14 мин.

Игорь Стебенев: от тренера в детском футболе до аналитика в ФК «Торпедо»

Игорь Стебенев на сегодняшний день работает аналитиком в ФК «Торпедо». За последние несколько лет он прошел путь от детского тренера до работы в клубе РПЛ (уже Первой Лиги).

Игорь поделился с нами своей историей и рассказал о липецком «Металлурге», работе с тренером сборной Греции в Геленджике, предложении из Кыргызстана и опыте в Медиалиге в команде Гатаговых.

Работа в липецком «Металлурге»: от менеджера до видеоаналитика

Расскажи о своем попадании в футбол, что нужно сделать для этого парню из Липецка? 

Нет стопроцентного способа попасть на работу в футбольную сферу, каждый случай по-своему уникален. Я начал свой путь в футболе в начале 2012 года с написания курсовой работы по менеджменту в Липецком государственном университете. Я активно искал в интернете информацию о футбольном менеджменте и управлении в футбольном клубе. Так я наткнулся на книги Антона Николаевича Копышова, который спустя несколько лет стал генеральным директором Металлурга (ФК «Металлург» Липецк – прим. ред.), где он описывал свой первоначальный футбольный путь. Я нашел его в Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской на территории РФ), поблагодарил за его книги и рассказал о проблемах футбола в Липецке. Дальше у нас завязалось общение на темы управления в российских клубах. Решили изменить что-то в липецком футболе.

Как вам удалось что-то поменять?

Сперва начали сотрудничать с клубом: писали письма учредителям, городской администрации. Просили разобраться с тем, что происходит в клубе. Также активно общались с болельщиками, проводили различные мастер-классы, организовали объединение болельщиков в Липецке. И спустя несколько лет был проведен тендер проекта реформирования клуба. Я на тот момент был в армии, но Копышов этот тендер выиграл. Как раз после возвращения в 2018 году я попал в футбол уже на работу.

Ты устроился в липецкий «Металлург»?

Да, на должность обычного помощника. Занимался буквально всем – работал с прессой, отправлял письма, регистрировал команду в РФС. С самого начала я планировал развиваться в спортивном блоке клуба, двигаться в сторону тренерства. Но сделать первый шаг с административной должности было проще, поэтому начинал именно с помощника в клубе. Далее уже в 2018 году я получил лицензию категории «С» и начал свою тренерскую деятельность.

Насколько я знаю, ты совмещал работу в ДЮСШ с работой во второй команде?

Да, я тренировал отделение «kids» - это дети в возрасте 6-9 лет. Также помогал тренеру молодежной команды Металлурга. Весь сезон 19 года в КФК я провел вместе с командой – прекрасный опыт! Тогда я впервые начал проводить анализ. В 2019 году я прошел первый курс по футбольной аналитике и начал применять то, что узнал в молодежке.

Получается, ты начал внедрять аналитические разборы в работу с детьми?

Да, настоял на видеосъемке, занялся работой со статистикой по голам, передачам. Также предоставлял видеоматериалы по основной команде. Приносил отчеты главному тренеру, но особого интереса у него к моей работе не было. Запрашивал моменты со стандартными положениями, но в основном я их скачивал с InStat. Он брал отчеты и уже анализировал сам. Сначала мы внедрили это для работы с молодежкой, потом уже с тренерами академии команд 2005 года. В 2020-м году мой этап карьеры в «Металлурге» закончился.

Уйти из клуба было твоим решением?

Не совсем. После пандемии в клубе произошли перемены, сменилось руководство и меня попросили уйти. Претензий к моей работе не было, просто наши пути разошлись.

Несмотря на уход из единственного профессионального клуба в Липецке, ты продолжал работать в футбольной сфере в этом городе?

Все так, я возглавил команду 2008 года рождения в одной из спортивных школ Липецка. Группа состояла из ребят, кто не попал в главную школу «Металлурга» или просто толком не занимался до этого. Это был шикарный опыт для меня, можно сказать моя первая команда.

Курс по футбольной аналитике и переезд в Геленджик

Насколько я понимаю, еще два года назад ты был скорее детским футбольным тренером. Расскажи, каким образом ты попал в сферу футбольной аналитики?

В январе 2022 года я наткнулся на курсы от Build up school (предыдущее название проекта Derby - прим. ред.). Там был набор исключительно на обучение аналитиков. Решил попробовать себя. Прошел два этапа отбора. На третьем этапе было тестовое задание, по итогам которого меня не взяли. Конкуренция была серьезная — из 150 заявок я прошел в 20 лучших, но в итоговый набор из 8 человек не попал.

А что было дальше?

Я купил у этих же ребят базовый курс, который был в записи. Посмотрел уроки, законспектировал для себя базовые моменты, которые мне были нужны для работы. Контакты с ребятами сохранились, из группы Build up (предыдущее название проекта Derby - прим. ред.) я не выпадал. Примерно тогда я наткнулся на вакансию аналитика-видеооператора в FDC Vista Геленджик. 

Почему ты откликнулся именно на это предложение?

