Блог Колесо в колесо

Заокеанские приключения. Бывшие пилоты Формулы 1 в IndyCar и CART

Как вариант продолжения карьеры

Начало ноября. Подходит к концу очередной сезон Формулы 1. А это значит, что трансферные слухи культивируются всё сильнее, а свободных мест в командах остается всё меньше. Пилоты, которые уже знают, что этот сезон королевских гонок для них последний, начинают рассматривать различные варианты продолжения карьеры.

На сегодняшний день основным пристанищем ветеранов Формулы 1 является Формула E. Однако не все пилоты рвутся спасать планету, выступая в самой экологически чистой гоночной серии. Так, например, Роман Грожан заявил, что не против продолжить карьеру в IndyCar.

С одной стороны, у вчерашних пилотов Формулы 1 гонки на другом полушарии – не самое приоритетное направление, одни лишь гонки на овальных трассах могут отпугнуть, искушенного пилотажными трассами, пилота. С другой стороны, IndyCar однозначно может подкупить пилота уровнем конкуренции внутри серии. 

«Эта серия отличается от Формулы 1, машины там одинаковые, а потому пилоты играют куда более важную роль. Разумеется, есть свои топ-команды, но выиграть гонку может любой, а я хочу снова выигрывать гонки. Так что да, я определённо заинтересован в гонках IndyCar» - отметил сам Грожан.

Как и любой другой спортсмен, гонщик хочет побеждать, как бы банально это не звучало. Поэтому возможность бороться за победы именно то, что может привлечь вчерашнего аутсайдера, пусть и аутсайдера в главенствующей гоночной серии.

Пока Грожан не пополнил ряды пилотов IndyCar, самое время вспомнить самых ярких представителей Формулы 1, решивших попробовать свои силы за океаном.

 

Марио Андретти

Марио Андретти – пилот, не нуждающийся в представлении. Один из двух американцев, сумевших завоевать чемпионский титул в Формуле 1. Пожалуй, именно Марио можно назвать главным американцем в истории королевских гонок. Имя Андретти в Америке стало нарицательным, олицетворяющим скорость.

Марио без сомнений можно назвать уникальным пилотом. Закрепившись в Формуле 1, Андретти не бросал гонки в Америке, участвуя в USAC (прародитель серии CART и IndyCar). Даже свой потенциальный дебют в королевских гонках Андретти отложил ради участия в гонке USAC. Достаточно символично, что дебютировать в Формуле 1Марио должен был именно в Италии на своей исторической родине, но в итоге сделал выбор в пользу Америки - родины новой.    

В 1982-ом году в статусе американской иконы автоспорта Андретти завершает свой славный путь в Формуле 1, проведя всего лишь 3 гонки за сезон. В том же году Андретти проводит свой первый за долгие годы полноценный сезон в главной гоночной серии Америки (на тот момент USAC уже преобразовался в CART), и занимает третье место по итогам сезона. В следующем году Марио повторяет свой результат, а уже в 1984-ом Андретти становится чемпионом CART. Спустя 15 лет он снова взял титул в главной гоночной серии Америки.

На тот момент Марио было уже 44 года, но американец итальянского происхождения и не думал останавливаться, мотивации у него более чем хватало. Ведь в 1983-м году в CART дебютирует его сын – Майкл. Борьба отца с сыном на трассе – случай достаточно уникальный, уже тогда можно было понять, что Андретти станет главной гоночной династией в Америке.

Майкл не просто отбывал номер и находился в пелотоне из-за фамилии. На свой третий полноценный сезон в CART по итогам сезона Майкл сумел опередить своего легендарного отца, став вице-чемпионом. На следующий сезон ситуация повторилась. А в 1988-ом году отец и сын завершают сезон на соседних позициях, Марио на пятом, Майкл на шестом. Это была самая настоящая борьба и очередное доказательство того, что участие в гонках Марио и Майкла – это не просто красивая акция.

В 1989-ом году случается и вовсе эпохальное событие. Майкл пополняет ряды команды Newman/Haas Racing, за которую выступает Марио. Выступление в одной команде с сыном, наверняка можно считать одним из самых эмоциональных моментов в карьере Марио. В истории USAC/CART это был первый прецедент выступления отца и сына за одну команду. В 1991-ом году Майкл наконец-таки берет титул CART, а Марио в статусе напарника становится свидетелем триумфа сына.

