Спорт как продукт
Блог

Слияние не на пользу

Новость о слиянии двух подмосковных футбольных клубов, представляющих премьер-лигу (фактически это – расформирование ФК «Химки»), меня прилично расстроила. Я понимаю, что сейчас «такие времена» и что Мособласть испытывает серьезные финансовые затруднения.

С экономической точки зрения этот шаг власть имущих не может оспариваться – в конце концов, если бюджетникам нечем будет платить зарплату, если встанут заводы и ремонтные работы на дорогах (самое главное!), не в состоянии окажутся функционировать больницы, дети перестанут ходить в детсады и школы, и богатейший регион вытянет руку в надежде получить очередные кредиты и поддержку сверху, будет совсем худо... а тут какой-то футбольный клуб.

И все же. Поговорим о другом.

За годы выступлений в премьер-лиге клуб с юго-востока области заработал репутацию крепкого середняка, не более того. За «Сатурн» играли и играют мастеровитые, довольно известные игроки, некоторые из них даже по российским меркам звезды. Только вот команда ни разу не попала даже в зону УЕФА (была близко), хотя средств вложено в нее было много. Менялся контингент игроков, тренеры, руководство, а весомого результата, какой-то промежуточной отправной точки в будущее не было. О чем это говорит?

Руководство и главный инвестор вряд ли ставили какие-либо конкретные цели функционирования клуба (не для уважаемых спортивных журналистов и общественности, а внутренне-организационные), отсутствовала миссия, стратегия развития и прочие атрибуты, по которым и развивается нормальное профессиональное спортивноe объединениe (по крайней мере, в Европе и Северной Америке). С посещаемостью в чемпионате хорошо получалось только тогда, когда приезжали клубы-гранды, да и то во многом за счет болельщиков и прочих ультрас, с приезжими командами и наносивших визит. А с чего их было прибавлять, если ситуация с привлечением болельщиков на матчи – среднестатистическая по стране. Что-то делалось, но системности в этом не присутствовало. А как быть иначе – согласно традиционному для наших мест подходу, «много денег с болельщиков не заработаешь». Да, база черно-синих лучшая в стране. Но разве базы выигрывают чемпионаты? Выходят в Лигу чемпионов?

Новейший стадион, согласно теории спортивного маркетинга – ключевая вещь в построении продукта из любого спортивного клуба. «Сатурн» эту вещь по большому счету не использовал

«Химки» в этом отношении, на мой взгляд, куда перспективнее. Сезон-2009 красно-черные проводили бы в премьер-лиге, а организационные выводы из неурядиц завершившегося сезона руководство, уверен, сделало бы. Есть новейший стадион, согласно теории спортивного маркетинга – ключевая вещь в построении продукта из любого спортивного клуба («Сатурн» эту вещь по большому счету не использовал).

Огромный по областным меркам город, фактически пригород Москвы, динамично развивающийся, с бурным жилищным строительством и развитием инфраструктуры – коттеджными поселками, многоквартирными домами, где каждый год будет рождаться и расти пополнение в семьях, а детей вряд ли будут отпускать через всю Москву на «Локомотив» или «Лужники». Город Химки – это также огромный ежедневный трафик пассажиров в Шереметьево и обратно, гигантский поток москвичей, отправляющихся на выходные в торговые центры, автосалоны, кинотеатры, где масса возможностей для продуманного промо, направленного на привлечение сначала «разовых» зрителей, потом их же, но уже посещающих «пакетно» матчи топ-уровня, а в будущем, возможно, и владельцев сезонных абонементов.

В клубе, где новый гендиректор и, смею надеяться, такой же молодой и энергичный персонал, где будет разработана стратегия привлечения болельщиков, подобная эффективно действующей в баскетбольных «Химках», поймут: с болельщиками нужно целенаправленно работать, рекламировать ему тот футбольный продукт, который необходимо разрабатывать и за который будет действительно не стыдно. Что каждого пришедшего нужно сохранять и охранять, развлекать, общаться с ним, пополнять электронную базу, предлагая от имени клуба различные товары и балуя его скидками и предлагая выгодные условия приобретения абонементов. А дальше – сегментировать лояльных болельщиков и задействовать как основной актив в привлечении коммерческих спонсоров, все больше отказываясь от областного финансирования и полагаясь лишь на город. По моим оценкам, для функционирования такого клуба в первые два сезона будет достаточно 15-17 миллионов долларов – цифра абсолютно достижимая.

Для превращения «Химок» через 5-7 лет в стабильный клуб с лояльной аудиторией нужны лишь конкретная стратегия и толковые люди у власти. И, конечно, защищенность от возможных слияний и поглощений

Все, что нужно «Химкам» на первом этапе, у клуба есть. Летом клуб пополнила настоящая звезда, хоть и на сходе – Егор Титов, есть и другие символы, которых местные жители уж точно знают – Березовский, Тривунович, Низамутдинов. Для развития и превращения «Химок» через 5-7 лет в стабильно и хорошо выступающего в премьер-лиге клуб со своей лояльной аудиторией, с эффективно работающей ДЮСШ и продаваемыми каждый год 2-3 молодыми футболистами, нужна лишь конкретная стратегия и толковые люди у власти, а также, конечно, стабильность и защищенность от возможных слияний и поглощений.

Объединенный клуб будет выступать на два дома, два стадиона. Подумайте, кто из жителей двух городов будет считать клуб своим? Я уверен, что у населения Московской области просто по географическим причинам не может быть чувства патриотизма именно областного. Все жители городов, и городской патриотизм – это то, что присутствует. Все, что планируется сделать путем объединения, неграмотно с точки зрения маркетинга. На выходе мы получим автобусы граждан с госпредприятий и школьников, по разнарядке завозимых на стадион в выходной день. Какая уж тут лояльность потребителя...

Не подумайте, что я бы приветствовал противоположное развитие ситуации и ликвидацию ФК «Сатурн». Оба клуба должны выступать в премьер-лиге, оба по своему перспективны, и главное – у обоих есть стадионы и, смею надеяться, всегда будут достойные поля и команды. В высшем эшелоне – нет, во всем российском футболе клубов с современными стадионами пока ничтожно мало, и разбрасываться ими, хоть и по логичным экономическим и кризисным причинам, просто нельзя. Да, на «Арене Химки» сыграет московское «Динамо». Но кто из поклонников бело-голубых вспомнит об «арене за МКАДом» через 3-4 года, когда в Петровском парке вырастет новый красавец?

Неужели кризис с его неминуемыми сокращениями в финансировании, ликвидациями, увольнениями, не заставит наш профессиональный футбол хоть немного переориентироваться в сторону рыночной модели существования?

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные