На обоих концах корта
Блог

Разбор полётов: аргентинское победное нападение «флекс» Рубена Маньяно – теория, схемы и методические рекомендации

Сегодняшний мой рассказ о нападении, именуемом «флекс» (Flex), что в переводе на русский язык значит «гнуть». Прежде чем начать разоборы того, как играть Flex-нападение, давайте бросим быстрый взгляд на его историю в баскетболе. Flex-нападение было создано как вариации в случайном порядке в 1970-х годах Кэрроллом Уильямсом из Университета Санта-Клары. Есть много тренеров, имевших успех с гибким нападением, включая Гэри Уильямса из университета Мэриленд, который выиграл чемпионат NCAA 2002 года, Бо Райана из Бостонского коледжа, Джерри Слоуна с его вариациями Flex-нападения в свое время с Юта Джаз, не говоря уже о сотнях тренеров из хай-скул в США и Канаде. Как вы можете видеть, гибкое нападение работало на всех уровнях баскетбола. Оно является одним из основных нападений среди многих школьных команд. Но главную славу нападению-флекс принесли успехи сборной Аргентины, которую возглавлял тренер-новатор Рубен Маньяно.

 

Далее вашему вниманию откровенный рассказ Рубена Маньяно.

 

1.   Стиль баскетбола в Аргентине ближе к европейскому, чем к распространенному в НБА, где более популярны игра один на один и заслоны с разворотами к корзине. Но после того как НБА стал более интернациональным и доля игроков из-за рубежа достигла 20 процентов, эти различия начали исчезать. Все больше аспектов, свойственных европейскому или аргентинскому стилю игры, приходят не только на профессиональный, но и на другие уровни игры в США.

Один из первых моментов, на важность которого я обращаю внимание своих игроков, – это то, что нападение начинается с защиты. Поскольку мы хотим видеть быстроту действий в нападении, то и наша защита должна быть максимально активной. Это дает игрокам возможность выполнить быстрый переход от защиты к обороне и переместиться на противоположную сторону площадки. В таких условиях мы получаем шанс совершить быстрый надежный бросок после быстрого прорыва или раннего нападения.

 

2.   Мы немедленно хотим атаковать защиту, завладев мячом. Однако данное утверждение применительно к игровым условиям не означает спешку в игре. Одним из многих изречений великого Джона Вудена является напоминание о том, что «будь быстрым, но не спеши». Сказанное, безусловно, применимо и в нашем случае. При правильном обучении и совершенствовании с помощью повторных упражнений игроки поймут разницу между эффективной скоростью движения в нападении и поспешными, контрпродуктивными действиями. Энергичный проход и создание возможности для броска перед выходом защиты на позиции являются сильными качествами Ману Джинобили.

 

Одним из многих изречений великого Джона Вудена является напоминание о том, что «будь быстрым, но не спеши».

Переход от защиты к нападению

    Во время быстрого прорыва игроки должны занять правильные коридоры атаки с готовностью сделать перегрузку для выполнения надежного броска. Существует несколько способов занять коридоры при быстром прорыве и ранней атаке.

    Два игрока занимают один коридор у боковой линии на сильной стороне площадки. Например, если 2 и 3 занимают один боковой коридор, а мяч ведется по тому же коридору позади них, то передний игрок (в данном случае 2) продолжает движение и делает рывок под корзиной, уходя в противоположный угол. 3, который находится за 2, остается в коридоре и занимает позицию в углу на своей стороне площадки. В это же время 4, форвард в боковом коридоре на другой стороне, делает рывок в трехсекундную зону, чтобы получить мяч. Не получив мяч, он занимает нижнюю позицию (данное правило действует для первого сопровождающего игрока), а 5 выступает в качестве второго сопровождающего и останавливается, не доходя линии 3-очковых бросков (рис. 1).

 

    Рисунок 1 Быстрый прорыв: двое занимают один коридор у боковой линии на сильной стороне.

 

    Один игрок у боковой линии на сильной стороне. Если 3 (игрок задней линии или легкий форвард) оказывается позади мяча, то возникает другая ситуация. 3 уходит на другую сторону, чтобы занять свободный боковой коридор, вне зависимости от действий 4, первого сопровождающего игрока (рис. 2).