В 1993-м году Майкл пробует свои силы в Формуле 1, а Марио достается новый напарник – действующий чемпион Формулы 1 Найджел Мэнселл о котором речь пойдет чуть позже. В том же году Марио Андретти одерживает свою последнюю победу в CART. На тот момент ему было 53 года, так он стал рекордсменом, как самый возрастной победитель этапа USAC/ CART. Следующий сезон для Марио станет последним в такой яркой и насыщенной карьере.

 

Найджел Мэнселл

К сезону 1992Williams построил один из самых доминирующих болидов в истории королевских гонок, что позволило Найджелу Мэнселлу завоевать долгожданный титул. Однако даже статус чемпиона не позволил Найджелу сохранить место в кокпите Williams на следующий год. Всё-таки конфронтация с сэром Фрэнком даром не проходит. Ещё по ходу сезона 1992 руководство Williams сделало выбор в пользу отдохнувшего от гонок Алена Проста.

Оставшись без команды на следующий сезон, Найджел решил попробовать свои силы за океаном и подписал контракт с командой серии CART - Newman/Haas Racing. Вот здесь история Мэнселла пересекается с предыдущим героем повествования. Как было ранее сказано, именно Андретти стал партнером Найджела по команде в новой для британца гоночной серии. Причем в отличие от Андретти, Мэнселл бросал себе новый вызов, отправляясь в неизведанный чемпионат.

Дебют за океаном для Мэнселла более чем удался. Британец стал первым пилотом, которому удалось победить в дебютной гонке. Что касается дебютного Indy 500, то и там Мэнселл едва не отпраздновал триумф. В красивой борьбе, уступив победу легендарному Эмерсону Фиттипальди в одной из самых эпохальных гонок на Индианаполисе. Под эгидой борьбы Мэнселла и Фиттипальди пройдет и весь сезон CART.

Британец с бразильцем пересекались и раньше ещё в Формуле 1, но очень эпизодически (всего в трех гонках), да и за высокие места друг с другом они не боролись. И вот спустя 13 лет они вновь встретились на одной трассе. У каждого из них за плечами чемпионство в Формуле 1. И теперь им предстояло разыграть между собой титул в американской серии. Мир CART поистине удивителен.

В конце концов, по итогам сезона чемпионом станет Мэнселл, попутно установив два достижения. Он стал первым пилотом, которому покорился CART с первой попытки, и единственным в истории действующим чемпионом и Формулы 1, и CART. Это был триумф британского пилота на американской земле. Однако в следующем сезоне повторить успех, Мэнселлу было не суждено. Хоть роль пилота в CART и была значительно выше, чем в Формуле 1, однако всё же и от болида зависело многое. Именно проблемы с надежностью подвели Найджела в новом сезоне. Плюс ко всему по ходу сезона испортились отношения с партнером по команде – Марио Андретти. Марио даже называл Мэнселла худшим напарником за всю карьеру.

Ещё во время сезона CART Мэнселл проехал одну гонку в Формуле 1 за Williams (в том сезоне Мэнселл и Култхард заменяли, погибшего Сенну). Закончив сезон в CART, Найджелу уже ничего не мешало присоединиться к Williams на три последних этапа сезона. Сезон 1994 стал для Мэнселла последним за океаном, по окончании которого он вернулся в Формулу 1, чтобы в Аделаиде одержать свою последнюю победу в карьере. Хоть Мэнселл и провел в CART всего два года, а запомниться за океаном он успел.

Эмерсон Фиттипальди

Ещё один чемпион Формулы 1, решивший попробовать свои силы в Америке. Отдохнув три года после завершения карьеры в Формуле 1, Фиттипальди отправился покорять Северную Америку. В своем дебютном сезоне CART Фиттипальди по большей части был пилотом замены (прямо как Хюлькенберг в этом году). В таком амплуа он успел провести гонки в двух командах, пока не подписал контракт с Patrick Racing. Именно с этой командой будут связанны первые успехи бразильца в Америке.

