19 мин.

Душан Влахович. Большой анализ

Оглавление:

  1. Cтиль игры на юношеском и молодёжном уровне

  2. Удары и движение без мяча в атаке

  3. Игра головой, единоборства и прессинг

  4. Действия в подыгрыше

Душан Влахович ударно провёл сезон 2020/21 Серии А:

  • звание лучшего игрока до 23 лет по версии итальянской лиги;

  • четвёртое место в итоговом списке бомбардиров – 21 гол;

  • первый игрок «Фиорентины» за 16 лет, забивший не меньше 21 мяча за чемпионат;

  • четвёртый иностранец в истории клуба, который забил не меньше 20 мячей за турнир (после Петроне, Хамрина и Батистуты).

Такие результаты не могли остаться без внимания, и сразу появились новости об интересе к игроку со стороны целого ряда клубов: среди них был замечен, например, «Милан». Готов ли Влахович к переходу в команду уровня Лиги Чемпионов? Какие изменения в игре помогли ему забить столько голов? Что футболист уже умеет, а в чём ему ещё предстоит прибавить и возможно ли это? Давайте попробуем разобраться.

1. Cтиль игры на юношеском и молодёжном уровне

История Влаховича – это уже полноценный путь, на каждом этапе которого игроку приходилось в той или иной мере менять свой стиль и адаптироваться. Но обо всём по порядку.

«Альтина Земун»

В 6 лет родители привели игрока в академию клуба «Альтина Земун», где Влахович занимался футболом до 14 лет. Благодаря записям, сохранившимся с юношеских турниров, можно сразу сделать вывод о врождённых качествах футболиста: отличные точность и сила удара с левой позволяли прицельно бить и забивать со средней и дальней дистанции, а развитая координация и плотный контроль мяча давали возможность быстро менять направление движения с мячом и обыгрывать не только защитников, но и вратаря. Благодаря своим ярко выраженным сильным сторонам Влахович с ранних лет приучился брать игру на себя.

«Партизан»

В 14 лет игрок переходит в «Партизан», где не только продолжает развивать свои сильные стороны, но и раскрывается с новой стороны. Отчасти меняется и стиль игры Влаховича: местами футболист по-прежнему действует как главная звезда команды, часто двигаясь с мячом в одиночку и нередко пытаясь обвести или оббежать вратаря в завершающей фазе, но появляются и действия в подыгрыше, отходы в пространство между линиями.

Влахович отходит в глубину, чтобы придержать мяч, выманивает на себя защитника соперника, отдаёт в центр на партнёра и пытается убежать за спину оппоненту (красная зона)

Также становится очевидно, что Влахович способен замечать движение партнёров, возникающие свободные зоны и возможности доставить мяч вразрез. Игрок не всегда оказывается способен исполнить передачу технически, однако если шанс отдать есть, футболист старается им воспользоваться:

Впрочем, заметно и чрезмерное использование игроком левой ноги: Влахович часто оказывается справа, чтобы сместиться после приёма в центральные зоны и контролировать мяч более сильной ногой. При получении же мяча под правую, особенно после прострела с левого фланга, Влахович начинает либо подбирать ногу, до последнего стремясь избежать удара правой, либо и вовсе останавливает мяч и перекладывает его под рабочую.

Стоит отметить и самовосприятие игрока: уже на юношеском уровне Влахович ведёт себя, как самый важный футболист команды, не изменилось это и при переходе в «Партизан». Форвард нередко старается ударить из-за пределов штрафной из зоны 14, целясь в левый от себя верхний угол ворот, и ярко празднует голы, копируя Криштиану Роналду. В дриблинге, впрочем, это не так заметно, ведь игрок больше использует ложные замахи и крокету (перенос мяча с ноги на ногу).

«Фиорентина»: молодёжная команда

После «Партизана» Влахович оказывается в молодёжной команде «Фиорентины». Во Флоренции нападающий начинает чаще играть на линии с центральными защитниками соперника, единолично возглавляя нападение и становясь адресатом прострелов и навесов. Помимо перемещений внутри чужой штрафной с целью забить мяч Влахович по-прежнему смещается на фланг (преимущественно направо, чтобы потом сместиться в центр под удобную левую ногу).

Борется за ничейные мячи после вертикальных выносов и неаккуратных пасов вразрез:

Взгляд направлен вверх, но прыгать девятый номер не собирается

При этом обращает на себя внимания манера ведения единоборств за верховые мячи: Влахович не стремится воспользоваться преимуществом в росте и не прыгает, больше рассчитывая на борьбу за пространство внизу. Игрок пользуется своим умением поставить спину и уйти в сторону на силовом дриблинге, стремясь либо перевести мяч на левый фланг, либо подготовить позицию для удара под левую ногу.