    Сопровождающий игрок впереди мяча в боковом коридоре. 4, один из сопровождающих игроков, находится впереди мяча, занимая боковой коридор. Он бежит вперед, чтобы получить мяч и выполнить бросок из-под корзины. Если он не может получить мяч и выполнить бросок, находясь в коридоре, то он занимает позицию центрового на сильной стороне, в то время как 2 и 3 бегут по боковым коридорам, а 5 выступает в качестве сопровождающего игрока (рис. 3).

    Рисунок 2 Быстрый прорыв: один игрок у боковой линии на сильной стороне.

 

 

    Рисунок 3 Быстрый прорыв: сопровождающий игрок впереди мяча в боковом коридоре.

 

    Данные варианты перехода к нападению не должны ограничивать решения игроков при наличии более простого пути для совершения броска. Не стоит препятствовать творческому подходу игроков, помня при этом про необходимость придерживаться основных принципов и расстановки в нападении.

    Переход к нападению можно считать завершенным, когда игроки расположены на площадке следующим образом: два игрока задней линии (2 и 3) в углах за пределами 3-очковой зоны, тяжелый форвард (4) на нижней позиции центрового, центровой (5), выступивший в качестве второго сопровождающего снаружи от линии 3-очкового броска, мяч находится в руках 1 (рис. 4). Данная расстановка позволяет нам начать нападение «флекс».

 

 

    Рисунок 4 Завершение перехода и начало нападения «флекс».

Характеристики нападения «флекс»

    Мы хотим применять переход к нападению, каждый раз используя преимущество быстрого прорыва, предпочитая более продуманную и контролируемую позиционную атаку с участием всех игроков. Мы выступаем за подвижную атаку с использованием быстрых и непрерывных передач и рывков, не применяя физический контакт игроков в том объеме, который присущ командам НБА и европейским командам.

    Но это не означает, что наш стиль атаки является мягким. Успех Ману Джинобили, а также Андреса Носиони, Карлоса Дельфино, Фабрисио Оберто, Вальтера Херрманна, Луиса Сколы и других аргентинских игроков должен развеять подобные сомнения. Все эти игроки воспользовались преимуществами крепких основ в базовых игровых навыках и игры с использованием системы, подчеркивающей концепцию команды.

    Мой выбор относительно нападения «флекс» был сделан много лет назад, когда я начал тренерскую деятельность в детской лиге в Аргентине. Привлекательность данного нападения сейчас и тогда обуславливается тем, что оно подразумевает активные перемещения и набор вариантов действий для всех игроков, занимающих разные позиции на площадке, расположенных лицом и спиной к корзине. Тогда это нападение производило впечатление, поскольку позволяло наилучшим образом задействовать всех игроков и являлось хорошим средством для обучения их необходимым навыкам выполнения передач, бросков и проходов с мячом, а также приемам в игре без мяча.

    Со временем преподавание мной данного нападения и его совершенствование позволило ускорить процесс обучения и улучшить применение на практике. И будучи тренером национальной сборной Аргентины, я продолжил использовать нападение «флекс» в силу следующих дополнительных факторов:

    • У нас не было превосходящего других центрового игрока из-за отсутствия среди игроков выдающегося роста или способностей к игре под корзиной спиной к ней. Поэтому преимуществ от игрока, занимающего нижнюю позицию, не было.

    • Навыки игры без мяча наших игроков превосходили их возможности в индивидуальных маневрах с мячом. Ориентированность нападения на перемещения игроков укрепляло наши позиции.

    • Мы стремились воспользоваться универсальностью наших игроков. Они были хорошо натренированны и показывали свои способности в положении лицом к корзине, выполняя дальние броски, совершая рывки и проходы к корзине при каждой возможности. Это помогало получать открытые позиции и позволяло нам пользоваться преимуществами, выявляя слабые места защиты, которая была крупнее, но медленнее.

    • Каждый игрок нашего нападения мог представлять угрозу набора очков, усложняя противнику задачу сконцентрировать защитные действия лишь на одной или двух позициях.

    • Данное нападение обеспечивает массовость действий, используя непрерывные рывки и заслоны. Это заметно выматывает противника в ходе игры.