Уже в свой первый полноценный сезон в CART Фиттипальди одержит первую победу. Во всех своих последующих сезонах, за исключением последнего, Эмерсон одержит как минимум одну победу. А в 1989-ом году, на свой пятый полноценный сезон в CART, Фиттипальди становится чемпионом. В том же году он устроил шоу на Indy 500. Украшением гонки стала борьба за победу Фиттипальди и Анзера на последних кругах. За пять кругов до финиша Анзер сумел обойти бразильца и вырвался в лидеры гонки. Однако за три круга до финиша, Фиттипальди воспользовался заминкой Анзера при обгоне круговых и предпринял попытку контратаки. Обороняясь, Анзер перекрестил траекторию, далее последовал контакт с Фиттипальди. В этом эпизоде решилась судьба гонки. Болид Анзера отправился в стену, а Фиттипальди удалось удержаться на трассе. Финишировать за машиной безопасности для бразильца не составило труда. Так Эмерсон выиграл свой первый Indy 500.  

Запомнился Фиттипальди в США не только пилотажем. После своего второго триумфа на Indy 500 в 1993-м году бразилец превратил безобидную церемонию награждения в скандал. Дело в том, что по традиции, победитель Indy 500 после финиша должен выпить бутылку молока. Но Фиттипальди на церемонии награждения решил поимпровизировать и вместо молока выпил апельсинового сока, чем шокировал американскую публику, которая восприняла это как оскорбление. В конце концов, под давлением владельца команды Роджера Пенске, бразилец всё же выпил молока, но было слишком поздно, пути назад уже не было. Масло в огонь подлила ещё и причина, по которой Фиттипальди выпил апельсиновый сок. Таким образом, бразилец, как владелец апельсиновых плантаций, решил прорекламировать свой товар.

Далее со стороны Фиттипальди последовало публичное покаяние и пожертвование в размере 5000$ Американской молочной ассоциации. В свою очередь со стороны американских фанатов последовало освистывание бразильца на последующих этапах. И даже спустя 15 лет, когда Фиттипальди управлял автомобилем безопасности на Indy 500, он вновь почувствовал «любовь» американской публики. Американский фанат помнит всё, и в этом Фиттипальди убедился лично.     

 

Хуан Пабло Монтойя

Монтойя пример пилота одинаково почитаемого и уважаемого в обоих полушариях земного шара. Колумбиец впервые заявил о себе в Европе, став вице-чемпионом международной Формулы 3000 в дебютном сезоне. А со второй попытки он и вовсе стал чемпионом. Однако всё же первую популярность Монтойя обрел именно в Америке, покорив местную публику.

Своими успехами в Формуле 3000 Монтойя привлек внимание Williams. Его дебют за команду сэра Фрэнка был вопросом времени. Два сезона, проведенных в CART стали для колумбийца неким перевалочным пунктом. Причем с поиском команды в CART колумбийцу помогло именно руководство Williams. Первый сезон для Монтойи в CART становится триумфальным. Он стал вторым пилотом после Мэнселла, кому покорился чемпионат с первой попытки. В упорной борьбе Монтойя вырвал титул у Дарио Франкитти. На финише сезона у них даже было равенство по очкам, но Монтойя стал чемпионом благодаря большему количеству побед. 

То, что Монтойя – один из главных талантов своего поколения, у руководства Williams не возникало сомнений. И сезон 2000 Хуан Пабло мог провести уже в составе британской конюшни. Однако Монтойя решил остаться в CART ещё на один сезон. Во втором сезоне Монтойи в CART его команда Chip Ganassi Racing уже не была такой конкурентоспособной, как в прошлом году, что, конечно же, сказалось на результатах колумбийца. Тем не менее, Монтойя всё же сумел отличиться и в том сезоне, выиграв Indy 500 с первой попытки. Примечательна эта гонка была тем, что победу в ней одержал пилот серии CART.

В 1996-ом году в серии CART произошел раскол, в результате которого появился IndyCar. Именно IndyCar и принадлежали права на проведение Indy 500. Chip Ganassi Racing была единственной командой CART, которая отважилась участвовать в самой статусной гонке Америки, как оказалось не зря. Именно после победы на Indy 500 Монтойя подписал контракт с Williams.

Следующие пять с половиной лет он проведет в Формуле 1, одержит 7 побед и запомнится болельщикам своими баталиями с Шумахером. Покинув посередине сезона 2006 McLaren, Монтойя возвращается в Америку и следующие семь лет посвятит NASCAR. В гонки с открытыми колесами Монтойя вернется только в 2014-ом году. К тому времени успела исчезнуть серия CART, поэтому альтернатив у Монтойи не было, его ждал IndyCar.   