В какой-то момент я понял, что это необычный клуб для начала карьеры аналитика, а также то, что мне нужно продолжать развиваться и расти в карьерном плане и поэтому решил поменять род деятельности. Хотя даже сейчас, работая аналитиком, тренерства мне не хватает и по нему я в какой-то степени скучаю. Но решение было принято, и в январе 2022 года я отправился в «Висту».

Расскажи о самом клубе, было ли что-то необычное или принципиально новое для тебя?

На момент моего прибытия в клуб там был испанский тренерский штаб. Главным тренером был Джерард Ноуз, который сейчас работает помощником главного тренера сборной Греции Густаво Пойета. Еще в тренерском штабе был Августин Перес, тренер вратарей, с которым мы до сих пор поддерживаем хорошие отношения. 

Насколько я знаю, в «Висте» ты проработал только полгода. Почему ваши пути с клубом так быстро разошлись?

На самом деле все начало так складываться с самого начала. В феврале 2022 года мы поехали на сборы в Турцию, где Джерарду как раз и поступило предложение войти в тренерский штаб сборной Греции. Вскоре он уехал и второй тренер, хорват Домагой Костич, возглавил клуб. После этого можно сказать, что аналитикой я, фактически, не занимался. Я нарезал к каждой игре все моменты игроков, тренер с игроками это отсматривали и на этом было все. Более того, клубу больше нужен был оператор, который делал бы трансляции и подобные фичи, но в этом плане я менее подкованный, поэтому проработав до окончания чемпионата в июле с легким сердцем согласился на расставание с клубом.

Как оценишь свой период работы в Геленджике?

Безусловно положительно. Период работы получился не такой долгий, как я планировал, но именно там я получил представление о планировании и проведении предсезонки профессиональной команды. С точки зрения аналитика и, возможно, будущего тренера, все, что я видел – бесценно. Я постоянно веду дневник и делаю пометки по поводу тренировочного процесса того или иного тренера. Ну и само собой, могу занести Геленджик к себе в актив с точки зрения полезных знакомств.

Переезд в Москву: предложение из-за рубежа и  аналитическая работа в Медиалиге

После расставания с «Вистой» ты переехал в Москву. Почему решил не возвращаться в Липецк?

После опыта в Геленджике я начал думать, как мне остаться в футболе. В  Липецке с футболом все сложно, да и я решил, что нужно двигаться дальше, поэтому решился на переезд в столицу.

На первых порах ты вернулся к тренерской карьере?

Да, мне удалось найти работу в нескольких академиях – я работал в «Спартак Юниор» и Академии им. Титова, где трудился более полугода. Но параллельно я продолжал искать основной вариант работы в аналитической сфере. Хотел работать в профессиональном клубе, поэтому продолжал учиться, развиваться. В этот период я познакомился с Сашей Моисеевым (основатель проекта Derby - прим. ред.), который помогал с предложениями по стажировке. 

Какие клубы выходили на связь, были ли реальные предложения?

Сначала появился вариант со стажировкой в Кыргызском клубе «Талант». Делал некоторые задания для них, в итоге получил полноценный оффер, но в связи с объективной ситуацией не получилось туда поехать. Другой уровень чемпионата и финансовое предложение на фоне российских клубов не самое лучшее. Это не претензия, скорее как факт. 

Однако сам ты был готов на переезд в другую страну? 

Безусловно, в Кыргызстан я был готов переехать. У меня минимум каких-либо сдерживающих обстоятельств, так что я готов был рассматривать эту поездку как интересное приключение.

За период своей карьеры ты успел поработать в Липецке, Геленджике и Москве. Безусловно, переезды – одна из специфик работы в футболе, однако легко ли дается часто переезжать в бытовом плане?

В бытовом плане переезды мне даются легко, главное не отягощать себя большим количеством вещей и так далее.

Получается, тебе несложно каждый раз по новой обживаться в совершенно другом месте?

Обоснование на новом месте никогда не было для меня проблемой. Наоборот, я стараюсь брать максимум для себя из каждого нового места. В этом плане был очень полезен интернациональный коллектив в Геленджике. Я постоянно общался на английском, старался практиковать свой испанский. Да и в целом весь состав «Висты» состоял из англоговорящих и франкоговорящих игроков. Изначально подразумевалась коммуникация с иностранными игроками, что было для меня большим плюсом и новым опытом.

Вернемся к твоим предложениям. После того, как с клубом из Киргизии не получилось, следующее предложение поступило от команды из Медиалиги?

Все верно, ребята из Derby помогли трудоустроиться в команду братьев Гатаговых FC BUS. 

Думаю все понимают, что Медиалига – довольно уникальный турнир со своими правилами. В чем заключается специфика работы футбольного аналитика в команде Медиалиги, насколько эта работа отличается от работы в профессиональных клубах?

На самом деле Медиалига – это очень интересный опыт. Вообще, в FC BUS у меня были функции не только аналитика, но и тренера, поскольку тренерский опыт у меня присутствует. Есть, естественно, своя специфика, хотя многие ребята там проходили спортивные школы Динамо, Локомотива. Совсем другое дело медийные игроки. Были вопросы по поводу того, на каких позициях и как правильно их использовать, поскольку согласно регламенту как минимум 3 медийных человека должно быть в составе. 

