7 мин.

На съемках «Его игры» Дензел Вашингтон ошеломил Рэя Аллена во время игры 1 на 1. Актер занимался баскетболом с детства

Обладатель «Оскара», который умеет попадать в кольцо.

Многие любители кино и баскетбола знают Дензела Вашингтона не только в качестве двукратного обладателя премии «Оскар», но также как актера, сыгравшего в спортивной драме «Его игра» роль Джейка – отца молодого и талантливого баскетболиста Иисуса Шаттлсворта в исполнении Рэя Аллена.

Несмотря на обширную сюжетную линию отношений двух главных героев и очевидный баскетбольный антураж фильма, увидеть то, как Вашингтон чувствует себя в баскетболе, мы можем лишь однажды: во время сцены его игры один на один против персонажа Аллена, ставшей кульминацией всей ленты.

По задумке авторов планировалось, что Рэй обыграет Дензела «всухую», однако во время съемок все пошло не плану. Вашингтон попал первый бросок и затем и несколько следующих – будущий двукратный чемпион НБА ошеломленно смотрел на смеющегося рядом режиссера Спайка Ли и не мог понять, что вообще происходит.

Вот как эту историю вспоминали ее участники.

Дензел Вашингтон: «Я все время говорил Рэю, что плохо играю левой рукой. И это действительно было так. Но я каждый вечер тренировал владение левой рукой в течение двух-трех часов. Никогда не позволял ему застукать меня за этим занятием, только говорил, что плохо играю.

Если вы посмотрите фильм сейчас, то заметите, что первым же делом я повел мяч влево. Он не ожидал этого, а мне повезло: мои броски начали проваливаться в кольцо. Во мне открылся дух Нью-Йорка! Я хвалился перед Рэем и, кажется, даже пробежал вокруг него пару кругов. Я знал, что был хорош.

Однако сперва у меня получилось перехитрить его и убедить, что он выиграет со счетом 11:0».

Рэй Аллен: «Предполагалось, что мы сыграем 11:0. Но уже с самого начала его броски стали залетать один за другим. В какой-то момент мы сделали паузу, я подошел к преподавателю по актерскому мастерству и услышал от нее: «Что происходит? Ты не должен позволять ему набирать очки». А что я мог сделать? Ответил ей, что баскетбол – это непредсказуемая игра. Я не мог заставить мяч лететь мимо. Как только он совершал бросок, все находилось уже не в моей власти».

Подробнее всего забавную историю осветил режиссер картины Спайк Ли: «По сценарию битва между отцом и сыном в «Его игре», то как я ее написал, предполагала победу Иисуса Шаттлсворта со счетом 12:0. Это был первый фильм в карьере Рэя. Он полагал, что мы сделаем все в полном соответствии со сценарием. 

Дензел не говорил мне, но я знал, что он ни за что на свете не упустит возможность набрать очки. Потому что Дензел до сих пор позиционировал себя игроком. Мы начали снимать, и Дензел стал попадать даже совсем дерьмовые броски, ему везло. Он попадал от щита, с ума сойти. И я дал им играть. 

После того как он набрал шесть очков, Рэй сказал… Вместо слова «снято» он прокричал «тайм-аут» и продемонстрировал это жестом, как делают судьи. Великая Сьюзан Бенсон, которая является феноменальным преподавателем по актерскому мастерству, заорала на него: «Что ты делаешь?! Что ты делаешь?! Что ты делаешь?!» 

Дензел смеялся, а Рэй подошел ко мне: «Спайк, в сценарии написано, что я должен победить 12:0!»

Реклама 18+

Я же развел руками и спросил: «А чем, собственно, я-то могу помочь?»

Будущему члену Зала славы пришлось собраться и все же довести уже совсем не киношный матч до победы. 

Очевидно, что 185-сантиметровый Вашингтон не был новичком в игре. Еще в 1972 году он тренировался вместе с командой нью-йоркского Университета Фордхэм. Дензел не получал спортивную стипендию и не рассматривал баскетбольную карьеру в качестве будущего. Но очень любил этот вид спорта и входил в состав резервной команды, которая регулярно пересекалась на тренировках с основой. Руководил обоими составами не кто иной, как Пи Джей Карлесимо – будущий тренер клубов НБА, который в качестве ассистента завоевал Кубок Лэрри О’Брайена, а также золото Олимпиады-1992 вместе со сборной США.