 

Основы нападения «флекс»

    • Правильное использование базовых игровых навыков, включая игру один на один, выполнение передач и бросков, игру в положении лицом и спиной к корзине.

    • Перемещения без мяча – важнейший момент для каждого игрока, занимающего любую позицию на площадке.

    • Правильная расстановка и координация действий при реализации базовых игровых навыков.

    • Способность играть на различных позициях на площадке.

    • Реакция на ответные действия защиты: понимание защиты и противодействие ей.

    • Постановка заслона для заслоняющего игрока: игрок, ставящий заслон, для партнера по команде, который уже поставил заслон, зачастую получает открытую позицию.

    • Акцент на выполнении игроками периметра двух видов заслонов: вертикального и заднего.

    • Создание перегрузки на одной из сторон площадки.

 

    Во время проведения атаки мы также отмечаем, что игроки чувствуют себя комфортно, занимая удобные позиции на площадке для получения мяча и выполнения броска. Их уверенность и уровень комфорта при броске из этих позиций вели к увеличению процента попаданий.

    Преподавая нападение «флекс», мы считаем, что игроки выучат его лучше, если увидят полную демонстрацию атаки. Мы последовательно показываем им ход нападения со всеми возможными вариантами действий в ритме, замедленном настолько, чтобы игроки смогли понять суть расстановки и выполняемых маневров. Только после этого мы приступаем к поэтапному разбору. Как только у игроков появляется базовое понимание, мы снова объединяем все компоненты в реальной игровой ситуации.

    

«Баскетбольная площадка – это то место, где я могу забыть обо всех своих проблемах».

Бэрон Дэвис

 

    Мы считаем, что разбитие «флекса» на отдельные части и последующее собирание воедино оказалось неэффективным, в силу того, что игрокам необходимо понять общую картину и прочувствовать ход атаки, чтобы уловить суть отдельных элементов и нюансов в дальнейшем. В дополнение к процессу обучения, демонстрация игрокам «флекса» во всей своей полноте служит тому, чтобы мотивировать их как учеников, так как они видят целый спектр возможностей для себя и потенциал для достижения успеха в команде.

Позиционная атака

    «Флекс» является нашей основной позиционной атакой, которую мы проводим, если владение мячом после перевода к нападению не увенчалось успехом. Атаку начинает 1 передачей мяча 5. Одновременно с этой передачей 2 наводит своего защитника на заслон, поставленный 4, и ждет передачу от 5 в пределах трехсекундной зоны. 2 наблюдает за действиями своего защитника и, в зависимости от его позиции, делает рывок над или под заслоном, поставленным 4. Не получая мяч, он занимает позицию центрового. 4, выполнив заслон для 2, получает заслон от 1, участвуя в маневре «заслон для заслоняющего» (рис. 5). Выполнив заслон, 1 уходит наружу.

    Аналогичные действия на другой стороне площадки выполняет 5, который передает мяч 4. 2 ставит задний заслон для 3 и получает заслон от 5 (маневр «заслон для заслоняющего»), который выполнил заслон для 3, затем 5 уходит наружу (рис. 6). У 4 есть два варианта действий: передача мяча 3 внутрь трехсекундной зоны или передача 2, который выходит из-за заслона, поставленного 5.

 

 

    Рисунок 5 Задний заслон и маневр «заслон для заслоняющего».

 

 

    Рисунок 6 Аналогичная ситуация на другой стороне и возможные дальнейшие действия.

 

    Во втором случае повторяются начальные действия: 3 ставит задний заслон для 1, который делает рывок в ограниченную зону, а 4 ставит заслон для 3 после передачи мяча 2 и получения заслона от 3 (рис. 7). Для того чтобы данный маневр состоялся, все игроки должны следить за ситуацией на площадке (игроки с мячом и без мяча, участвующие в выполнении заслонов) и действовать согласно реакции защитников.

    Как вы можете заметить, ни один из пяти нападающих игроков не занимает определенную позицию во время проведения атаки. Все они перемещаются по разным позициям на площадке, включая центрового, тяжелого форварда и игроков периметра, играющих в 3-секундной зоне и за ее пределами.

    Если мяч передается в угол 2 (в данном примере), то 1, игрок, занимающий нижнюю позицию центрового на сильной стороне, ставит задний заслон для 5, который заменяет 1 на его позиции. 2 может передать мяч 5 на нижнюю позицию или 1, который уходит наружу из-за заднего заслона (рис. 8).

 

    Рисунок 7 Повтор начальных действий.

 

    Рисунок 8 Все игроки играют на разных позициях.

 

    Вариант 1. Эффективность любой атаки обуславливается наличием вариантов действий и противодействий защите. Баскетбол схож с шахматами – вы действуете в ответ на ходы противника, анализируя их. Покажем первый доступный вариант действий. 1 передает мяч 5 и ставит вертикальный заслон для 4, который уходит выше и получает мяч от 5. Выполнив заслон, 1 занимает нижнюю позицию на другой стороне площадки (рис. 8.9). Когда 4 получает мяч, 1 ставит задний заслон для 3 и затем получает вертикальный заслон от 5 (маневр «заслон для заслоняющего»). 4 передает мяч 1 (рис. 10).

 

    Рисунок 9 Вариант 1: 1 передает мяч 5 и ставит заслон для 4.

 

    Рисунок 10 Вариант 1: атака проводится с выполнением аналогичных действий, при помощи заднего заслона и маневра «заслон для заслоняющего».

 

    Мяч в руках 1. 2 и 3 находятся на слабой стороне. 2 теперь может выбрать, каким из заслонов воспользоваться:

    • заслоном, поставленным 3, чтобы сделать рывок и получить в ограниченной зоне мяч, или

    • заслоном, поставленным 4, чтобы уйти выше.

    Основываясь на выборе 2, 3 получает два варианта действий (рис. 11):

    • остаться на позиции и получить заслон от 4 (маневр «заслон для заслоняющего»), если 2 делает рывок под кольцо, или

    • выполнить рывок в ограниченную зону и уйти в противоположный угол из-за заслона, поставленного 5.

 

    Рисунок 11 Вариант 1: действия 3 зависят от выбора 2.

 

    У 1 есть четыре варианта выполнения передачи мяча. Он может передать мяч

    • 2, который выходит из-за заслона, поставленного 3 или 4;

    • передать мяч 3, который выходит из-за заслона, поставленного 5;

    • передать мяч 5 на нижнюю позицию на сильной стороне либо

    • сделать передачу 4 на нижнюю позицию на другой стороне площадки.

 

    Вернемся к ситуации, когда мяч находится в руках 4. 3 может решить занять нижнюю позицию или, как показано здесь, воспользоваться вертикальным заслоном, поставленным 5, уйти выше и получить мяч от 4 (рис. 12). В данном случае 1 занимает нижнюю позицию на противоположной от мяча стороне.

 

    Рисунок 12 Вариант 1: 3 может занять нижнюю позицию или использовать вертикальный заслон, поставленный 5.

 

    Мяч в руках 3, 2 может выбрать заслон (рис. 8.13). В любой ситуации мы придерживаемся основного правила, которое заключается в том, чтобы обеспечить игрока с мячом четырьмя (в этом случае тремя) вариантами выполнения передачи.

 

    Вариант 2. Стандартное начало и проведение атаки (рис. 14). Затем 3 использует заслон, поставленный 1, а 5 ставит заслон для 1, выполняя маневр «заслон для заслоняющего» (рис. 15).

 

    Рисунок 13 Вариант 1: мяч в руках 3, 2 выбирает, какой из заслонов использовать.

 

    Рисунок 14 Вариант 2: стандартное начало атаки постановкой нижнего заслона 1 для 4.

 

    Рисунок 15 Вариант 2: 5 ставит заслон для игрока, ставящего заслон.

 

    Когда мы достигли момента игры, в котором 3 ставит заслон для 2 и защитники 2 и 3 начали меняться местами, мы хотим, чтобы 2 обогнул 3 и ушел выше для постановки заднего заслона для 4, в то время как 3 использует заслон, поставленный 5 в противоположной части ограниченной зоны, и уходит на другую сторону площадки (рис. 16).