Что касается работы в обороне, то здесь нападающий достаточно инертен. Влаховичу не свойственна монотонная беговая работа при игре без мяча – форвард скорее нацелен на одиночные рывки для создания давления на защитника и при неудачном исходе стремится занять более удобную позицию для выхода на свободное пространство при обратном переходе владения:

Влахович упёрся в защитника, потерял мяч и отвернулся от эпизода
Тем не менее, полузащита вернула мяч обратно, и серб быстро сориентировался, побежав открываться за спину центральным защитникам

К сожалению, по-прежнему актуальны проблемы с использованием правой ноги: при завершении Влахович использует только левую:

Прострел идёт слева, однако форвард не собирается замыкать его правой
Вместо этого Влахович останавливает мяч, перекладывает его под левую и наносит удар сильной ногой

2. Удары и движение без мяча в атаке

Влахович – левша, и большинство своих ударов (93 из 161, 57,7%) он наносит левой ногой.

Статистика от Understat

У игрока нет проблем с техникой удара левой ногой, он может пробить сильно и точно с любой дистанции, если его прямой оппонент в эпизоде даст ему достаточно времени подготовить удар с удобной позиции. Примеров предостаточно:

Гостевой матч против «Беневенто» в сезоне 2020/21. Одна из любимых зон Влаховича для удара из-за пределов штрафной ещё со времён игр за юношеские команды. Мяч попадёт точно в левый для игрока дальний угол

Гостевой матч против «Наполи» в сезоне 2019/20. Также любимая зона Влаховича для удара левой ногой с подкруткой. Мяч снова попадёт точно в левый для игрока дальний угол. Любопытно, что ровно с той же точки серб забивал «Наполи» за молодёжную команду.

Отдельно стоит упомянуть про пенальти: Влахович уверенно реализует удары с точки, при этом футболист не имеет читаемого паттерна исполнения. В течение своей карьеры серб бил в разные углы на разной, неудобной для вратаря, высоте. Кроме того, игрок не боится пробовать сложные технические элементы – например, паненку (игра с «Ювентусом» в этом сезоне, например, или игра с «Торино» на молодёжном уровне).

В сезоне 2019/20 Влахович достаточно много бил издали: 26,1% ударов (17 из 65) из-за пределов штрафной. Нападающему в том сезоне давали бить в том числе ударные штрафные (6 раз), однако за весь период в «Фиорентине» у форварда лишь один гол из-за пределов штрафной (за 31 удар) – как раз в ворота «Беневенто».

Проблема Влаховича в сезоне 2019/20 во многом была связана с чрезмерным желанием игрока проявить себя, которое выливалось в достаточно большое количество попыток ударить под сопротивлением из не самых выгодных позиций и большое количество попыток ударить в целом (3,84 удара в пересчёте на 90 минут). Для сравнения: главный конкурент серба в том сезоне за место в стартовом составе команды, Патрик Кутроне, наносил 2,36 удара за 90 минут. Итальянец в сезоне 2019/20 реже бил и из-за пределов штрафной (12,5%).

Трудно переоценить важность работы с Пранделли для Влаховича как в целом с точки зрения развития, так и с точки зрения нанесения ударов в частности. Дадим слово форварду:

«Поворотным моментом в моей карьере было появление Чезаре Пранделли в качестве тренера. Я тогда был в сборной, и мои друзья присылали мне его заявления, в которых он очень хорошо отзывался обо мне… Когда я вернулся, мы сразу же сели, поговорили, и он объяснил, чего он хочет и что запланировал для меня. Он сказал мне не волноваться, чтобы я почувствовал облегчение… Он оказал мне безграничное доверие, и я буду благодарен ему до конца своей жизни.

У меня есть привычка оставаться дополнительно поработать после каждой тренировки, и Пранделли занимался со мной индивидуально. Он объяснил мне некоторые движения, как бить, в какой момент… Пранделли знает, как подойти и пообщаться с игроком».

Можно было бы сказать, что это просто благодарность игрока тренеру за предоставление стабильного игрового времени, однако Влахович действительно стал бить из более выгодных позиций и лучше выбирать момент для нанесения удара:

Карта ударов Влаховича в сезонах 2019/20 и 2020/21: чем больше размер точки, тем больше xG удара. Зелёным отмечены голевые удары, красным – удары мимо ворот, жёлтым – попадание в каркас, синим – пойманные/отбитые вратарём удары, фиолетовым – заблокированные.

Карта ударов демонстрирует изменения явным образом: больше ударов из вратарской, меньше – из-за пределов штрафной (14,5% против 26,1% ранее), больше ударов из штрафной ближе к центральной оси и меньше заблокированных ударов.