Но именно с точки зрения аналитического разбора разницы между профессиональным клубом и командой Медиалиги фактически нет?

Как таковых серьезных отличий действительно нет. Мы так же разбирали соперника, его отличительные черты. Показывали команде много дополнительного видеоматериала, как атакуют и обороняются ведущие команды Лиги Чемпионов.

Должность аналитика в «Торпедо»: отличия работы в РПЛ от ПФЛ (сейчас Вторая Лига —  прим. ред.)

Расскажи, каким образом все срослось с «Торпедо». Кто был тренером клуба на момент твоего приходе – Таллалаев или уже Пеп Клотет?

Главным тренером команды уже был Пеп Клотет и это, можно сказать, основная причина, почему я попал в «Торпедо». Команде требовался аналитик со знанием английского языка и каким-либо бэкграундом. Я подошел по обоим критериям и поэтому, наверное, выбор пал на меня.

В чем заключается твоя работа? 

Я работаю в паре с испанским аналитиком Хосе Антонио Ромеро – отличный парень, становился между прочим чемпионом Лиги Европы в составе Севильи под руководством Хулена Лопетеги. В конце этого сезона мы анализировали только игру соперников, а анализ собственной игры мы отвели на второй план, поскольку концентрация и установка от тренерского штаба была именно на разбор игры соперника.

Насколько отличается уровень и сложность работы аналитика в клубе РПЛ от клубов ПФЛ и Медиалиги?

Мне кажется, что главное отличие – в требовательности тренерского штаба. В ПФЛ, скажем так, более базовые требования к аналитику именно со стороны тренерского состава.

Насколько удалось сработаться с испанским тренерским штабом, какие требования, довольны ли твоей работой?

С тренерским штабом у нас все отлично, сложились рабочие отношения. Я всегда запрашиваю обратную связь по своей работе и, если есть какие-то комментарии, я стараюсь вносить изменения. Плюс очень сильно мне помогает работа с Хосе Антонио Ромеро, насколько я понимаю он уже работал с Клотетом и знает его требования. В целом, каких-то нареканий по поводу моей работы не было.

Планируешь ли остаться в «Торпедо» после вылета команды в Первую Лигу?

У меня контракт с «Торпедо» до конца следующего года, поэтому каких-либо мыслей покинуть команду у меня не было, даже после отправления в Лучшую лигу мира (Первую Лигу — прим. ред). Наоборот, это очень интересный вызов. В следующем сезоне мы с «Торпедо» планируем вернуться в РПЛ! Уже в межсезонье есть задачи как от тренерского штаба, связанные с анализом команд, которые будут нашими соперниками в Первой Лиге, так и задачи по поиску игроков, ведению отчетов по поводу потенциальных трансферов.

Подведение итогов: если вы действительно любите футбол, то он даст вам шанс

Оборачиваясь назад, как ты оцениваешь свои промежуточные результаты работы в сфере футбольной аналитики?

Я сам выбрал этот путь, это касается не только футбольной аналитики, но и вообще пребывания в футболе в разных должностях на протяжении последних пяти лет. Единственное, в чем я уверен, так это в том, что я не пожалел ни на одну секунду. Были и отличные моменты в моей карьере, были и не очень хорошие моменты, но я точно знаю, что я сделал правильный выбор для себя. Футбольная аналитика для меня – это хороший путь с точки зрения прокачки своих тренерских навыков, понимания игры, представления о выстраивании тренировочного процесса, да и в целом понимания футбола в совокупности. Я надеюсь, что то, чем я занимаюсь сейчас поможет мне в дальнейшем, когда я буду работать тренером.

Может быть пару наставлений молодым аналитикам, что нужно для того, чтобы в конечном счете оказаться в клубе уровня РПЛ?

Я сам приходил в футбол в «розовых очках», смотрел через них во время работы в липецком «Металлурге», в принципе, они до сих пор на мне висят, что иногда бывает не очень хорошо. Вы должны понимать, что футбол – это такая же работа, а уровень входа в это сообщество очень высокий. К сожалению, до сих пор множество клубов ведут закрытую работу, хотя в последний год ситуация крайне изменилась. Такие проекты как Derby очень способствуют входу ребят в футбольное комьюнити. А дальше все зависит только от вас и ваших навыков.

На мой взгляд, один из прикладных и важных аспектов – это изучение языков. Без этого сейчас никуда. Английский у вас обязательно должен быть, а также в лучшем случае еще один язык. Подумайте об изучении международных языков, таких как испанский, на котором говорит треть мира, или португальский, на котором говорят в Португалии, Бразилии и части стран Африки. С игроками из этих стран нередко приходится иметь дело. Также стоит задуматься о том, что в нынешних обстоятельствах Россия в любом случае немного переориентируется на Восток, поэтому возможно восточные языки будут даже актуальнее, кто знает.

Могу показаться пафосным или банальным, но если вы действительно любите футбол в себе, у вас обязательно будет шанс. Воспользуетесь вы им или нет будет зависеть от вас самих, но шанс обязательно будет.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал @derby_analytics