22 мин.

У Трента великий сезон: Клопп расширил его функции (сразу до трех ролей вместо одной!), чаще в Европе обостряет только Мюллер

Мистер-самые острые передачи АПЛ. 

Голевой пас в матче с «Брентфордом» вывел Трента Александра-Арнольда в тройку лучших ассистентов Европы с сезона-2018/19 (первая кампания, в которой он отыграл больше половины матчей «Ливерпуля»). За это время мальчик с плакатов (и городских стен) Мерсисайда сделал 42 передачи. Больше только у некого Томаса Мюллера (64!) и Лионеля Месси (47). 

Подсчеты Opta фиксирует стабильность Трента на дистанции, но этот сезон рискует выйти за пределы разумного. Сейчас у Александра-Арнольда уже 10 голевых передач – в чемпионатах топ-5 больше опять-таки только у Мюллера (16). Еще сильнее поражает фильтр по защитникам за всю историю АПЛ. Уже этой десятки Тренту хватило бы, чтобы стать лучшим ассистентом на своей позиции в 25 из 29 предыдущих сезонов. 

Абсолютный рекорд по ассистам для защитника, кстати, принадлежит тоже ему – в сезоне-2019/20 ТАА сделал 13 голевых. Если Трент не затормозит и избежит травм, то с легкостью перекроет достижение – по текущему темпу у него должно быть в районе 17-18 ассистов к концу кампании. Этого не хватит, чтобы побить рекорд для всех игроков (на вершине Тьерри Анри и Кевин Де Брюйне с двадцатью передачами), но даже попытка расположиться рядом с ним для защитника – уже уникально. 

Проблема (и одновременно объяснение великого сезона Трента) именно в том, что он перестал быть только крайним защитником. 

Трент предыдущих сезонов – классика современного фулбека. Трент этого сезона – гораздо больше, чем крайний защитник (спасибо Клоппу)

В начале чемпионского сезона Трент дал неплохое резюме своей (и Энди Робертсона) роли в структуре «Ливерпуля»: 

«Здорово помогать команде с созданием моментов, кормить нападающих передачами, чтобы они забивали голы. В конечном итоге ты побеждаешь, если забиваешь больше соперника. Мы с Роббо, как крайние защитники, тоже хотим участвовать в этом. Тренер не ограничивает нас, не говорит, что мы должны оставаться сзади. Наоборот, он дает нам свободу, чтобы подключаться в атаку. 

Полузащитники помогают нам, страхуя нас и позволяя атаковать. Это отличная командная работа, помноженная на классные открывания наших нападающих в штрафной». 

Ассистент Клоппа Пепейн Линдерс позже объяснял, что в условиях современного футбола Тренту легче проявлять свои качества именно на фланге: 

«Он играет как плеймейкер только на правом краю. Я не знаю, как будет развиваться футбол в будущем, но я уверен, что команды будут все лучше перекрывать центр поля. Надежность команд в защите становится с каждым годом все сильнее, поэтому именно фланги становятся наиболее важной зоной для тех, кто пытается позиционно атаковать. 

Трент помогает нам в этом, он играет там в стиле центрального полузащитника. Конечно, в центре поля у тебя больше вариантов для передач, но в данный момент мы не думаем, чтобы переводить его туда. Хотя, конечно, играть там он тоже способен». 

Еще одна реплика Линдерса завершает описание Трента предыдущих сезонов в «Ливерпуле». Пепейн минимум дважды говорил, что его гол мечты – проход Александра-Арнольда по правому флангу и замыкание Робертсона с левого (да-да, прямо как у Бьелсы). На тот момент это было реально (вот похожий на воплощение мечты Линдерса гол). Роль Александра-Арнольда и Робертсона до этого сезона – создание ширины в атаке, подключения по флангу и кроссы в штрафную (их страхуют восьмерки). 

Оба настолько здорово освоили эту роль, что голову постоянно ломал другой Пеп. Вот только пара реплик Гвардиолы: 

«Конечно, «Энфилд» оказывает давление на приезжающие команды, но я думаю, что тут дело больше в уровне «Ливерпуля» и уровне его тренера. Понять, как против них играть, тяжело. Играешь высоко – их нападающие забегают за спину. Играешь низко – они атакуют большим количеством игроков, включая Трента и Робертсона с их невероятными кроссами», – это страхи Пепа перед выездом в Ливерпуль в сезоне-2019/20. 