Меньше стало ударов и в целом (2,62 против 3,84 на 90 минут); средняя дистанция удара также стала меньше (14 метров против 15,3). Зато больше стало среднее качество удара по non-penalty xG: с 0,11 оно выросло до 0,16.

Что касается движения без мяча и игровой интуиции, то благодаря Пранделли Влахович действительно стал лучше представлять, где окажется мяч по итогам эпизода, и стал более классно отклеиваться от опекуна при прострелах.

Гол «Сампдории»: Влахович просчитал траекторию отскока и в итоге оказался первым на мяче при добивании.

Глик из «Беневенто» опекает Влаховича, однако защитник оказывается вынужден отреагировать на врывание Рибери (красная стрелка). Форвард понимает это и останавливается, оставаясь неприкрытым
Влахович абсолютно один, Глик сместился к Рибери и оказался отыгран при простреле

Аналогичный эпизод из матча с «Аталантой»:

Влахович показывает, что будет врываться в штрафную под кросс, но замечает, что слева в штрафную также врывается партнёр (Кастровилли)
Партнёр Влаховича продолжает движение (стрелка), Влахович же останавливается и даёт опекуну сместиться в сторону
Влахович остаётся один и имеет предостаточно времени для подготовки удара. Гол

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Влахович действительно на высоком уровне владеет своей левой ногой и сильно прибавил в движении без мяча, концентрации и решениях на мяче, но как обстоят дела с правой ногой и головой? Здесь пока что без перемен: удары нерабочей ногой по-прежнему вызывают дискомфорт у игрока.

Ввиду ошибки игроков «Наполи» Рибери завладел мячом и отдал Влаховичу передачу под удар правой ногой
Влахович потерял время на обработку мяча и решил-таки бить правой, но Кулибали успел сблизиться с форвардом и накрыть удар

Аналогичный эпизод из матча с «Интером»:

Рибери выкатывает мяч Влаховичу под удар
Влахович тратит время на обработку мяча и всё-таки решает бить правой
Форвард опускает голову и бьёт мимо

С ударами головой тоже есть проблемы: во многом невыдающаяся реализация моментов связана с особенностями ведения Влаховичем верховых единоборств. Форвард не так хорошо контролирует своё тело в прыжке и очень долго подстраивается под мяч, в результате чего удар зачастую выходит слабым.

Влахович пробивает головой, но мяч летит крайне слабо и по центру.
Вратарь даже успевает попытаться выбить мяч из ворот, но тот уже пересёк линию.

Доходит до того, что Влахович предпочитает наносить удар чем угодно, но не головой, даже если мяч летит выше груди.

Мяч летит высоко, но Влахович всё равно подстраивается под него так, чтобы нанести удар ногой
Тот же пример ближе

3. Игра головой, единоборства и прессинг

Учитывая рассмотренный контекст, кажется удивительным, что с течением времени сразу два тренера – и Пранделли, и Якини, – стали использовать Влаховича в качестве главного адресата длинных пасов от вратаря при ударах от ворот.

Количество верховых единоборств Влаховича в среднем на 90 минут (круги) в разбивке по месяцам/периодам из нескольких месяцев и количество игрового времени в эти периоды (столбцы)

График говорит о том, что по ходу карьеры чем больше времени в старте проводил Влахович, тем чаще он начинал вступать в верховые единоборства. Спад в январе-феврале 2021 года не должен смущать – он связан с попытками Пранделли разыгрывать мяч от ворот более коротко, от которых в итоге тренер отказался.

При этом форвард имеет достаточно высокий процент побед в единоборствах на втором этаже: согласно данным fbref, Влахович в сезоне 2020/21 выигрывал 43,2% таких дуэлей. Успешнее, чем 69% форвардов в топ-5 лигах за последние 365 дней.

Данные от fbref.com

Тем не менее, так было не всегда: Влахович прибавлял в верховых единоборствах в течение всего периода игры за «Фиорентину», а сезон 2019/20 и вовсе начал с нуля выигранных единоборств из четырёх в домашнем матче против «Наполи».

Верховые единоборства Влаховича: процент побед в разбивке по месяцам/группам месяцев (слева) и процент побед в разбивке по годам справа. Числа на вершине столбцов означают количество сыгранных за период времени минут.

Основной тезис этого раздела текста – Влахович хорош в единоборствах, однако это не связано напрямую с игрой головой. Большинство побед даже в воздушных единоборствах связаны с умением серба ставить корпус и выигрывать для себя пространство для приёма мяча грудью или ногами. Главной проблемой в начале карьеры форварда в «Фиорентине» было именно неумение рассчитать траекторию длинной передачи, идущей на него, в результате чего мяч нередко перелетал Влаховича, а сам игрок либо опаздывал с прыжком, либо и вовсе не пытался выпрыгнуть.

