Блог Сине-Гранатовый Браслет

11 тысяч акционеров, никаких долгов и полная прозрачность. «Эйбар» - самый крутой клуб Примеры

На 61-ой минуте "Мунисипаль де Ипуруа" заревел от восторга. Хота Пелетейро классным дальним ударом прошил Ивана Креспо и вывел "Эйбар" вперед. Креспо, будучи тогда вратарём другого баскского клуба - "Алавеса" - особо не расстроился пропущенному мячу, да и сам располагавшийся на 18 месте "Алавес" - тоже. 

А вот для "Эйбара" этот гол значил многое. Ведь именно этот забитый мяч, как оказалось спустя 30 минут, вывел маленький клуб в Примеру. Впервые за более чем 60 лет своего существования. А Хота Пелетейро, или просто Хота, навсегда вписал своё имя в историю баскского клуба, пусть и сразу же ушёл из него в "Брентфорд". 25 мая 2014 года вся Страна Басков стояла на ушах - ещё один клуб автономной области вышел в высший дивизион. 

 

Выйдя в Примеру, "Эйбар" тут же начал ставить рекорды: до сего момента в истории чемпионата Испании не было клуба из такого крошечного города (население одноименного города составляет всего лишь 27 тысяч человек) с таким маленьким стадионом (чуть более 5 тысяч мест) и бюджетом (400 тысяч евро). 

Но рекорды рекордами, а соблюдение правил никто не отменял. А с этим у "Эйбара" были большие проблемы. Руководство клуба ещё в середине сезона 13/14 готово было рвать на себе волосы: боссы Ла Лиги указали на то, что в случае выхода клуба в высший дивизион, ему будет необходимо увеличить свой бюджет на 1,7 миллионов евро (до итоговых 2,1 миллиона), иначе "Эйбар" ждёт не повышение, а дисквалификация и вылет в Сегунду Б, так как 400 тысяч евро - это слишком маленький бюджет даже для Сегунды А. Мало того, необходимо было решить проблему со стадионом. Минимальная вместимость для клубов Ла Лиги составляет 15 тысяч, но здесь для басков была сделана поблажка - клуб допустят до участия в чемпионате в случае увеличения количества мест до 6 тысяч (минимум для клубов Сегунды).

Но "Эйбар" смог преодолеть и это. Секрет успеха заключался в грамотном распределении бюджета и философии, которая укрепилась в клубе с самого его основания. "Не трать больше, чем имеешь" - это лозунг шагает в одну ногу с "Эйбаром" до сих пор.

Эйбар - Валенсия

В связи с тем, что спонсоры не могли покрыть необходимую для участия команды в чемпионате сумму, руководством, с президентом клуба Алексом Арансабалем во главе, была принята модель управления и развития клубом, названная впоследствии "моделью Эйбара". Эта модель:

1) Должна характеризоваться концепцией футбольного клуба как компании, которая должна быть прибыльной, и сочетающей в себе интернационализацию и уважение корней клуба.

2) Должна отличаться профессиональным экономическим управлением с политикой дефицита, нулевого долга и защиты совместной собственности.

3) Должна препятствовать акционеру накопить более 5% всех акций команды, получив таким образом множество акционеров.

4) Позволяет проводить краудфандинговую кампанию по расширению капитала.

Арансабаль предполагал, что рост клуба должен быть тесно связан с ростом города, поэтому он инициировал множество городских проектов, один из которых был связан с поэтапной реконструкцией "Мунисипаль де Ипуруа", увеличения его вместимости и превращения стадиона не только в основную базу "Эйбара", но в развлекательный центр, способный привлечь на стадион новых болельщиков и спонсоров.

"Модель Эйбара" была освещена IESE (всемирноизвестная испанская бизнес-школа) в качестве примера из практики управления спортивным бизнес-проектом и привлекла внимание различных национальных и международных СМИ. Об "Эйбаре" услышал весь мир, а поэтому сбор необходимых средств был лишь делом времени. В начале июня руководство "Эйбара" начало кампанию "Defiende al Eibar" с целью достижения требуемого капитала путём выкупа акций. Уже спустя месяц клуб собрал необходимую сумму, продав 39600 акций более чем 11000 акционерам по всему миру. "Эйбар" был спасён.

Алекс Арансабаль

Президент "Эйбара" до лета 2016-го Алекс Арансабаль

В последние годы футбол стал бизнесом, а клубы - организациями для получения денег любыми способами. Суммарный долг клубов Ла Лиги и Сегунды уже превышает миллиард евро, а подчинение телевизионным правам с каждым годом увеличивает пропасть между богатыми и бедными клубами. Огромные цены на билеты в совокупности с неудобным временем проведения матчей не помогают клубам типа "Хетафе" и "Леганесу" заполнять свои стадионы и иметь с этого прибыль, а следовательно - выходить в плюс по итогам сезона. 

Именно поэтому в Испании, а теперь и во всем мире, любят самобытный "Эйбар". На выкупе акций ничего не закончилось, мало того, всё только началось.

Удачная кампания по продаже акций отлично сказалась на репутации команды. У баскского клуба появились поклонники не только в Испании, но и во всем мире. На данный момент существует 35 официально признанных фан-клуба с различной географией. Их список представлен на официальном сайте клуба.

