5 мин.

Как организовать футбольный матч в лучшей лиге мира

Футбольный матч начинается не со стартового свистка судьи. Тренировки, протоколы, мероприятия, бронирование отелей и рейсов, привлечение болельщиков на игры ― это малая часть, с чем работают тренеры, начальник команды «Луч» Артем Емельянов, специалист по работе с болельщиками Татьяна Огордникова. О том, насколько сложно организовать матч в Футбольной национальной лиге, чем помогают делагаты и как набирают болбоев ― в материале «Приморской газеты».

«Луч» уже 10 лет выступает в Футбольной национальной лиге, втором по силе дивизионе России. В этом году команда идет на 12 месте в турнирной таблице. Скромные финансовые ресурсы не позволяют клубу бороться за возвращение в Премьер-Лигу. Но в команде работают на результат не только игроки и тренер, но и остальные сотрудники клуба.

Административный персонал это связующее звено между тренерским штабом и руководством клуба. Постоянный контакт с игроками и наставниками вкупе с большим объёмом административной работы требует в первую очередь универсализма. В решении бытовых и организационных вопросов в футбольном клубе, важная роль отводится начальнику команды.

— За день игры (иногда бывает и в день игры) я должен встретить гостевую команду и судейскую бригаду: нанять автобус, обеспечить питанием, вовремя встретить судей, сопроводить их. Всем этим занимается именно встречающая сторона и за свои средства, — рассказывает начальник команды Артем Емельянов.По словам Артема, пожелания у приезжающей команды бывают разные. Например, матч за Кубок России «Луч» ― «Динамо» Москва: гости прилетали чартерным рейсом. По желанию москвичей, их встретили 4 машины: для игроков ― автобус класса люкс, отдельный транспорт для руководства клуба, был отдельно предоставлен грузовик для багажа, и машина для персонала ― четыре массажиста, четыре доктора и два администратора.

День игры начинается с совещания в конференц-зале стадиона «Динамо», на котором присутствует резервный судья, делегат, инспектор матча, сотрудники УВД и представители клубов и стадиона. На нем идет подробное обсуждение всех организационных моментов, например, разместилась ли гостевая команда в гостинице. Сотрудник УВД докладывает о мерах безопасности, например, во сколько на стадионе будет осматривать трибуны кинолог. Строго оговаривается, чем торговать на точках продажи питания (пиво пока запрещено). На встрече обсуждают, какие конкурсы и развлечения пройдут в перерыве, какое ожидается количество зрителей, есть ли в заявке на матч молодые футболисты (правило лиги).

В судейской бригаде на матче есть три основных судьи и резервный

Контролирующий матч делегат из ФНЛ предупреждает, что во время празднования забитого гола тренеру нельзя покидать техническую зону, даже если ему очень захочется побежать праздновать гол с игроками. Чтобы команды не вышли на поле в форме одинакового цвета, на совещании проходит согласование формы. Нередко бывает, что два основных комплекта формы совпадают, это значит, что одна из команд сыграет в третьем дополнительном комплекте формы.

Начальник команды Артем Емельянов перед матчем заполняет протокол: футболисты, стартовый состав, тренеры и персонал ― все должны быть занесены в документ. Такой документ должен не позже чем за час быть у резервного судьи. Так же заполняется электронная версия протокола.

Во время матча многое может случиться: отключение интернета, буйные болельщики на трибунах, мальчики-болбои не соблюдают дисциплину. Болбои любят стоять и чеканить мяч. Делегат матча иногда это видит и просит устранить. Если есть замечания, то другой делегат на следующем матче обязательно проверит, устранена ли проблема.

В этом сезоне у делегатов не было замечаний к болбоям, которые подают мячи на матчах «Луча». Они исправно выполняют свою работу, уверяет тренер детской команды «Луч-2006» Алексей Ряхин, ребята из которой принимают участие в играх в качестве болбоев.

Болбои проходят специальные тренировки, чтобы быстрее доставлять мяч игрокам

― Мальчишки не должны баловаться, пинать мячи, а обязаны вовремя подавать их в игре. Работа ответственная, ближе к полю только футболисты. Часто после матчей анализируем действия, ошибки устраняем, как на тренировках. Каждый сезон новые мальчишки участвуют в играх. Ребята 11-12 лет, их возрастная команда с этого возраста начинает играть на большом поле, поэтому мы приобщаем их к новым размерам поля, ― рассказывает Алексей Ряхин. ― Подавать мячи ― большая привилегия, которую нужно заслужить. Первый критерий для отбора в команду «подающих» ― посещаемость тренировок. Я им это объясняю, чтобы попадать на матчи, нужно посещать тренировки и работать, так что никаких обид на меня нет.

По словам Татьяны Огородниковой, эти дети самые первые бегут поздравлять и благодарить игроков после победы. И после поражений для них большое счастье пожать руку, дать пять после игры или попросить у футболиста футболку. Игрок может подарить футболку только один раз в конце сезона.

Без специалистов, которых назначает лига, организация матча проходила бы тяжелее. Кроме контроля порядка на матче, делегаты помогают и в организационных аспектах.

― Делегаты скрупулезно подходят к делу, всегда пытаются подсказать, ― рассказывает специалист по работе с болельщиками Татьяна Огородникова. ― Например, специалисты могут помочь с правильным оформлением документов. В лиге все заинтересованы в плодотворной работе, проблемные моменты решаются сразу, в диалоге.  «Луч» всегда идет навстречу.

В Футбольной национальной лиге более детально ко всему относятся, чем в других турнирах. Несмотря на статус второго по силе дивизиона чемпионата России, лига привлекает множество любителей спорта из всех уголков страны.

― Сейчас говорят, что ФНЛ ― лучшая лига в мире. Это правда, тут все до мелочей отработано. Лига помогает клубам, ― рассказал Артем Емельянов.

Матч «Луча» с «Чертаново» проходил в День тигра

После игры работа не заканчивается. После окончания матча задача пресс-службы отправить медиафайлы и протокол в лигу и организовать пресс-конференцию. Отчет о матче ведут два человека ― резервный судья и сотрудник клуба. После игры специалисты его сверяют:  тут могут выявиться разночтения фиксации времени получения желтой карточки, вида нарушений. Вместе профи делают окончательный официальный протокол.До и после каждой игры в кабинетах судей, делегата и инспектора матча уже готовы чай, кофе и фрукты, а в раздевалках команд ― кола и пицца.

― Пицца это не вредно после тяжелых нагрузок, это практикуют во многих командах. Речь идёт о длинных углеводах и легкоусвояемых белках. Мы используем обычные продукты питания, чтобы быстрее восстановиться, потому что процесс восстановления начинается сразу после игры, ― объясняет начальник команды Артем Емельянов.

Отметим, что специалисты клуба работают с болельщиками не только во время игр: они готовят креативные приглашения болельщиков на матчи, снимают видео для соцсетей, заказывают новую атрибутику. Нередко работники клуба проводит автограф-сессии игроков с болельщиками, футболисты приходят в школы с мастер-классами.

По материалам "Приморской газеты"