Влахович не проигрывает позицию, однако не успеет выпрыгнуть и подстроиться под мяч, чтобы сбросить его партнёру. Повезло, что сзади был одноклубник, а не игрок соперника.
Влахович не смог отыграть позицию и не успел по-нормальному выпрыгнуть. Мяч перелетает форварда и оказывается у защитника.

В прессинге Влахович не объёмен: с молодёжного уровня этот аспект не претерпел больших изменений. Можно возразить, что серб играет за «Фиорентину», которую на дистанции сезона 2020/21 нельзя назвать прессингующей командой. Однако в команде игрок является частью первой – наиболее активной – линии прессинга, а его основные партнёры по этой линии – Франк Рибери и Гаэтано Кастровилли – показали достаточно большой объём прессинг-действий (86-ой и 69-ый перцентиль по своим категориям среди игроков топ-5 чемпионатов соответственно).

Прессинг-действия Влаховича по сравнению с форвардами топ-5 чемпионатов.

4. Действия в подыгрыше

Влаховича нельзя назвать оттянутым форвардом в полном смысле этого термина, однако за прошедший год нападающий стал больше опускаться ниже в пространство между линиями соперника, выступая в качестве главного адресата передач вперёд для партнёров. Обычно после этого серб либо возвращает мяч ближайшему полузащитнику, либо и вовсе переводит его на фланг (чаще – на левый) и возвращается на острие.

Тепловая карта перемещений Влаховича в сезоне 2019/20.
Тепловая карта перемещений Влаховича в сезоне 2020/21.

Врождённая способность сканировать поле на предмет возможных передач с продвижением помогает форварду не только поддерживать полузащитников, но и развивать атаки самостоятельно. Тем не менее, как отмечалось ранее в главе про первые шаги карьеры, не всегда у Влаховича хватает техники для исполнения сложной передачи.

Влахович опускается ниже, чтобы забрать вынос мяча и развернуться к центру поля в поисках партнёров.
Форвард уходит от своего оппонента по эпизоду в центр, видит уходящего в свободный фланг партнёра и пытается быстро доставить до него мяч.
Передача оказывается перехвачена соперником.

Важно, что Влахович чувствует партнёров и понимает их стиль игры и паттерны открываний.

Рибери (движение обозначено стрелкой) открывается за спину вышедшему на Влаховича защитнику.
Форвард знает про расположение партнёра и прокидывает мяч пяткой вертикально в необходимую зону.

Перевести мяч с правого фланга на левый при отсутствии чрезмерного давления со стороны защитника Влахович вполне способен. Этот приём игрок использует как при игре за клуб, так и за сборную.

Важным оружием с точки зрения действий в подыгрыше становится физическая сила Влаховича, его умение ставить корпус и резко разворачиваться в сторону после приёма мяча.

Партнёр отдаёт Влаховичу передачу под левую ногу, форвард ставит корпус оппоненту, выключая его из эпизода.
Сохранив равновесие, серб разворачивается в сторону и уходит на ведении от оппонента.

Аналогичный эпизод из матча с «Удинезе»: Влаховича очень трудно сдвинуть с места, форвард уверенно пользуется габаритами при игре в корпус.

Благодаря способности плотно контролировать мяч Влахович разворачивается на 180 градусов после выигранного единоборства и ломает линию соперника.

«Фиорентина» пользовалась способностью серба придержать мяч и при вбросе мяча из боковой.

Заключение

Душан Влахович – это форвард с достаточно уникальным для футбола набором качеств: поставленный удар с левой ноги, прекрасное понимание игры без мяча, видение поля, скорость, сила, техника, уверенность в себе и желание постоянно развиваться и совершенствоваться.

Тем не менее, на сегодняшний день у Влаховича есть целый ряд недостатков, который не позволяет ему всерьёз рассчитывать на переход в топ-клуб: одноногость, слабая игра головой в завершении и необъёмность в прессинге. Нельзя однозначно сказать, сможет ли серб исправить все свои недостатки или развить свои сильные стороны до такого уровня, который позволил бы закрыть глаза на минусы и заставил большие клубы выложить за футболиста требуемую руководством «Фиорентины» сумму.

Спасибо большое, что дочитали до конца! Если вам хочется узнать о команде больше, вы можете подписаться на мой блог здесь, чтобы не пропускать новые материалы. Также меня можно читать в Telegram (t.me/acf_fiorentina_rus).