В IndyCar Монтойя дебютировал в одной из самых конкурентоспособных команд – Penske. В целом дебютный сезон Монтойя провел достаточно неплохо, одержал одну победу и занял четвертое место в личном зачете. Если первый сезон в IndyCar стал для колумбийца некой адаптацией к новой серии, то уже во втором Монтойя боролся за самые высокие позиции. В сезоне 2015 Монтойя едва не стал чемпионом, уступив титул в последней гонке Скотту Диксону. И уступил достаточно символично – при равенстве очков по дополнительным показателям. Точно также Хуан Пабло завоевал свой титул в CART. В том же 2015-ом году Монтойя второй раз в карьере отпраздновал успех на Indy 500. Затем Хуан Пабло проведет ещё один полноценный сезон в IndyCar и покинет серию, сосредоточившись на гонках прототипов.

 

Такума Сато

Такума Сато – амбассадор Японии в Формуле 1. Наверное, ни один пилот из страны восходящего солнца не сделал столько, сколько сделал Сато для популяризации японских пилотов в мире. Сато провел пару веселых для себя и соперников сезонов в Формуле 1, последние из которых прошли в экстравагантном японском проекте – Super Aguri. Проведя четыре гонки в сезоне 2008, Super Aguri навсегда исчезает из мира Формулы 1. Вариантов продолжения карьеры в королевских гонках у Сато не было. Так закончилась его карьера в Формуле 1.

Местом продолжения карьеры Сато выбрал IndyCar. Дебютный сезон 2010 он провел в команде KV Racing Technology. Первый сезон японца в IndyCar  нельзя назвать особо успешным, ни в одной гонки сезона Сато не смог финишировать выше девятого места, двадцать первое место в личном зачете, как итог. В последующих сезонах японец также не был претендентом на чемпионство.

Однако, как известно, чтобы войти в историю не обязательно становится чемпионом IndyCar. Недаром Indy 500 в Америке имеет такое сакральное значение. Именно с Indy 500 и связан главный триумф Сато за океаном. С восьмой попытки японцу наконец-таки покорилась «Старая кирпичница». Достаточно символично, что свой единственный подиум в Формуле 1 Сато завоевал именно на Индианаполис, хоть и на другой конфигурации.

До своего триумфа на Indy 500, за 7 сезонов в IndyCar Сато побеждал всего один раз и ещё четыре раза приезжал на подиум. В последующих сезонах Сато уже стабильно побеждал в каждом сезоне, как минимум один раз. А в этом году второй раз за четыре сезона отпраздновал успех на Indy 500. Теперь Сато амбассадор Японии ещё и в IndyCar.

 

Фернандо Алонсо

Как таковой карьеры в IndyCar у Алонсо не было (пока не было). На сегодняшний день испанец только три раза участвовал в гонке Indy 500. Практика достаточно распространенная, когда пилот не участвующий в сезоне IndyCar приезжает только на одну гонку «Старой кирпичницы»

В этой истории Алонсо запомнился ни сколько результатами на трассе, столько тем, что окружало его участие в Indy 500. Для современной Формулы 1 этот случай достаточно уникальный. Где это было видано, чтобы команда разрешила своему пилоту пропустить этап, ради участия в гонке другой серии. Но McLaren благословил Алонсо на участие в Indy 500, и при поддержке Andretti Autosport, британская команда вернулась в американскую гоночную серию спустя 38 лет.  

Ажиотажа вокруг персоны Алонсо на Indy 500 более чем хватало. Помимо его чемпионских титулов и статуса живой легенды, Фернандо ещё и был действующим пилотом Формулы 1, что конечно добавляло значимость всей гонки. Идеальным раскладом в медийном плане, наверное, была бы победа Алонсо в дебютной гонке на Indy 500. Фернандо квалифицировался на втором ряду стартового поля,  после неудачного старта эффектно вернул утраченные позиции и даже пару раз лидировал в гонке. Но испанца достаточно иронично подвел двигатель Honda. Алонсо покидал свой болид под овации американской публики. Хоть Алонсо и не смог финишировать, а со своей главной задачей он справился. Вряд ли когда-либо в Европе был такой интерес к IndyCar.

С тех пор Фернандо ещё два раза участвовал в Indy 500 и оба раза неудачно, в обоих случаях проблемы с болидом ставили крест на перспективах испанца. Следующие два года Алонсо проведет в Формуле 1. И никто не знает, где испанец решит продолжить карьеру после. Возможно, когда-нибудь мы увидим Фернандо в полноценном сезоне IndyCar. Тогда европейцам придется следить не только за Indy 500.

 

Автор

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья