13 мин.

«Если бы это было нужно для решения социальных проблем, я бы взялся за оружие». Сократес – человек, перевернувший страну

Максим Никитин – о Сократесе 

Сократес – человек, внедривший демократию в вены людей своей страны. Футбол – лишь малая часть его многогранной жизни. Игра в мяч стала для Сократеса серьезной забавой, любимым развлечением, но не заняла основного места на полке достижений. Футбол ради футбола терял всякий смысл, но футбол, как рупор демократии, представлялся ему идеальным инструментом. Впрочем, ко всему самому важному в этом мире долговязый бразилец относился очень просто и, наверно, именно поэтому жизнь Сократеса оборвалась быстро и неожиданно, словно лопнувшая гитарная струна.

****

Сын философии

Его отец был поклонником античной философии, что очень любопытно, поскольку Раймундо рос в многодетной семье и рисковал вырасти безграмотным человеком, но без посторонней помощи, благодаря пылесосообразной пытливости ума, научился писать и читать. Позже он стал штурмовать новые рубежи: поступил в университет, где открыл тягу к сложным мыслям ученых греков, и прошел испытания на должность налогового инспектора.

Люди, знавшие Раймундо очень давно, совершенно не удивились тому, что у их товарища-философа раз за разом появлялись на свет потомки с именами греческих мыслителей: Сократес, Состенес и Софоклес.

Разумеется, что о футболе в такой семье говорилось мало. Настолько мало, насколько это вообще возможно в Бразилии. Отец увещевал, что все в жизни человека должно быть подчинено высокой цели – сделать мир лучше для каждого жителя Вселенной, и футбол для этого ни в коем случае не годится. Он говорил об отсутствии смысла в возне с мячом, а любой спорт – лишь поводом для выплеска эмоций.

Тогда Раймундо не мог и подумать, что старший сын, спустя четверть века войдет в список 100 лучших футболистов всех времен, а младший в 94-м поднимет над головой Кубок Мира. Но это совершенно не означает того, что Сократес ослушался отца.

С самого детства он кропотливо вбирал в себя смысл и дух  произведений Канта, Фрейда, Макиавелли, Руссо, и Раймундо-старший чувствовал в Сократесе продолжателя своего творческого начала.

В шестилетнем возрасте родители перевезли маленького Сократеса в пригород Сан-Паулу – Рибейран-Прету. Ему очень нравилась жизнь небольшого городка, который дарил многие радости детства: девственная природа, доверительные отношения с соседями, открытость и большие просторы для пинания мяча.

«Я начинал с роли дублера игрока по кличке Нигра». Футбол и медицина

В 11 лет он впервые попал в футбольный клуб. И получилось это, как и водится, весьма необычным образом.

«Однажды я находился рядом с полем и, испытывая желание потренироваться с игроками, попросил об этом у тренера, – рассказывал он. – Я даже не знал, как его зовут. Он спросил меня, на какой позиции я играю. Я ответил, что полузащитника. Так получилось, что у них в тот момент не оказалось правого крайнего. Он попросил меня занять это место, не посмотрев ни на мой весьма юный возраст, ни на то, что я был совсем не подготовлен для матча взрослых мужиков, ни даже на отсутствие у меня пары бутс. Но именно так начался мой футбольный поход. Спустя два дня я получил впервые в жизни клубную форму – белые футболки с золотыми полосами. Это было непередаваемое чувство! Сначала я был дублером игрока по кличке Нигра – чернокожего и физически мощного крайнего нападающего. Настоящее его имя Миранда. Он сейчас работает массажистом в клубе «Рекреатива».

Затем была команда колледжа под названием «Колежио Мариста». Сократес особо не верил в себя, поскольку его антропометрические данные (188 см – рост, 68 кг – вес) не позволяли быстро передвигаться и выигрывать силовую борьбу. Но тренер колледжа перешел в «Ботафого» и позвал самых талантливых ребят с собой, в числе которых Сократес с удивлением обнаружил себя.

Первый контракт долговязого бразильца включал условие, по которому клуб не в праве мешать его обучению в медицинском университете, в который он с успехом поступил после выпуска из Мариста.