 

    Рисунок 16 Вариант 2: когда защитники меняются местами, 2 огибает 3 и ставит заслон для 4.

 

    У 1 есть насколько вариантов действий. Он может передать

    • мяч 4, выходящему из-за заднего заслона, поставленного 2;

    • передать мяч 3, который выходит из-за заслона, поставленного 5;

    • передать мяч 5, который разворачивается к корзине после выполнения заслона для 3.

 

    Смысл последнего маневра в использовании преимущества от полученного пространства для нападающих игроков (прежде всего для 3) после перемены защитников.

 

    Вариант 3. При необходимости перевода мяча на нижнюю позицию мы используем данный маневр, начиная его выполнение сразу после окончания перехода к нападению. 1 передает мяч 5; в это же время 2 использует заслон, поставленный 4, и занимает нижнюю позицию на противоположной стороне площадки (рис. 17).

    Вместо перевода мяча на другую сторону площадки 5 выполняет обратную передачу 1, который открылся, в то время как 4 направляется в ограниченную зону, чтобы принять мяч от 1 и сыграть один на один против своего защитника (рис. 18).

 

    Рисунок 17 Вариант 3: начало атаки для передачи центровому.

 

    Рисунок 18 Вариант 3: 4 выполняет заслон с разворотом в ограниченной зоне и получает от 1 мяч.

Упражнения для нападения «флекс»

    Игроки должны превосходно знать все варианты атакующей комбинации, но они также должны прорабатывать различные бросковые ситуации, возникающие в результате атакующих действий в рамках нашего нападения. Для этих целей мы используем следующие упражнения для тренировки бросков в нашем нападении.

Выполнение броска с участием двух игроков

    Данное упражнение в бросках мы используем для проработки ситуации с вертикальным заслоном и перегрузкой в углу. Упражнение выполняется с помощью двух тренеров, которые совершают передачу мяча.

    Игроки выстраиваются за лицевой линией в два ряда (рис. 19). Первые два игрока выходят на площадку, занимают нижние позиции, делают передачу мяча тренерам и выполняют следующие действия: 2 делает рывок вдоль лицевой линии, выходя из-за заслона, поставленного 3, который затем уходит выше. Игроки получают мячи, выполняют броски, выполняют подбор своих мячей и направляются к противоположной лицевой линии. Следующая пара игроков выполняет действия в перекрестном порядке: 3 выходит из-за заслона, поставленного 2, а 2 уходит выше.

 

 

    Рисунок 19 Выполнение броска с участием двух игроков.

Выполнение броска с участием трех игроков

    Данное упражнение выполняется с участием трех игроков, используя два мяча и помощь двух тренеров, которые совершают передачу мяча. 5 и 2 передают мячи тренерам, 2 и 3 выполняют определенные действия. В данном случае, если 3 выбирает заслон, поставленный 5, то 2 делает рывок вдоль лицевой линии в противоположный угол половины площадки (рис. 20). Тренеры могут передать мячи 2 и 3 для выполнения бросков, а если 5 разворачивается к корзине после выполнения заслона, то он получает мяч вместо 3.

 

    Рисунок 20 Выполнение броска с участием трех игроков.

Выполнение броска после заднего заслона

    Это упражнение сходно с предыдущим, но в нем 3 не использует заслон, поставленный 5, а обходит вокруг 2 и ставит задний заслон для 5, в то время как 2 делает рывок вдоль лицевой линии в противоположный угол (рис. 21). Тренеры могут

    • передать мяч 5, который использует задний заслон, поставленный 3;

    • передать мяч 2 в угол, который получил преимущество над своим защитником;

    • передать мяч 3, который отходит наружу после выполнения заслона.

 

    Рисунок 21 Выполнение броска после заднего заслона.

Выполнение броска с использованием двух заслонов

    В данном упражнении 2 может выбрать, какой из заслонов использовать: поставленный 4 или 5. Четверо нападающих играют против четырех защитников (рис. 22). 1 может передать мяч 2, который выходит из-за одного из двух заслонов, либо передать мяч 4 или 5, которые разворачиваются к корзине после постановки заслонов.

 

    Рисунок 22 Выполнение броска с использованием двух заслонов.