Ко всем вопросам "Эйбар" подходит максимально демократично. Ежегодно по окончании сезона проходят выборы в совет директоров, а в конце календарного года (так же ежегодно) проводятся общие собрания акционеров, при чём на нём необязательно присутствовать. В случае отсутствия акционера с ним связываются путём звонка или электронного письма. На этих собраниях выбранный совет директоров представляет отчёт о ситуации в клубе, обсуждается и назначается бюджет на сезон и решаются прочие вопросы. 

Кроме всего этого, "Эйбар" одним из первых клубов в Испании стал соблюдать закон о прозрачности, предоставляя в свободном доступе все отчеты, документы и планы, разработанные советом директоров, на своём сайте. Там можно найти всё: от состояния бюджета клуба до количества охранников, присутствующих на матче.

Ограничения в средствах так же подтолкнули "Эйбар" на расширение дипломатических отношений. Баски достигли договоренности со своими соседями из Сан-Себастьяна и с "Сельтой" о предоставлении ненужных клубам игроков без оплаты трансфера. 

Кроме того, был заключен контракт с клубом "Витория", который стал для "Эйбара" фарм-клубом, организована резервная команда "Эйбар Урко", увеличен бюджет женской команды и начата реконструкция стадиона. 

Грамотная политика так же привлекла крупных спонсоров, таких как Puma и Wiko. А вишенкой на этом баскском торте стал клубный рекорд, поставленный на недавней встрече акционеров клуба. На сезон 17/18 был принят бюджет в размере 45,3 миллиона евро. Таких денег в клубе не было никогда.

Встреча акционеров &quout;Эйбара&quout;

Общее собрание акционеров "Эйбара". 13.12.2017

А пока совет директоров делает свою работу, футболисты делают свою. Повышение в классе требовало новых вливаний в состав, и клуб эту возможность предоставлял, правда, в основном путём аренд и покупок игроков из низших дивизионов за копейки. Но с годами бюджет рос, а трансферы становились более солидными. Но даже тут "Эйбар" умудрялся уходить в ноль, не тратя на трансферы больше, чем с них выручено. Самыми удачными покупками стоит признать приход Такаси Инуи, Серхи Энрика и Паулу Оливейра, который перешёл в "Эйбар" этим летом за рекордные 3,2 миллиона евро, а самой удачной продажей - переход Флориана Лежена в "Ньюкасл" за 8,5 миллионов (этим же летом).

Первый сезон в Примере для басков был самым сложным: в условиях жёсткой экономии надо было остаться в высшем дивизионе. Впервые победить в Ла Лиге "Эйбару" удалось в 4-м туре - в гостях был обыгран "Эльче" со счётом 0:2. Но эта победа была лишь одной из 9-ти, одержанных "Эйбаром" в этом сезоне. Как итог - 35 очков и 18 место - вылет в Сегунду.

Но и тут философия "Эйбара" спасла клуб. "Эльче" испытывал большие проблемы с деньгами на протяжении всего сезона, а поэтому был дисквалифицирован, а "Эйбар" получил второй шанс.

После этого маленький клуб уверенной поступью движется вверх по турнирной таблице: 11 побед, 43 очка и 14 место в сезоне 15/16, 15 побед, 54 очка и 10 место в сезоне 16/17, а в нынешнем сезоне к 17 туру одержано 7 побед и набрано 24 очка. В крайних турах баски одержали победы над одним из открытий и лидеров этого чемпионата - "Валенсией" - со счётом 2:1, и над новичком примеры "Жироной" - 4:1 .

&quout;Эйбар&quout; - &quout;Валенсия&quout;

Так же "Эйбару" удалось решить 2 главные проблемы маленьких клубов: заполняемость стадионов и постоянность состава. Было принято решение сохранять низкие цены на билеты и абонементы, поэтому "Ипуруа" почти всегда полон, а количество проданных абонементов бьёт все рекорды. На сезон 17/18 продано 5500 абонементов - это почти 76% всех мест на стадионе.

Проблемы с игроками в основном возникают из-за несвоевременной выплаты зарплат, что вызывает большую текучку игроков из одного клуба в другой. Здесь "Эйбар" так же был хорош. Зарплаты игроков малы, но примерно равны, а самое главное - платят исправно и вовремя.

На этот счёт высказывался спортивный директор "Эйбара" Фран Гарагарса в 2015-ом году:

«Более 75% футболистов команды имеют самую низкую допустимую зарплату во втором дивизионе. В команде один может получать четыре тыс. евро, а другой три, но никто не зарабатывает восемь, а другой при этом две. Равенство делает коллектив сплоченнее» 

А сами футболисты ценят трепетное отношение к ним. На это в том же 2015-ом обращал внимание защитник команды Рауль Альбентоса:

«Во всех командах, за которые я ранее выступал, постоянно были проблемы с выплатой зарплаты. Это первый клуб, где все работает, как часы, поэтому я здесь»

***

"Эйбар" – уникальный пример того, как сначала нужно бороться, чтобы выйти в Примеру, а добившись цели, снова бороться, чтобы тебя из неё не выкинули ещё до первого матча – вместо того, чтобы наслаждаться историческим моментом. 

Самое прекрасное в спорте - это то, что не всегда победа достаётся тому, у кого больше денег в кармане. Здорово, что в мире ещё существуют команды подобные "Эйбару", за которые хочется болеть, даже находясь на другом континенте. 

Маленький клуб творит большие дела. Дальше - только больше и круче. 

***

Спасибо за то, что прочитали статью до конца! Ставьте "+", задавайте вопросы, комментируйте, подписывайтесь!

Фото: официальный сайт "Эйбара"

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.