Удивительно, но вплоть до двух последних лет учебы в университете, Раймундо не знал о второй жизни сына, и был сильно удивлен, когда до его ушей доползли слухи, что его старший – превосходный футболист, надежда Бразилии. Приехав в учебное заведение, отец обнаружил, что и с учебой пацан справляется выше всяких похвал. Он был смятен, но домой отбыл, смирившись с новой жизнью Сократеса.

«Каждый из нас имел одинаковые права независимо от образования, цвета кожи, политических взглядов». Революция на футбольном фронте

Парень получил диплом педиатра и тут же подписал первый взрослый контракт. Раскручивать его скиллы захотел «Коринтианс». Сердце разрывалось, поскольку судьба направила на переход в стан злейшего врага его любимого клуба – «Сантоса», с которым «Коринтианс» вел извечную борьбу в чемпионате Паулиста. Выбор, казалось бы, весьма странный, но это если не углубляться в историю. «Коринтианс» известен как самый демократичный клуб Бразилии, который несмотря на общественное мнение, первым приглашал абсолютно любых футболистов: от людей низкого социального статуса до темнокожих. Это до сих пор делает клуб одной из самых популярных спортивных организаций Бразилии.

В 70-е  – 80-е клуб диктовал условия футболистам: запрещал переходы, платил гроши, отказываясь переподписывать контракт на улучшенных условиях. Игроки выли и ничего не могли поделать с деспотичными руководителями. Сократес хотел это исправить.

Имея за плечами хорошее образование и мощную веру в правильность демократических идей, он быстро нашел поддержку среди партнеров по команде. Возвышаясь как циркуль над полотном бумаги (его рост уже составлял 193 см) над головой очередного футболиста, он вдалбливал каждому его права.

Обладая талантом оратора, и чистотой мысли мудреца, он добился огромного уважения среди руководства клуба. Взяв за основу демократические догмы, Сократес с неуемной энергией продвигал реформу командной системы.  Висенте Матеус, тогдашний президент клуба, понял, что перед ним даже не реформатор, а революционер. Ультра-демократ среди демократов. И ему пришлось уступить напору этого наглеца, ведь возмутитель спокойствия был лучшим игроком команды.

В итоге спустя несколько лет Доктор добился ежегодной индексации зарплаты всех футболистов (соразмерно официальной инфляции), а также право на свободное расторжение трудового договора с командой. Теперь каждый имел возможность перейти в любой клуб по истечению контракта, либо по обоюдному соглашению сторон. Для Бразилии это была победа, теперь игроки диктовали свою волю работодателю.

В бразильской прессе появился термин «демократия «Коринтианса». Если ты переходил в этот клуб, то оказывался в лагере сопротивления авторитарному режиму страны.

«Наша команда жила, трудилась и играла гармонично, - рассказывает Сократес. - Каждый из нас имел одинаковые права независимо от образования, цвета кожи, политических взглядов. Каждый мог высказывать свою точку зрения. Она обсуждалась, и, бывало, человек прощался с клубом по своему желанию». 

Стоит напомнить, что в период с 1964 по 1985 год родина кофе, Пеле и кофе Пеле находилась под жестким влиянием различных авторитарных правителей, первый из которых пришел ко власти отнюдь не демократическим путем при самой активной поддержке силового блока. Четверо его последователей, как и он сам, находились в чине генералов армии и были не способны воспринимать демократию и построить общество, основанное на свободе личности и гражданском самосознании. За восемь лет до падения авторитаризма Сократес уже стоял во главе демократической ячейки бразильского футбола и был готов сделать все, что заставит переориентировать страну на свободные рельсы.

«Если бы это было нужно для решения социальных проблем, я бы взялся за оружие», - сказал он как-то.

Для полноты образа он реформировал даже свою внешность. Отрастил бородку и отпустил волосы, тем самым подражая главным революционерам того времени: Фиделю Кастро и Эрнесто Че Гевара. 

Но, конечно, все вышеописанные обстоятельства не могли сделать из него звезду футбола. На спортивный небосклон его вознесла исключительная техника и игровой интеллект, а также потрясающая для атакующего полузащитника голевая статистика. Ему принадлежит исключительная манера исполнения одиннадцатиметровых ударов, которые он выполнял без разбега, а также филигранные передачи пяткой. За это, кстати, ему дали прозвище Золотая пятка.

Нечемпион Мира

Впрочем, эксклюзивная манера исполнения пенальти порой выходила боком. Ему вообще не слишком повезло с трофеями на международном уровне. На чемпионат мира 78-го он не попал в состав «селесао», хотя и был в расширенном списке, а вот на Мундиаль 82-го он ехал уже в ранге капитана фантастической команды, которая показывала потрясающе эффектный и эффективный футбол, но, к сожалению, уступила в равной борьбе преобразившимся по ходу турнира итальянцам.

В итоге их поход за трофеем закончился на стадии четвертьфинала. На этой же стадии, но только в 86-м, бразильцы уступили в серии послематчевых пенальти сборной Франции. Основное время закончилось единицами, а Зико не реализовал пенальти. В серии пенальти первый удар наносил как раз Сократес. Находясь в излюбленной позиции, он стоял на одной ноге, балансируя словно цапля. Обычно обманным движением он заставлял вратаря сделать движение в один из углов, а сам бил в противоположный, но в этот раз трюк не прошел. Жоэль Батс слыл вратарем довольно умным, к тому же весьма и весьма любопытным. Он знал, что бразилец выполняет удары именно так, и стоял до последнего, а потому без особых проблем отразил мяч, положившись на свою реакцию. Итоговый счет: 4-3 в пользу французов установил Фернандес, который реализовал свою попытку в отличие от бразильца Сезара. 

Конечно, в 86-м Сократес был уже не тот, что раньше. В 84-м он принципиально покинул «Коринтианс». Это была реакция на отказ Правительства в ратификации закона о прямых президентских выборах. Он дал себе слово уехать, если решение не будет одобрено руководством страны. И он не поколебавшись это сделал, когда узнал о соответствующем решении.

«Я отказался выйти на второй тайм и прямо в перерыве собрал вещи и уехал домой». Договорные матчи и Флоренция

И уехал не куда-нибудь, а в колыбель лучшего футбола - Серию А. В то время «Интернационале» приобрел Карла-Хайнце Руммениге и надеялся собрать под своими знаменами потрясающий дуэт, но этому не суждено было сбыться. Маэстро сменил курс и отбыл во Флоренцию, но уже через год сбежал оттуда, отказавшись участвовать в договорных матчах. К тому же, итальянский менталитет не подошел доктору: тиффози, папарацци - никто не хотел считаться с личным пространством бразильской звезды, и любой поход в театр оказывался настоящим испытанием.

«В конце сезона, - вспоминал Сократес, - мы играли ничего не значащий с турнирной точки зрения матч. Я услышал, как в раздевалке игроки стали передавать друг другу фразу: надо, чтобы была ничья. Я не мог скрыть возмущения и сказал, что буду играть на победу. На поле происходило невероятное. Игра выглядела внешне нормально, разве что борьбы было немного. Но за первые 45 минут я ни разу не получил пас от партнеров, а в тех редких случаях, когда мяч попадал случайно ко мне, я незамедлительно получал удар по ногам от соперника, который был ближе всего ко мне. Я отказался выйти на второй тайм и прямо в перерыве собрал вещи и уехал домой. Не хотел участвовать в этом позорном действе. В такой футбол мне прежде играть не доводилось. Матч закончился нулевой ничьей».

Его переход во «Фламенго» был встречен волной негатива. Болельщики «Коринтианса» не приняли такого поступка своего героя. Впрочем, его спина думала в похожем ключе, поскольку беспокоила его в сезоне 86/87 непрестанно, и игрок принял решение закончить мучительные выходы на поле.

Но он не смог отказать себе в удовольствии поиграть за «Сантос». Клуб мечты сделал такое приглашение, от которого просто невозможно отказаться. Он и не отказался, без раздумий надев футболку «Рыб» (альтернативное название клуба), пусть и провел совсем немного матчей в сезоне 88/89. 

