5 мин.

Почему мне не жалко ФК «Тосно»

12 марта 2014 года ФК «Тосно», играя в гостях, выбил из кубка России московский «Спартак». Так о существовании ФК «Тосно» узнали российские болельщики. В сезоне 17/18 ФК «Тосно» попал в РФПЛ, где производит очень приятное впечатление, играет в интересный футбол, а домашний матч «Тосно» со «Спартаком» - вообще один из лучших матчей сезона.

Однако уже в этом сезоне начались финансовые трудности. Связаны трудности были с тем, что расходы на содержание команды в РФПЛ больше, чем в ФНЛ, а лишних денег у основного спонсора нет.

Эта информация вызывает удивление. Действительно, в РФПЛ команде надо комплектоваться новыми игроками и их зарплата выше, чем у игроков ФНЛ, аренда «Петровского» дороже, чем аренда «Электрона». Но и доходы в РФПЛ гораздо выше. В РФПЛ больше доходы от телетрансляций, рекламы, от продажи футболистов и главное – можно привлечь новых спонсоров и новых болельщиков на трибуны (на матчи со «Спартаком» и ЦСКА пойдут охотнее, чем на матчи с «Факелом» и «Авангардом»).

Поэтому финансовые проблемы клуба – свидетельство безграмотной работы руководителей клуба. И поэтому мне не жало футбольный клуб «Тосно». Мне очень жалко команду, которая показывает симпатичный футбол, а футбольный клуб – не жалко.

Футбольный клуб работает в сфере индустрии развлечений. Футбольный клуб продает зрелище и перед руководством стоит задача это зрелище продать. Продать зрителям, которые купят билет, продать телеканалу, который купит трансляцию, продать спонсорам, которые разместят на футболке и на стадионе свои логотипы. Обычно наши руководители футбольных клубов долго голову не ломают и видят прямую зависимость между результатами команды и продажей зрелища. Итого – купим игроков, они наберут пару лишних очков, авось, это окупится. А между тем, прямой взаимосвязи нет. Руководителям надо уметь правильно продавать зрелище.   

При выходе в Премьер-Лигу перед руководителями «Тосно» должен был встать вопрос - кто будет потребителем нашего продукта, кто купит наше зрелище? Кто придет в Петербурге на матчи «Тосно»? На матчи ходят либо преданные болельщики команды, либо любители зрелищ как таковых. С преданными болельщиками все более-менее ясно – молодой команде взять значительное количество болельщиков просто негде.  Значит, надо обеспечивать зрелище, попутно увеличивая количество болельщиков (см. пример ФК «Краснодар»). Следующий вопрос – как в Петербурге обеспечить футбольное зрелище, если в городе уже есть ФК «Зенит», который приучил к борьбе за титул и еврокубкам. Чем зрелище от ФК «Тосно» может привлечь петербургского болельщика?

И тут ответ лежит на поверхности. Петербуржцы с удовольствием вспоминают бронзу «Зенита» 2001 года, когда в составе команды играли питерские воспитанники Малафеев, Катульский, Игонин, Аршавин, Угаров, Кержаков, а кроме них тон в команде задавали Кобелев, Горшков, Спивак, Цветков, Овсепян, Попович. Итого, либо питерские, либо россияне, если легионеры – то из ближнего зарубежья. И главное – люди, преданные клубу, сплошь «свои».

Так что для привлечения петербургского болельщика на трибуны надо было стать для них «своими» - создавать команду из питерских игроков, с небольшим включением россиян и легионеров. Первый шаг был сделан правильно – команда получила прозвище «областные», на трибуны приглашали Лось и Корюшка. А вот дальше этого дело не пошло. Команда не стала для города и области своей.

Тренер команды – Д.Парфенов, чье имя прочно связано со «Спартаком», его помощник – В. Бесчастных. В составе команды был только форвард Марков  - свой, питерский. И в этом плане для петербургского зрителя эта команда чужая. А ведь совсем не сложно было выкупить у «Амкара» Гасилина и Комолова, у «Динамо» - Соснина. Богаев, Карпов и Канунников должны были уехать именно в «Тосно», а не в Хабаровск, Ходжаниязов должен был приехать не в «Динамо», а в «Тосно». В воротах должен был играть участник Лиги Чемпионов М. Кержаков. В «Уфе» редко выходит Обляков – взять в аренду, в «Урале» начался кризис у Ильина - вернуть. В ФНЛ играют Башкиров, Власов, Игнатович. Это позволит наполнить команду «своими» воспитанниками.   Далее можно пригласить 3-4 россиян/легионеров на позиции, где дефицит футболистов из Петербурга, а в качестве вишенки на торте – вернуть из Казахстана А.Аршавина. Тогда команда может выйти в таком составе:

М. Кержаков – Богаев, Карпов, Ходжаниязов, Легионер  - Соснин, Комолов, Галиулин – Канунников, Гасилин, Аршавин.

Реклама 18+

Это привлечет дополнительных зрителей на трибуны, поднимет продажи символики клуба, а главное может заинтересовать новых спонсоров с локальным питерским брендом - ведь в Петербурге масса крупных региональных фирм. Один Аршавин добавит и болельщиков, и просто любопытствующих, и спонсоры подтянутся. 

Какие аргументы против? Команда, составленная из питерских воспитанников, вылетит в ФНЛ? Ничего страшного, она и так вылетит. Чтобы не вылететь, надо удержаться в зоне переходных матчей, выиграть стыковые и найти деньги на следующий сезон в РФПЛ. Судя по поступающей информации, шансов на это мало. И кому в Петербурге будет нужна в первом дивизионе команда, составленная из «непитерских» игроков? Опять надо ездить в Новогород, играть там…

Между тем вылет в ФНЛ сам по себе – не приговор. Если у футбольного клуба правильная организация, есть понимание своих целей, есть стратегия развития, то даже переход в ФНЛ его не убьет, из ФНЛ многие клубы возвращаются назад еще крепче, чем были.     

Сейчас у клуба нет внятной стратегии и результат ее отсутствия – на лицо. Посмотрим на статистику посещения домашних матчей: 6 тысяч с лидером сезона – «Локомотивом», 3 тысячи с «Арсеналом», менее 5 тысяч с- «Краснодаром» и с «Ростовом». Ситуация понятна – на игры с лидерами из Москвы подтягиваются выездные болельщики и подтягиваются болельщики «Зенита» поболеть против москвичей. В остальных матчах 5 тысяч не натянуть. Собирать в 5-миллионном городе на трибуны менее 5 тысяч человек - это и есть пример неспособности продавать зрелище. А апофеоз этого неумения – «домашний» матч в Саранске.

Нет стратегии – не будет результата. Надеюсь, пребывание в ФНЛ не погубит «Тосно», а лишь даст повод руководителям работать над собой.

А по поводу того, что отсутствие у наших клубов стратегии развития – главная причина длительного кризиса нашего футбола, будет отдельный пост.