11 мин.

Нефтяные миллиарды саудитов, Джо Байден и джокер Триппьер. Все о новых владельцах «Ньюкасла» и их планах по спасению

Кто именно купил «Ньюкасл», с какой целью, почему с покупкой были проблемы, как на покупку повлиял Джо Байден, какая стратегия у новых владельцев, как они будут спасать клуб от вылета и почему Киран Триппьер так важен. Все ответы - здесь

Итак, давайте разбираться, кто именно купил «Ньюкасл» и кто будет управлять клубом. 80% акций «сорок» приобрел Суверенный фонд Саудовской Аравии, по 10% выкупили Аманда Стэйвли (PCP Capital Partners) и братья Рубен (RB Sports & Media). Несмотря на свою львиную долю в акциях клуба, Суверенный фонд заключил контракт на ежедневное управление клубом с PCP Capital Partners, то есть фактически клубом управляет Аманда Стэйвли. Хотя, стоит отметить, что ключевые решения и общая стратегия, конечно же, остаются за саудитами, а должность председателя совета директоров без исполнительных полномочий занимает представитель фонда Ясир Аль-Румайян.

Теперь разбираемся, почему в 2020-м сделку заблокировала Премьер-лига, а осенью всё прошло, как по маслу. Изначально дело в конфликте между Катаром и Саудовской Аравией. Не будем глубоко уходить в арабские трения, но одним из последствий этого недопонимания стал запрет на показ катарского телеканала beIN на территории Саудовской Аравии. Права на показ АПЛ в этом регионе был именно у beIN, но хитрые саудиты подошли к вопросу творчески и создали канал beoutQ, который просто крал трансляции у beIN, не показывая логотип катарского телеканала в углу экрана. Все гениальное просто, согласитесь. Но Премьер-лиге пиратская история очень уж не понравилась, поэтому и покупка «Ньюкасла» была заблокирована. 

А что изменилось с тех пор? Началось всё с того, что Джо Байден сменил Дональда Трампа на посту президента США. Если коротко, то Трамп довольно благосклонно относился к Саудовской Аравии, а Байден вспомнил историю из 2018 года с убийством саудовского оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Турции. Байден ввел санкции против саудитов, но, сами понимаете, в политике за благородными целями скрываются вполне конкретные интересы. В Саудовской Аравии это понимают очень хорошо, поэтому на фоне угроз ухудшения отношений там решили быть «хорошими мальчиками» и вместе со своими региональными союзниками ОАЭ, Бахрейном и Египтом решили возобновить отношения с Катаром. А раз формального конфликта больше нет, то и  санкции с катарского beIN сняли, поэтому граждане королевства теперь смотрят АПЛ вполне легально. Соответственно, главная формальная преграда была устранена, и мечта Майка Эшли осуществилась - за £305 млн «обожаемый» им «Ньюкасл» был наконец продан. Вопросы были и к тому, что клубом будет управлять по сути государство, но Премьер-лигу заверили, что Саудовская Аравия к этому отношения не имеет (интересно как, если фонд-то государственный). 

Теперь разбираемся, зачем новым покупателям вообще нужен был «Ньюкасл». Для чего богатейшим арабам «сороки», зачем нужны по 10% акций Стэйвли и братьям Рубен? Начнем в данном случае с саудитов, и, чтобы прояснить ситуацию, пару слов об этом фонде. Суверенный фонд Саудовской Аравии - один из крупнейших суверенных фондов в мире с совокупными активами в почти $450 млрд. Он был создан для вложения средств от имени правительства Саудовской Аравии. Председатель - принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, отсюда и столько внимания к его фигуре в связи с покупкой.

Фонд существует с 1971 года и изначально преследовал цель финансовой поддержки проектов, имеющих стратегическое значение для национальной экономики. Сейчас мы можем смело заявить, что фонд - один из ключевых инструментов, который королевство использует для ухода от нефтяной зависимости (некоторым странам стоит брать пример). С 2015 года фонд производит ряд крупных инвестиций по всему миру, включая покупку 5% акций Uber, Disney, Tesla, многомиллиардные инвестиции в инфраструктурные проекты в США. У фонда есть доля в Facebook, Boeing, Citigroup, Bank of America и многих других крупных компаниях. В эту картину покупка «Ньюкасла» встраивается очень хорошо - футбольный клуб вполне себе может быть прибыльным при грамотной финансовой политике (привет «Барселоне»). Не стоит забывать и про недавний проект Суперлиги - настоящий рай для крупнейших клубов мира, где они будут грести деньги лопатой без дележки с УЕФА и ФИФА. Да, все замяли, но мы же прекрасно понимаем, что УЕФА и ФИФА продолжают себя дискредитировать, и проект Суперлиги в том или ином виде ещё вернётся. Понимают это и руководители фонда, поэтому когда жадина Флорентино Перес снова начнет активно продвигать свою идею, они хотят, чтобы их «Ньюкасл» был уже тут как тут, готовый присоединиться к элитам для массового распила. Это была самая очевидная причина покупки клуба - инвесторы вложились в потенциально выгодный проект. Далее причины менее очевидные, и тут уж сами решайте, чему верить. 