Сократес: алкоголик, курильщик, врач, доктор наук

Затем было возвращение в «Ботафого», правда, в футболке этого клуба на поле он так и не появился. Тогда Сократес решил окончательно завершить игровую карьеру. Он вложил свои сбережения в клинику Рибейран-Прету и установил в своем рабочем кабинете бюстик Сократа, любовь к которому вместе с именем вложил в него отец. Через несколько лет он получил ученую степень по философии. Став доктором и в этой области, он продолжал помогать простым людям лечить от недугов и недомоганий, продолжая быть полезным каждый день своей знаковой жизни.

Впоследствии он не переставал участвовать в жизни страны. Так, к примеру, он балотировался на пост президента футбольной Конфедерации. Он обещал, что если его выберут на этот пост, то тренера сборной отныне будут избирать народным голосованием. Быть может, кому-то такая идея покажется безумной, но в Бразилии, учитывая особенности страны, она таковой вовсе не выглядит.

«Бразильцы идентифицируют себя с футболом, - говорит по-прежнему увлеченный демократическими идеями доктор. - Тренер национальной сборной - более заметная персона, чем президент. Поэтому логично, если его будет избирать вся страна. Это будут выборы, которые мобилизуют всю страну». Кандидатами на роль «народного тренера» он называл Зико, Тостао и своего младшего брата Раи.

К сожалению, несмотря на свои познания в медицине, он вел не самый здоровый образ жизни. 

«По жизни меня постоянно упрекали за две вещи: малое время, уделяемое тренировкам, и курение, - говорит Сократес. - Первый из этих упреков был надуманным. Второй - увы! - справедливым. Я ощущал неприязнь по отношению к себе функционеров, которые не могли смириться с тем, что футбольная топ-звезда учится медицине, в каникулярное время не вылезает из больницы и читает интеллектуальные книги».

4 декабря 2011 года, в возрасте 54 лет прославленный спортсмен скоропостижно скончался. За последние месяцы он поступал в больницу с циррозом и различного рода пищевыми отравлениями, последнее из которых стало критичным. По иронии судьбы в день его смерти «Коринтианс» оформил чемпионство, сыграв в ничью с «Сантосом». Игроки и болельщики почтили память своего кумира характерным для Сократеса жестом. 

«Бразилия потеряла одного из своих самых любимых сыновей - доктора Сократеса. Он был футбольным гением, включенным в 2004 году в список ФИФА в качестве одного из 125 лучших живых на то время игроков в истории мирового футбола. И в качестве игрока «Коринтианса», Магран, как называли его в команде, многие годы приносил радось болельщикам», - сказала президент Бразилии Дилма Руссефф после смерти Сократеса.

«В дополнение к футбольным качествам, Сократес был и великим гражданином. Это был политически активный бразилец, что касалось его народа и его страны. Я сожалею о потере великого бразильца и выражаю свои соболезнования его родным, друзьям и поклонникам», - добавила Дилма.

****

Человек высокого интеллекта и футболист нынче прослыли антиподами. Этому находятся различные обоснования: от невероятной занятости до элементарной лени спортсменов.

Но так ли это? Стереотип об успешном, но как пробка глупом человеке, уже прочно засел в мозгах каждого любителя, а тем более нелюбителя футбола нашей страны. Тем временем, футболист - человек публичный и имеет огромное количество инструментов воздействия на массы, в том числе, и личным примером. К сожалению, эта опция зачастую используется с отрицательной стороны.

Сократес - человек особого порядка, взрощенный на античных политических идеалах. Такие не сидят на месте сложа руки и не уклоняются от гражданской ответственности. Они всегда впереди, на вороном коне шевелят массы и дают пищу для размышлений. Его фигура давным давно перешагнула масштабы зеленого газона, а слова разошлись на цитаты.

Футбол - Великая игра, которая требует появления Великих людей, одним из которых был и по сей день остается - Великий Доктор Сократес.

Фото: Gettyimages/Bob Thomas/Alan de Marignac/Marco Luzzani/Icon Sport; Globo Espore