5 мин.

Бойцы невидимого фронта 22. Лотус

Один из лучших коллективов в истории, один из лучших инженерных умов автостроения в целом, выдающиеся пилоты и бесчисленное количество побед. Все это - Лотус. Если вы немного знаете о Джиме Кларк, Грэме Хилле, Джоне Сертисе, Йохене Риндте, Эмерсоне Фиттипальди, Марио Андретти, Айртоне Сенне, Найджеле Мэнселле, Нельсоне Пике и Мике Хаккинене, то всех этих чемпионов объединяет одно - они когда-то выступали за столь легендарную команду, некоторые даже с ней становились обладателями титула.

Золотая эпоха Лотуса пришлась на 1960-е и начало 1970-х, но ее время подошло к концу, к сожалению, по одной причине - за несколько лет мир потерял Джима Кларка и Йохена Риндта, пилотов высочайшего класса в составе Лотуса. Затем Марио Андретти с Гуннаром Нильссоном и Ронни Петерсоном возродили чемпионские традиции в 1977-1978 гг. 

 

В новом десятилетии после ставки на талант Элио де Анджелиса и Найджела Мэнселла, что были на подобие сегодняшних Ред Буллов, если позволите, в команду пришел Айртон Сенна. Ликбез: тот самый Колин Чепмен, к несчастью, Волшебника не застал. Бразилец побеждал, брал серию поулов, как и любил, но чемпионом на черно-золотистой и желтой машинах стать не удалось.

После ухода Сенны начался спад команды. Если с опытом и мастерством Нельсона Пике Лотус еще как-то числился в средней группе, то затем, сделав ставку на молодые таланты Мики Хаккинена, Джонни Херберта, Алессандро Дзанарди и Педро Лами, а также богатеньких, но бездарных Мартина Доннелли и Джулиана Бэйли, скатывался потихоньку вниз.

 

Основание Лотуса датируется 1958 годом. До 1991-го, о котором ниже пойдет речь, команда взяла 7 Кубков конструкторов, 6 чемпионских титулов в личном зачете, одержала 74 победы, стала обладательницей 102 поулов, и ее гонщики показали 65 быстрых кругов, бесчисленное  количество раз бывая на пьедестале. В 1991 году Мика Хаккинен дебютирует в Формуле-1 в составе Лотуса, его напарником стал Джулиан Бэйли. 

Британец выступал лишь четыре Гран-При за коллектив из Норфолка, трижды не пройдя квалификацию и заработав одно очко в Имоле, финишировав позади Мики. Суммарно заменивший Бэйли Джонни Херберт провел бок о бок с Хаккиненом 8 этапов, не набрав как и партнер по команде очков. Немец Михаэль Бартельс четырежды не прошел сито квалификации во время европейских уик-эндов. 

Тремя очками за тот этап в Сан-Марино ограничился Лотус в сезоне-1991, заняв 9 место в Кубке конструкторов - худшее за всю историю. Причин несколько: молодой и неконкурентоспособный состав пилотов, двигатель Джадд, прошлогоднее лишь доработанное шасси. Конкуренцию будущему чемпиону составлял только Херберт, который, надо сказать, смотрелся ничуть не хуже. 

Вот собственно их и оставили вдвоем, не прогадав. После пятого этапа была готова абсолютно новая машина, пилоты развивались, двигатель Форд работал как надо, и результатом в 1992 году стало 5 место с 13 очками с массой финишей внутри топ-10. Настоящее раскрытие таланта Хаккинена распознали в МакЛарене, куда пригласили юного Мику, а его место лидера команды занял Джонни.

 

Алессандро Дзанарди в 1993-ем смотрелся столь скромно, как Херберт годом ранее относительно Хаккинена. Британец набрал 11 баллов из 12, а Лотус вновь держал планку середняков - 6 место по итогам года. Наступает 1994-ый, траурный для очень многих, в том числе и для Лотуса. Норфолк обзавелся двигателем Муген-Хонда, талантливым португальцем Педро Лами, но лишь доработанным шасси прошлого года в первой четверти чемпионата.

За весь сезон в Лотусе гонялись вышеуказанные Лами, Херберт и Дзанарди, а также бельгиец Филипп Адамс, финн Мика Сало и француз Эрик Бернар. Причиной такой текучки кадров стал тяжелейший перелом ног Педро Лами, выкуп контракта Джонни Херберта посреди сезона Томом Уокиншоу, а также настигшие Лотус финансовые проблемы.

 

Отмена многих электрических компонентов и вышеуказанные трудности стали причинами приглашения рента-драйверов, что не приносили результат. Лучший в том сезоне, кстати: три 7 места Херберта до ухода британца из Норфолка. В конце сезона брат Джеймса Ханта выкупает Лотус и объединяет его с Пасификом. Имя Лотуса исчезло из Ф-1 до 2010 года.

Про тот Лотус Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнена уже было сказано. Обратимся к хоть и не совсем тому Лотусу, но все-таки ему образца 2014 года. Итак, черно-золотой времен Мэнселла-Элио-Сенны под руководством Кими Райкконена и Романа Грожана до гибридной эры дважды побеждает, регулярно попадает на подиумы, борется за лидирующие позиции.

 

Финн уходит в Феррари, Рено делает не очень конкурентоспособный двигатель, в команду к Грожану приходит Пастор Мальдонадо, а шасси - с асимметричным носовым обтекателем... Лотус молниеносно пропускает вперед клиентов Мерседеса и Торо-Россо. Мальдонадо не так сильно разбивал машины как ранее, но принес только 2 очка из 10, благодаря 9 месту на Гран-При США. Роман Грожан, разумеется, смотрелся лучше, придя дважды подряд на 8 место в Испании и Монако.

История Лотуса показывает, что даже незыблемое, прочно стоящее на передовой десятилетия предприятие в силу одной-двух причин за буквально пару лет может пойти по нисходящей с огромной скоростью, не встречая сопротивления великой истории до этого. Лотус - это не Джордан, не Лижье и даже не Брэбем. Все равно - пал. Поэтому говорить о том, что даже условные МакЛарен и Уильямс будут держаться еще столько же лет, сколько они есть в Королеве Автоспорта - крайне рискованно.