Работа в «Рэмс» стала первым тренерским опытом недавно выпустившегося из университета Карлесимо, и Вашингтон провел под его началом два сезона. Несмотря на игру за резерв, Дензел пользовался большим уважением у всех членов той команды.

«Достойный игрок. Полноценный баскетболист. Он выступал за хорошо организованную резервную команду и точно выглядел лучше игроков среднего уровня. Превосходил 95 процентов студентов.

Я знал, что он хочет стать актером. Однако даже не мог предположить, что Дензел достигнет текущего положения. Вероятно, он стал знаменитым после съемок в сериале «Сент-Элсвер». Но в те времена я знал о нем только то, что он снимается где-то в окрестностях Нью-Йорка.

Как-то Дензел признался, что для персонажа из «Вспоминая Титанов» позаимствовал черты характера своего старого университетского тренера… Успех нисколько не изменил его», – рассказывал об актере Карлесимо.

«Он отлично защищался. Был быстр, хорошо прыгал, любил врываться под кольцо. В стиле центральных районов города. Его бросок сложно назвать лучшим, зато он играл цепко. Вы никогда бы не захотели, чтобы он держал вас

Дензел хорошо знал свои сильные стороны: вгрызался в игрока и не давал ему оторваться. Так мы играли. С ростом 185 сантиметров он неплохо водил мяч и жестко проходил под кольцо», – вспоминал о Вашингтоне баскетболист основной команды Дэррил Браун.

«Дензел являлся очень атлетичным игроком. Конечно, он не считался звездой баскетбола. У него имелся действительно хороший проход, но бросок был слабоват. В нем не проглядывались перспективы для НБА. Но Дензел знал игру, знал, как отдать передачу и делиться мячом. Баскетбол в его исполнении выглядел правильно», – описывал друга еще один партнер по «Рэмс» Патрик О’Коннелл.

В университете Дензел даже поймал свою минуту славы. Перед Днем благодарения все игроки рассчитывали приехать домой пораньше. Однако Карлесимо заставил их выполнять беговое упражнение с касанием всех линий, после которого было необходимо попасть 12 штрафных подряд. В случае хотя бы одного промаха всем приходилось бежать еще 20 таких челноков. 

В тот день тренер не засчитывал часть касаний линий, кричал на парней и принуждал их бежать снова и снова. Когда все окончательно вымотались, Карлесимо предложил удвоить ставку: пусть один из игроков попадет два броска подряд, тогда вся команда сможет отправиться по своим делам. Если же промажет – всем придется бегать в два раза больше.

Единственным, кто сразу же отозвался, стал Дензел. Как уверял О’Коннелл, Вашингтон никогда не считался хорошим исполнителем штрафных, скорее – одним из худших. Но он с легкостью попал первую попытку. А затем резко выпустил второй бросок…

Полет мяча выглядел отвратительно, некоторые парни даже рухнули на колени, но после сильного удара о переднюю дужку мяч стукнулся о щит, а затем начал скакать по кольцу, пока окончательно не провалился внутрь. Партнеры подбежали к Дензелу и принялись раскачивать его на руках. А сам герой считал, что совершил бросок а все времена.

Баскетбол сопровождал знаменитого актера практически на протяжении всей его жизни. В детстве в родном городе Маунт-Вернон он дружил и рос вместе с будущими игроками НБА Эрлом Тейтумом, а также братьями Гасом и Рэем Уильямсонами. Затем не забыл об игре с мячом уже в годы профессиональной карьеры и с ее помощью поддерживал форму.

Сейчас же 66-летний Вашингтон периодически становится гостем различных передач об НБА на радио и телевидении, в том числе Inside The NBA. А несколько лет назад на шоу Джимми Фэллона получил шанс сразиться со Стефеном Карри в метании необычных предметов в кольцо.

Реклама 18+

Что ни говорите, а баскетбол – действительно его игра.

Магнус Карлсен обожает баскетбол: бросает мяч перед партиями, подражает Джордану и дружит с Томпсоном

Джордж Майкан – семинарист в очках, ставший первой суперзвездой в баскетболе. Он спас от ранней смерти и «Лейкерс», и всю НБА

Фото: imdb.com ; Gettyimages.ru/Stephen Dunn; facebook.com/Fordham Athletics