Многие английские и американские СМИ пишут о том, что покупка сделана для изменения репутации Саудовской Аравии. Королевство регулярно обвиняют в многочисленных нарушениях прав человека (заявляют об аресте активистов, ограничении прав женщин, жестоких публичных смертных казнях), припоминают и скандальное убийство Джамаля Хашогги. Кроме того, некоторые поговаривают о том, что Саудовская Аравия спонсирует террористов, а саудовские ваххабиты - источник вдохновения для самых массовых террористических организаций. Покупка клуба должна несколько изменить имидж, дескать, смотрите, мы такие же люди, любим футбол, старательно развиваем вам клуб, да ещё и приводим звёзд футбола на «Сент Джеймс Парк». Короче говоря, всё в этом роде. Есть ли такой мотив, нет ли его, мы не знаем, но исключать не будем. 

Стоит сказать и о том, что арабы обожают кичиться роскошью. Постоянные попытки построить самый высокий небоскреб - лучшая демонстрация этой черты их характера. В конце концов, у нелюбимого Катара есть «ПСЖ», а чем мы, собственно, хуже? Вот поэтому и нужен сильный, модный, а главное свой собственный футбольный клуб. 

Кроме того, власти Саудовской Аравии взяли курс на популяризацию спорта в стране. В Саудовской Аравии начали проводить гран-при Формулы 1, договорились о проведении нескольких звёздных боксёрских боёв в стране, а теперь государственный фонд купил футбольный клуб в Англии. Подразумевается, что это будет мотивировать население больше заниматься спортом, тем более что в стране и так идёт всяческая пропаганда здорового образа жизни, а женщинам впервые разрешили заниматься фитнесом.

Мотивация Рубенов – развитие города. Они владеют ипподромом в Ньюкасле, вкладываются в местный бизнес и даже в развитие улиц. Бывший футболист и эксперт Sky Sports Джейми Реднапп рассказывал, что общался с Джейми Рубеном о «Ньюкасле». Футбольная сторона держится именно на нем. Реднапп говорил: «Джейми – футбольный фанат. Знания братьев Рубенов тоже очень хорошие».

Аманда Стэйвли - успешная и амбициозная бизнес-леди. На Ближнем Востоке у неё много связей, и с футболом она знакома очень хорошо. Именно она сопровождала покупку «Манчестер Сити» в 2008-м, и неудивительно, что и здесь не обошлось без её участия. Управлять клубом будет именно она, поэтому, вероятнее всего, для неё это лишняя возможность преуспеть на новом поприще.

Теперь следующий вопрос, а почему именно «Ньюкасл»? Почему, например, не условный «Саутгемптон»? Дело в том, что Майк Эшли очень хотел продать свой клуб и хотел сделать это выгодно, поэтому к продаже подготовил его идеально. У «сорок» нет долгов, а из-за экономии на трансферах в это трансферное окно «Ньюкасл» может потратить £200 млн без проблем с FFP. Если коротко, то покупай и твори с чистого листа, поэтому вариант просто идеальный.

Как будут развивать клуб богатейшие владельцы? Изначально от многих официальных лиц, в основном от Аманды Стэйвли мы слышали только то, что проект будут развивать постепенно, с умом и комплексно. Это значит, что клуб не будет заваливать трансферный рынок деньгами, все покупки будут тщательно продуманы, параллельно будет модернизироваться тренировочная база «Ньюкасла», которая находится в плачевном состоянии, серьёзные средства будут вкладываться в академию, на примере «Челси» мы убедились, что это лучшее вложение. Не будет Мбаппе, не будет Холанда, не будет Месси или Роналду, по крайней мере в ближайшие несколько лет, пока «сороки» не пробьются в элиту.

Но неожиданно спокойному развитию помешала вполне реальная угроза вылета. Как будут спасать почти безнадежный клуб? А это чуть ли не самое интересное. Начало новое  руководство со смены тренера. Стив Брюс, при всем к нему уважении, не тянул. Вылететь можно было и в прошлом сезоне, но помог приход помощника Грэма Джонса, с которым команда перешла на ромб в центре и выдала сильную концовку сезона. 

В новом сезоне наработки Джонса работать перестали, а все задумки Брюса ограничивались тем, чтобы дать свободу действий Сен-Максимену, а там с Уилсоном что-нибудь соорудят в атаке. Защита? Ну ничего, Дубравка или Дарлоу потащат. Но по старту сезона было очевидно, что такая примитивная стратегия не работает, тем более, что слабые клубы в АПЛ становятся всё сильнее. Кого, например, сейчас можно назвать из явных аутсайдеров? «Норвич», «Ньюкасл»... Всё. Даже «Бёрнли» с точки зрения командной игры команда куда более организованная, и просто переживает временный игровой кризис. А дальше ещё лучше, тот же «Уотфорд», к примеру, не так уж плох. И как в таких условиях бороться за выживание, когда ты Стив Брюс? Вероятно, никак. Да, Стив дико опытный и знает, как бороться за спасение, но одних психологических моментов тут мало, футбол шагнул вперёд, а Брюс остался в прошлом.

На смену пришёл Эдди Хау, тренер более молодой, более современный, успевший собрать свежие идеи за время долгого отпуска. Успехи Хау с «Борнмутом» были значительны, и из свободных доступных вариантов он, вероятно, был лучшим. Довольно показательно, что «сороки» не пошли за каким-нибудь пенсионером с именем (как это в последнее время делает «Эвертон»). Никакого хайпа, никакого шума, просто грамотный специалист, который должен успешно работать, не говоря при этом про невероятные амбиции (вспоминаем сказки Анчелотти про «Эвертон» в Лиге чемпионов). Как по мне, в этом как раз и виден подход новых владельцев. Они не гонятся за чем-то громким и дорогим, понимая, что всему своё время. 

Приход Хау команду подстегнул, «сороки» несколько прибавили по игре, появилось больше креатива в атаке, команда начала играть в прессинг, и очков в среднем за матч стало чуть больше. Но даже этого было недостаточно, слишком уж слаб состав у «Ньюкасла», а тут ещё травму получил Уилсон, колоссально важная фигура для команды, а замены ему нет. Вот к чему в итоге привела та самая предпродажная экономия Эшли. Выходит, надо серьезно выходить на трансферный рынок (вспоминаем те самые доступные £200 млн). 

И тут мы опять можем оценить стратегию нового руководства «сорок». Конечно, впереди ещё почти всё трансферное окно, но пока кампания по спасению выглядит максимально продуманной. 

Начали с приобретения Кирана Триппьера за скромные £12 млн. На бумаге хороший трансфер, но на деле это ещё и очень грамотный стратегический ход. Остальные футболисты, с которыми сейчас контактирует «Ньюкасл» посмотрят на этот трансфер и подумают: «Неплохо, они подписали основного игрока сборной Англии, он наверняка заметно усилит состав и улучшит их шансы на выживание. Может, мне тоже стоит присмотреться к их проекту. Если он на это подписался, то стоит попробовать». Вот так в самом начале трансферного окна «сороки» не только усилили свою защиту и раздевалку, но и сделали грамотный пиар-ход.

Теперь дальше, кого ещё хотят «сороки»? Безусловно, в первую очередь надо усилить центр защиты, и туда уже присмотрели Свена Ботмана из «Лилля», игрока явно не последнего в прошлогоднем чемпионстве, к которому летом присматривался даже «Ливерпуль», поэтому ход опять-таки выглядит правильным. Правда,  переговоры пока идут сложно, но Фабрицио Романо пишет, что в качестве запасного варианта есть Самюэль Умтити, с которым все должно получиться. Тут вариант, конечно, более авантюрный, но на то он и запасной. В защиту «Ньюкасл» хочет ещё и Люка Диня, но, видимо, амбиции у него уровня «Челси», поэтому переезд в Ньюкасл его не интересует совсем. 

Идём дальше, надо добавить качества в центр поля. Уиллок, Шелви, Лонгстафф и Хэйден - ребята добротные, но в совокупности они не дают достаточно креатива и позиционной грамотности в центре поля. Тут «Ньюкасл» тоже успел подсуетиться, Times пишет о серьезном интересе к Аарону Рэмзи, который совершенно точно «Ювентус» зимой покидает. Опять же оптимальное сочетание опыта и качества, самое то для борьбы за выживание, а о хорошей форме Рэмзи говорят его сильные матчи за сборную Уэльса. Вопрос лишь в том, подпишется ли на это Рэмзи, но для важного аргумента уже есть Триппьер. 

Травма Уилсона = нехватка игрока атаки, и именно на эту позицию «Ньюкасл» думает сделать финальное четвертое приобретение зимы. Telegraph в числе кандидатов называет Эдди Нкетиа, Дивока Ориги, Тодда Кантуэлла и Доминика Соланке. Опять же, никаких сверхамбиций, и поэтому в подписании кого-то из этой четвёрки можно быть уверенным.

Но оставим «Ньюкаслу» делать покупки, времени ещё предостаточно, и сделаем общий вывод. В «Ньюкасл» пришли серьёзные люди с серьёзными намерениями, о которых говорит хотя бы то, что после первой неудачи они вернулись к покупке клуба ещё раз. Если судить по первым действиям нового руководства, они не только заинтересованы в развитии клуба, но и хорошо понимают, что именно нужно делать. Конечно, несмотря на правильные покупки зимой вылета все равно можно не избежать, но даже если это случится, то есть понимание того, что проект «Ньюкасла» должен быть успешным.