Евро, я ушла с поста главного тренера. Выбора не оставалось. Надо мной издевались и подставляли. Это было ужасное время.

Я вложила в это столько лет своей жизни. Я все еще не думаю, что я закончила с этим.

С тех пор я много путешествовала. Работал во всем мире: в России, ЮАР и США.

Эти путешествия научили меня, что у каждой культуры есть свои сильные стороны. Когда я отправляюсь на работу в новую страну, это моя отправная точка  – открыть для себя лучшее из этой культуры и использовать ее силу, чтобы получить лучшее от игроков.

Моя отправная точка не в том, что моя культура  – истина. За то время, что я была за границей, я увидела, чем она хороша, но в ней есть и моменты, которые мне не нравятся.

Есть вещи, которым каждый может научиться друг у друга. Вместе вы приходите к тому, как нужно общаться друг с другом. Но в целом я помню, что я гость в чужой стране, и мне нужно адаптироваться к их культуре, к их образу жизни, к структуре страны и тому, как работает их ФА. Я пытаюсь открыться всем этим вещам.

Но они также должны открыть себя, потому что они привели кого-то из другой культуры в свою. Хоть я и приспосабливаюсь, но этому есть предел. Если я уважаю ценности других людей, мне нужно убедиться, что они тоже уважают мои.

Если вы открываете себя людям и не думаете, что ваша культура лучше, чем чья-то другая, то вы всегда найдете способ объединиться. Вас связывает футбол. 

Некоторые переживания меняют вас больше, чем другие. Я провела два с половиной года в качестве главного тренера ЮАР, но полюбила футболистов всего через четыре дня.

За то время, что я была там, у нас было много проблем. Но тепло, которое у них было, и то, как они заботились друг о друге – помогали друг другу, когда у них не было денег на еду, помогали друг другу выжить – научили меня многому.

Что бы ни случилось, они всегда старались показать себя с хорошей стороны. Всегда говорили: «мы любим жизнь».

И у них было огромное желание изменить свою жизнь. Вот почему, когда мы прошли отбор на Олимпиаду-2016, это был такой фантастический момент. Я знала, что достижение этого кардинально изменит жизнь игроков.

И не только их, но и жизнь семей, общин и тысяч девочек в Южной Африке. Теперь им было о чем мечтать.

Чтобы сделать это, мы должны были одержать победу в «пасти льва» против Экваториальной Гвинеи на стадионе, где они никогда не проигрывали. У всей страны было бы три дня отдыха, если бы они выиграли эту игру. И они сделали все, чтобы остановить нас, от съемок наших тренировок до попыток выгнать нас из отеля. 

Когда мы выиграли игру 1-0, вы не поверите. Все плакали. Если вы видите фотографии этого момента и взрыв эмоций, это действительно что-то. 

Вы помните, что я сказала о чувстве, которое у меня было с Нидерландами, когда мы квалифицировались на Евро? Если вы возьмете это, и добавите к этому знание и чувство – все почувствовали это – что жизнь резко изменится, тогда вау... это было великолепно.

Время, проведенное с этой командой, определенно оставило на мне след. Я так много узнала о том, что действительно важно в жизни. 

Иногда в нашей западной культуре я вижу, как люди стонут, потому что они должны оставить свой телефон на полдня или что-то в этом роде, и я не могу этого вынести. Они не понимают, что у нас есть все, что мы хотим. Что это самое комфортное место на земле.

Многие люди смотрят на мой путь в этом виде спорта и называют меня первопроходцем. Честно говоря, без этого я могу обойтись. Я первопроходец, потому что никто не делал этого раньше. Потому что мне пришлось открыть все двери. 

В документальном фильме о моей жизни и изменениях, которые я сделала для девочек, Луи ван Гал говорил об этом, говоря: «это приз, который она должна получить, приз новатора». И я знаю, что это то, чем, с одной стороны, я должна гордиться. Но, с другой стороны, я не хочу, чтобы первооткрыватель был нужен, потому что это означает, что до меня не было женщины, которая сделала бы это. 

Это также означает, что иногда люди не видят дальше этого ярлыка. Они не видят, что я лучший тренер: качество моей работы, достижения моих команд, исследования, которые я сделала, и то, как я зарекомендовала себя. Ни одна из этих вещей не не ассоциируется со словом «первопроходец».

Тем не менее, я горжусь тем, что создала возможности для игроков изменить свою жизнь. Что без таких женщин, как я, игра никогда не была бы такой, как сейчас. 

Но дело не во мне. И никогда не было. Речь идет о следующем поколении и обеспечении возможностей для всех женщин в игре. 

И это начинается с самого начала, с маленьких девочек, которые просто хотят играть в футбол.

Оригинал статьи

Фото: Jasper Jacobs; Ian Walton/Getty Images; Thomas F Starke/Stringer; Michael Steele/Getty Images;

Друзья, если вам нравятся статьи о женском футболе, то советую прочитать материал о работе Фила Невилла в женской сборной Англии, а так же подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи. Спасибо!