«По ходу матча пришлось менять тактику – дальше дело сделало мастерство наших игроков. В первые 20 минут у нас многое не получалось. Мы не могли контролировать ширину из-за подключений Трента и Робертсона», – вердикт после победы на «Энфилде» прошлой зимой. 

Что изменилось в этом сезоне? Прежде всего – зона действий Трента. Она максимально расширилась. Вот сравнение тепловых карт ТАА от Sky Sports: 

Как видно, роль Трента вышла за рамки задач классического крайнего защитника. Теперь не только фланг, но и больше смещений в полузащиту. Показательно, что в этом сезоне Трента впервые использовал в центре поля тренер сборной Англии Гарет Саутгейт (игра с Андоррой). А Клопп после этого отметил, что его ничего не шокировало – защитник и так развивается в этих зонах за клуб: 

«Не понимаю, зачем вообще использовать лучшего правого защитника в мире в полузащите? Как будто позиция правого защитника не так важна, как остальные. Если вы смотрите наши матчи, то вы могли увидеть, что позиция Трента и так изменилась. Не во всех матчах, но там, где возможно, он меняет позицию по ходу игры». 

Первопричина эволюции Трента – идея Клоппа с мощным треугольником справа. Так у ТАА появилось сразу три роли

Главная деталь, которая отличает «Ливерпуль» нынешнего сезона от предыдущих при Клоппе – заметно более явный акцент на один фланг. В начале сезона картина была еще радикальнее, но даже сейчас прослеживается четкий контраст между левым флангом и правым: 

В сравнении с прошлым сезоном количество атак «Ливерпуля» через правый фланг подскочило на 3%. Чтобы еще лучше провести разницу между кампаниями, скажем, что в прошлом сезоне «Ливерпуль» был лишь 12-м в АПЛ по атакам через правый край, а в этом идет уже четвертым (по ходу сезона вообще был вторым). Учитывая и рост по владению, в номинальном выражении этих атак стало еще больше. 

Приоритет правому флангу – не случайность, а максимально осознанный выбор штаба Клоппа. У него есть несколько причин: 

1. Травмы и форма Робертсона на старте сезона. Сейчас шотландец снова в порядке, но в первых турах его подменял отыгравший только 3 минуты в прошлом сезоне Константинос Цимикас. Грек здорово подает в штрафную (возможно, даже лучше Трента и Робертсона), но логично, что с ним в составе Клопп сделал ставку на противоположный край. 

2. Более стабильная игра Тиаго. Испанец обычно выходит ближе к левому флангу, но из-за естественных предрасположенностей (в «Баварии» действовал в паре опорников) его тянет вглубь. Эпизодически становится даже вторым опорником вместе с Фабиньо (особенно когда нужно выйти из-под прессинга), поэтому свободу получает правая восьмерка. 

3. Опыт прошлого. Продуманные комбинации на правом фланге – в принципе фишка «Ливерпуля» в топовых матчах. Вот идея с рывками Алекса Окслейд-Чемберлена из матча с «Атлетико». Чемпионский матч с «Сити» – и путаница гостей из-за позиции Джордана Хендерсона

4. Просто-напросто форма главных представителей этого фланга – Трента и Мо Салаха. Линдерс даже провел прямую связь между новым стилем «Ливерпуля» и результативностью египтянина: 

«Команда и особенно наш правый фланг здорово синхронизированы. Это помогает ему находить более удобные позиции для удара. Спокойствие, которое мы проявляем в позиционных атаках, в принципе важная штука для наших форвардов – за счет этого они становятся более непредсказуемыми». 

По ходу сезона и Клопп, и Линдерс даже называли правый фланг «Ливерпуля» флангом для комбинаций. После матча с «Миланом» Юрген объяснил некоторые принципы игры на этом фланге, которые (спойлер!) и сделали Трента настолько универсальным: 

«Мы стараемся развиваться каждый сезон. Против «Милана» вы могли заметить, насколько гибким был наш треугольник на правом фланге. Настолько гибким, что Мо иногда приходилось быть крайним защитником, потому что Трент был в штрафной, а Хендо в центре. Мы даже нацелены на подобные истории. 

Понятно, что пока мы в процессе, нужно понять, как не подвергаться контратакам, когда мы играем так. Нужно точно определить и подобрать ритм атак на этом фланге. Этот стиль отличается от нашего прошлого сезона, но мы хотим, чтобы так было на обоих краях. Нам нужны гибкие треугольники». 

О гибкости треугольника и свободе для игроков именно правого фланга рассказывал в начале сезона и сам Трент: 

«Честно говоря, мы просто играем со свободой движения. Не то чтобы мы были привязаны к каким-то позициям. Понятно, что мы с Мо всегда на этом краю, но кто бы ни присоединился к нам из полузащитников – Хендо, Харви [Эллиотт] или Наби [Кейта] – мяч здорово циркулирует между нами. Дело не только в гибкости, но и в дисциплине. Здорово, что за нашей спиной два таких центральных защитника, которые могут все организовать, когда мы атакуем и начинаем делать какие-то сумасшедшие вещи с мячом». 

В недавнем интервью The Athletic (кстати, почитайте целиком, если есть подписка – оно того стоит!) Трент дополнил мысль. По его словам, у игроков правого фланга просто нет амплуа, главное – правильно расставляться по отношению к партнерам и занимать все необходимые зоны: 

«В этом сезоне тренер уделяет большое внимание треугольникам на флангах. Они состоят из восьмерки, крайнего защитника и вингера. Суть в том, чтобы кто-то всегда создавал ширину, кто-то находился высоко в последней линии, а кто-то в полуфланге. Тренер говорит, что не слишком важно, кто это будет, нужно просто всегда занимать три этих зоны. 

С такой гибкостью ты можешь делать все что захочешь, главное – убедиться, что в этих позициях есть партнер. Вот почему иногда вы видите меня в коридоре между крайним защитником и центральным – значит, в этот момент Мо создает ширину, а наша восьмерка опустилась на место нашего крайнего защитника. В этом прослеживаются и гибкость, и понимание движений партнера, и определенные паттерны».

Результат этой гибкости – возможность увидеть Трента сразу в трех ролях (вместо одной раньше).

Вот он на привычной позиции:

Использованы скриншоты и графика InStat

Вот в полуфланге:

А вот ближе всех к чужим воротам: 

Благодаря тому, что партнеры дисциплинированно подстраиваются, смена позиций Трента не вредит команде – причем как в атаке (структура для розыгрышей сохраняется), так и в защите (для контрпрессинга). Этот нюанс Трент отмечал отдельно: 

«Контрпрессинг – основа нашей игры. Мы известны прежде всего этим. Чем больше игроков участвуют в атаке, тем больше игроков могут вступить в отбор сразу после потери. Наша уверенность в том, что мы отберем мяч обратно прямо у чужих ворот, означает, что мы можем и больше рисковать. 

Если мы будем нерешительны, потеряв мяч, соперник накажет нас. Тренер постоянно напоминает об этом. Мы должны вступать в отбор изо всех сил и от всего сердца. Есть разница между тем, чтобы просто оказать небольшое давление и кружить вокруг соперника, блокировать его, а затем отобрать у него мяч». 

Синхронизация позволяет Тренту зачастую совмещать все три роли. Вот характерный эпизод из игры с «Астон Виллой». В течение минуты Александр-Арнольд окажется в трех разных локациях – сначала в центральном круге, потом в опорной соперника и наконец в штрафной: 

Трент справляется с тройной нагрузкой. Прибавил во всех важных качествах для каждой роли (даже больше бьет по воротам)

Из пророческой цитаты Линдерса, которую мы приводили выше, можно сделать простой вывод: когда есть свобода, из центральной зоны созидать проще, чем на фланге (просто за счет большего количества доступных адресатов). Гибкий треугольник создает эту свободу, поэтому Трент выделяет прогресс в обострениях из середины как главный итог изменений лично для себя: 

«Если вы посмотрите на созданные мной моменты, то заметите, что в большинстве случаев я пасовал не с фланга, а из зоны инсайда. Ее можно провести по всей ширине штрафной. Это хорошая область для креатива, поскольку тут ты намного ближе к воротам. У защитников гораздо меньше времени на то, чтобы среагировать и остановить передачу. У меня же – больше возможностей для передач». 

Графика от The Athletic – подтверждение его слов. Любимая зона Трента для передач под удар – именно правый полуфланг:

Там ТАА не заточен под какой-то один тип передачи. Может отдать и длинную (если дальше от ворот), и разрезающую короткую (если к воротам ближе), и диагональ (если нужно сместить акцент атаки налево). Показательно, что по всем трем параметрам Трент лучший в АПЛ – лидирует по длинным передачам, которые привели к удару, передачам вразрез (делит первое место с Салахом и Бруну) и диагоналям.

При этом несмотря на отход от стопроцентной игры на фланге, Трент продолжает обострять и за счет кроссов (классическое качество крайнего защитника). Еще никогда в карьере ТАА не делал столько же точных кроссов, сколько в этом сезоне: 

Наконец, Трент прибавил и в завершающей стадии. Он никогда не делал так много касаний в чужой штрафной и не бил так часто по воротам соперника: 

Благодаря умению Трента сыграть во всех трех ролях у «Ливерпуля» появились новые (во всех случаях эффективные) фишки в атаке. Выделим три: 

1. Связка ТАА с Робертсоном приобрела неожиданные черты

Комбинации между крайними защитниками в принципе уникальная штука (находятся дальше всех друг от друга), но раньше у пары из «Ливерпуля» они ограничивались переводами с одного фланга на другой. Да, даже диагоналями умудрялись уничтожать соперников (вот – пример из матча с «Аталантой», вот – из матча с «Ман Сити»), но теперь к ним добавились дополнительные инструменты. 

Благодаря тому, что Трент заходит в полуфланг (а иногда даже в чужую опорную), защитники могут комбинировать на более короткой дистанции и гораздо ближе друг к другу. Причем Александр-Арнольд может быть в двух ролях – и как пасующий, и как принимающий. 

2. У «Ливерпуля» больше непредсказуемости в атаке

Как сказал Трент в интервью The Athletic, Клоппу все равно, как будут располагаться игроки в треугольнике. Единственное важное условие – соблюдать структуру. 

Это условие у «Ливерпуля» выполняется. Благодаря этому угрожать воротам могут все три игрока правого фланга. Понятно, что чаще всего это делает Салах, но Трент с партнером могут делить обязанности. 

Вот дальнюю штангу перегружает Хендерсон:

А вот прямо таким же образом дальнюю перегружает Трент: 

Эпизодически ТАА берет на себя роль страхующего на случай потери мяча. Благодаря этому штрафную могут перегружать сразу две восьмерки (и правая, и левая): 

Свободу может получать даже опорник – пока сам Трент находится в его зоне. Тут Хендо (играл с «Брайтоном» опорника) поднялся и подключился в атаку, Трент подстраховал: 

3. Удобные условия для креатива для самого Трента

Помимо прогресса в количественном выражении, бросается в глаза и прогресс Трента в точности. В этом сезоне у ТАА рекордные цифры по точности и кроссов, и длинных передач. Тут прямая связь с треугольником: партнеры просто-напросто чаще выводят Александра-Арнольда на свободу, а у него больше времени на исполнение и аккуратный пас. 

Важно, что это применимо ко всем трем ролям Трента. 

Вот Кейта и Салах одновременно располагаются в полуфланге, Трент получает свободу на краю (получит мяч и опасно прострелит на Мане):

Здесь Трент остается 1-в-1 с защитником и просит Хендерсона забежать ему за правое плечо. Итог – рывок Хендо отвлек соперника, Трент без опеки навесил в штрафную (убойно бил Жота): 

А так партнеры создали Тренту идеальные условия для завершения атаки – стянули всех игроков «Милана» во фланг и открыли зону для прохода к воротам. Эпизод завершится голом: 

Фирменные качества Трента (подачи со стандартов + чтение соперника) все еще при нем. Итог – самые острые моменты после Мюллера в Европе

Самое впечатляющее достижение Трента в этом сезоне – даже не то, что он раскрылся в новых ролях, а то, что сохранил прежние черты. По факту ТАА сочетает две версии себя – и предыдущую (уже крутую), и новую (более универсальную). 

Лучшие качества прежнего Трента – не только кроссы (о них мы сказали выше). Еще – подачи со стандартов и чтение действий соперника. 

В первом случае ТАА помогло возвращение Вирджила Ван Дейка. Голландец – чуть ли не главная его цель на угловых: 

«Тут бы я говорил больше о пространствах и зонах, куда нужно доставлять мяч. Прекрасно понимаю, на кого нужно подавать: оба наших центральных защитника хороши в воздухе. Еще есть Жота и Мане, которые тоже неплохо ведут единоборства. Главное – направить мяч в правильную зону, а там чаще всего уже будет партнер. 

Редко бывает так, чтобы мяч касался земли после корнера, но с «Саутгемптоном» Вирджил был сначала заблокирован, поэтому не смог сразу откликнуться на передачу. Но потом он выбрался и классно завершил момент». 

Эпизод из игры с «Саутгемптоном» – не единственный в сезоне, когда мяч после подачи Трента сначала опустился на землю без чьего-либо касания. Гол Фабиньо в последнем матче с «Брентфордом» – ровно та же история. Даже если партнеры пролетели мимо мяча, подача в убойную зону все равно может пригодиться. 

Умение же Трента выбрать идеальный момент для передачи отлично сформулировал он сам. Воспоминания – из игры чемпионского сезона с «Ман Сити»: 

«В начале матча я пытался играть на Вирджила, но затем начал замечать, что Бернарду [Силва] пытается схитрить – он выдвигался к нему на перехват или в прессинг со своего фланга. Я подумал, что можно выключить его из игры за счет диагонали на край [который оставлял Бернарду для выдвижений]. У меня получилось

Когда соперник высоко тебя встречает, а еще очень узко и компактно располагается, важно как можно скорее перевести мяч на другой фланг. При этом чем меньше передач ты сделаешь для этого в процессе – тем лучше. Одним пасом ты можешь отрезать куда больше соперников, чем двумя или тремя». 

Похожим образом Трент ловит соперников и сейчас. В моем топ-3 эпизоды удобно распределились по фазам игры. Один – из позиционной атаки «Ливерпуля», другой – в контратаке, третий – во время стандарта. 

Первый – матч с «Вест Хэмом». Трент принимает мяч в полуфланге и ждет, пока Жота заблокирует крайнего защитника соперника и освободит Робертсона для приема передачи. Потом следует диагональ (и убойный момент, созданный Энди):

Второй – игра с «Эвертоном». Трент развивает контратаку и может уже отдать на Жоту или Мане (оба на скорости). Вместо этого дожидается, пока на него выдвинется защитник «Эвертона», и только потом отдает на свободного Мане. Из ситуации 2-в-2 выжал более выгодные 2-в-1: 

Третий – матч с «Атлетико». Изначально у Трента проблемы – и мяч в воздухе, и нет адресатов для простого паса. Обратите внимание на Ван Дейка и Жоту: первый показывает на более-менее доступную опцию на фланге, второй вообще движется назад и даже не думает открываться. Решение от Трента – буквально заставить Жоту развернуться к воротам потрясающе умным забросом в пустую зону штрафной. Итог – заработанный пенальти (и победный мяч с него): 

Трент настолько крутой, что даже сочетает оба качества (напомню, стандарты + интеллект). История с голом ТАА со штрафного «Вест Хэму» – в его пересказе: 

«Мы с Мо посовещались перед ударом и решили, что после свистка я подвину мяч вправо, он остановит, а потом я пробью – так мы нашли более удобный угол для удара. 

Посмотрите на стенку «Вест Хэма» – там одни гиганты, самым низким был, пожалуй, Деклан Райс. Я хотел, чтобы мяч пошел именно над ним. Так что пришлось поменять угол удара, что заодно и затруднило обзор вратарю. Дальше – лишь исполнение». 

В этом сезоне оно у Трента на неземном уровне. Хорошее отражение – острота моментов. 

Во-первых, безоговорочный прогресс в личном плане. У Трента рекордные показатели ожидаемых голевых передач. По сравнению с прошлым сезоном – рост почти в два (!) раза. Ожидать голевой пас от ТАА можно каждые две игры.

Во-вторых, место в топе лучших плеймейкеров Европы. По тем же ожидаемым ассистам (напомним, это совокупная острота передач, которые привели к удару) Трент уступает только Мюллеру. 

В десятке четкое доминирование атакующих игроков (среди защитников – еще только Навас): есть и десятки (Мюллер, Пайет, Виртц), и вингеры (Собослаи, Сане, Грифо), и просто полузащитники с большим диапазоном действий (КДБ, Киммих). Трент выделяется тем, что, играя номинально крайнего защитника, эпизодически берет на себя и все эти амплуа. 

Интервью The Athletic он заканчивал мыслью, что хочет соответствовать тем стандартам, которые устанавливает на поле сам. Кажется, перед Трентом сложнейшая задача: в этом сезоне он задрал планку максимально высоко. 

Трент снова в суперформе. Помогли тренировки с окулистом, и теперь он лучше видит поле

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney, Clive Brunskill, Catherine Ivill, Laurence Griffiths; REUTERS/Peter Cziborra; globallookpress.com/Carlton Myrie via imago-images.de