 

    Игрок 2 решает, какой из заслонов он будет использовать, основываясь на действиях своего защитника. Если защитник 2 пытается проскользнуть через заслон, то 5, игрок, ставящий заслон, меняет угол постановки заслона, а 2 удаляется от заслона, чтобы получить достаточно пространства и времени для получения мяча и выполнения броска (рис. 23).

 

    Рисунок 23 Игрок 5 меняет угол постановки заслона для 2 при проскальзывании защитника.

 

    В другой ситуации защитник 2 обходит его сзади.

    Тогда 2 оббегает заслон, получает мяч и выполняет бросок или передачу мяча 5, который разворачивается к корзине после выполнения заслона. 1 также может выполнить прямую передачу мяча 5 после разворота (рис. 24).

 

    Рисунок 24 Игрок 2 оббегает заслон, если защитник обходит сзади.

 

    Заметьте, что если 2 решает использовать заслон, поставленный 4 (а не 5), то он будет двигаться представленным на рис. 24 образом.

Выполнение броска после заслона для игрока, ставящего заслон

    Это упражнение также выполняется в конфигурации четыре на четыре. Мы используем данное упражнение для проработки маневра «заслон для заслоняющего». 1 передает мяч 3; как только мяч попадает в руки 3, 4 ставит задний заслон для 2 и сразу получает верхний заслон от 1 (рис. 25). 4 уходит выше и получает мяч от 3.

    4 делает перевод мяча 1; как только мяч попадает в руки 1, 2 ставит заслон для 3 и получает заслон от 4 (рис. 26). Дальнейшая игра продолжается до наступления благоприятной ситуации для выполнения броска.

 

    Рисунок 25 Выполнение броска после заслона для игрока ставящего заслон.

 

    Рисунок 26 Продолжение выполнения упражнения на обеих сторонах площадки.

Заключение

    Многие тренеры, особенно начинающие свою карьеру, пытаются найти идеальное нападение, словно алхимики, ищущие философский камень. Они ошибочно полагают, что успешные тренеры по всему миру используют какую-то особую атаку. Но они упускают из вида одну простую вещь – все команды разные, и то, что будет работать для одной, не подойдет для другой. По этой причине тренеры, работающие на любом уровне, должны адаптировать нападение под игроков, с которыми они работают.

   

 Я пришел к тому, что нападение «флекс» подходит для моих игроков с наилучшим образом. Оно дает нашей команде возможность добиться успеха и достигнуть поставленных целей. Наш вариант «флекса» не был придуман каким-то конкретным тренером или выработан в рамках тренировочной программы, а был получен в результате работы множества тренеров и опыта, накопленного мной за долгие годы. Разумеется, этот процесс продолжается и сейчас.

    Используйте любые возможности стать лучшим тренером, будь то мастер-класс, беседа, книга или просмотр видео. Возможно, прочитав эту статью, вы не найдете подходящее под ваши взгляды и возможности нападение, но я надеюсь, что вы сделаете полезные выводы и почерпнете практическую информацию, которая позволит расширить ваши знания и повысить эффективность тренерской деятельности.

    Я поддерживаю стремление перенимать знания у других тренеров, вне зависимости от их возраста, успешности тренируемых команд или известности. Вас может поразить то, что вы сможете узнать. Вселенная баскетбола таит в себе гениев, поэтому оставайтесь любопытными, открытыми к новым идеям и готовыми принять различные подходы.

 

В завершение приведу идею, которая, я надеюсь, вам пригодится. Даже если вы разработали самую лучшую стратегию и тактику нападения в игре против определенного противника, то все равно реализовывать ее на практике будете не вы сами, а игроки. И вам придется учитывать их индивидуальные особенности при разработке плана игры. Конечный успех целиком будет зависеть от того, насколько хорошо этот план переносится на площадку. Помня об этом, обучайте и тренируйте ваших спортсменов наилучшим образом, но не забывайте, что они не роботы, а люди.

 

Если вы занимаетесь тренерской деятельностью достаточно давно, то наверняка согласитесь, что нет ничего лучше, чем во время любой игры наблюдать за успехами и ловкостью пятерки игроков, целеустремленно перемещающихся по площадке.

 

 

 

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные