14 мин.

Happy birthday, Майкл Чанг!

 

 Майкл Чанг остался в теннисной истории, как игрок, обладающий наибольшим числом рекордов с приставкой «самый юный…». Небывалая по своей успешности юношеская карьера теннисиста уже в раннем возрасте привлекла к нему внимание экспертов. Свою первую победу в состязаниях национального уровня Майкл одержал в 12 лет. А в 13, он выиграл турнир «Фиеста Боул» – для 16-летних игроков. Два года спустя, в 15 лет, Чанг выигрывает чемпионат страны среди юниоров (до 18-ти) и аналогичный по статусу турнир на хардовых кортах. Получив в награду приглашение от организаторов (wild card) на «Ю-Эс Оупен» 1987 года, Майкл Чанг стал самым юным игроком (у мужчин), сумевшим одержать победу в одиночном поединке основной «сетки» соревнований. В первом раунде он переиграл австралийца Макнами (6-3, 6-7, 6-4, 6-4), а во втором, дал бой сопернику посерьёзнее – игроку из Топ-100 – нигерийцу Одизору: 1-6, 2-6, 7-6, 6-3, 4-6. Месяц спустя, в Скоттсдэйле, Майкл станет самым юным теннисистом, достигшем полуфинала на турнире АТП. В том же 1987-ом, Чанг одержал и первую турнирную победу во «взрослом» теннисе, первенствовав на «челленджере» в Лас-Вегасе.

 А следующий, 1988 год, принёс юному вундеркинду всеобщее признание: начав профессиональную карьеру в середине второй сотни рейтинга, он завершает сезон в Топ-30, за что и был отмечен на финише, как «Новичок года в АТП» (на тот момент, звание ещё не имело официального статуса Награды АТП). Добыл Чанг и свой дебютный титул на состязаниях АТП-Тура – в Сан-Франциско (в возрасте 16 лет и 7 месяцев), не отдав соперникам ни единого сета. А самым заметным, в том сезоне, снова стало его выступление на Открытом чемпионате США. Где Майкл, выиграв два подряд тяжелейших пятисетовых матча (второй и третий круг), уступил в 1/8 финала своему соотечественнику Андре Агасси (четвёртой ракетке мира).

 1989-й стал годом прорыва Майкла Чанга в элиту мирового тенниса. Стартовав с 30-го места в рейтинге, он завершил сезон на пятой позиции, оказавшись самым молодым теннисистом, попадавшим в Топ-5. За что и был удостоен награды АТП в номинации «Прогресс года». Этому способствовала стабильная, без срывов, игра на протяжении десяти месяцев кряду. Приняв участие в 17-ти турнирах, Майкл только на одном из них (Скоттсдэйл) не смог дойти до 1/8 финала, уступив в поединке первого раунда Стефану Эдбергу.

 Со шведом, в 1989 году, они встречались ещё дважды и обе встречи завершились в пользу американца. Один из этих матчей состоялся в финале Открытого чемпионата Франции: счёт 6-1, 3-6, 4-6, 6-4, 6-2. Победив в Париже (в возрасте 17 лет и 3 месяца), Майкл Чанг «застолбил» за собой ещё один возрастной рекорд мужского тенниса – он до сих пор остаётся самым юным победителем турнира «Большого Шлема» в мужском одиночном разряде.

 На том «Ролан Гаррос», помимо финального матча, в упорной борьбе выигранного американским теннисистом, состоялся и ещё один драматичный поединок, несомненно, достойный отдельного упоминания. В четвёртом раунде Майкл Чанг впервые в своей карьере смог обыграть действующего лидера рейтинга АТП: на тот момент, первой ракеткой мира являлся Иван Лендл. Кроме того, что поединок был насыщен всевозможными перипетиями спортивного характера (уступив первые два сета, Чанг сумел победить 4-6, 4-6, 6-3, 6-3, 6-3), он имел ещё и совершенно очевидную политическую подоплёку. О которой достаточно подробно рассказывали, в том числе, и профильные СМИ.

 После яркого и наполненного эмоциональными «взлётами» сезона-1989, в 1990 году наступил, почти неизбежный в таких случаях, спад. Игра Майкла Чанга перестала быть неожиданностью для соперников, а победа над ним – теннисистом первой десятки – сама по себе являлась ценным трофеем. Поскольку, одной из особенностей рейтинга АТП тех лет было начисление, так называемых, бонусных очков – за матчевую победу над игроком, стоящим выше.

 Майкл Чанг стал часто проигрывать в первых же раундах соревнований, а в 1990-м, радость немногочисленных турнирных побед была связана, исключительно, с выступлениями на хардовых площадках Северной Америки. Он завоевал первый за карьеру чемпионский титул в серии «Мастерс», победив на канадском этапе (Торонто). И обыграв по ходу турнира, подряд, нескольких сильных соотечественников: Дэвида Уитона  – в 1/8 финала, Андре Агасси и Пита Сампраса, соответственно, в четвертьфинале и полуфинале. А в решающем поединке, где ему противостоял опытный Джэй Бергер. победа была добыта Чангом на тайбрейке третьего сета.

 По схожему сценарию развивался и финал следующего турнира – в Лос-Анджелесе, куда Чанг пробился неделей позже. Однако в тот раз переиграть Стефана Эдберга американцу не удалось: оба тайбрейка решающего матча остались за шведом. Успешная летняя серия на «родном» харде позволила Майклу отчасти компенсировать значительную потерю рейтинговых очков после неудачного старта в сезоне-90, и особенно, после «Ролан Гаррос» (когда он отступил с 14-го на 24-е место). Поэтому, к концу года, «провал» не выглядел уже таким катастрофическим: Чанг финишировал пятнадцатым.

 И, пожалуй, наиболее запоминающимся эпизодом 1990 года стало выступление теннисиста за национальную сборную. Дебютировав в предыдущем сезоне, поединком первого раунда против парагвайцев, Майкл на какое-то время прервал участие в Кубке Дэвиса. Возобновив его на полуфинальной стадии розыгрыша-1990, он оказался творцом успеха американской команды. Гостевой поединок с австрийцами складывался очень непросто: Чанг проиграл стартовую встречу Томасу Мустеру, и в следующий раз вышел на корт в пятом заключительном матче, который и стал решающим. Его Майкл Чанг в упорнейшей борьбе «вырвал» у Хорста Скоффа : 3-6, 6-7, 6-4, 6-4, 6-3, принеся сборной США победу 3-2 и первую с 1984 года путёвку в финал.

 Ну, а финальный матч Кубка Дэвиса-1990 оказался для американцев, игравших дома, лёгкой прогулкой. Выиграв первые же три поединка у австралийцев, команда Соединённых Штатов завоевала юбилейную – тридцатую – победу в крупнейшем ежегодном турнире, имеющем статус неофициального командного чемпионата мира. А Майкл Чанг, обыгравший в трёх сетах Даррена Кэхилла, пополнил свою коллекцию рекордов ещё одним. Как самый юный (18 лет и 9 месяцев) участник победного финального матча на Кубок Дэвиса.

 Следующий год – 1991-й – не был отмечен какими-либо значительными достижениями. Стабильно проходя, как минимум, два-три круга на почти всех состязаниях, Майкл, тем не менее, никак не мог достичь решающих стадий розыгрыша. В тот год, дорогу ему часто преграждали Стефан Эдберг и Борис Беккер, которые вели острое соперничество за верхнюю строчку рейтинга. Исключением стала концовка сезона, в которой Чанг сумел завоевать единственный титул (Бирмингем, Великобритания) и дойти до финала на «Кубке Большого шлема», где его остановил Дэвид Уитон.

 А в 1992 году, Майклу Чангу особенно удалась первая половина сезона. Начав с «поздравлений» новоявленному лидеру рейтинга АТП – Джиму Курье (Чанг выиграл у него (6-3 6-3) решающий поединок турнира в Сан-Франциско), Майкл продолжил повторением прошлогоднего достижения своего соотечественника. Он выиграл один за другим, оба весенних этапа серии «Мастерс» в США: Индиан-Уэллс и Майами. И, если в первом из них на пути к триумфу Чанг не встретил ни одного игрока из Топ-20, то во втором, ему пришлось снова столкнуться с Курье – опять выступавшим в качестве лидера «посева». В полуфинальном поединке Майкл Чанг, ещё раз, уверенно обыграл первую ракетку мира: 6-2, 6-4.

 Впрочем, блистательно игравший в тот год Джим Курье, вскоре, сумел взять реванш у Чанга. Переиграв того (7-5, 6-3) в финале гонконгского турнира. Также, нельзя не отметить и то, что подобный «дубль» (в один год, Индиан-Уэллс плюс Майами – крупнейшие турниры в серии «Мастерс») удавался впоследствии, лишь очень немногим теннисистам из тех, у кого в активе значится пребывание на первом месте рейтинга (Пит Сампрас, Андре Агасси, Марсело Риос и Роджер Федерер). В результатах других выступлений самым заметным стало повторение прошлогоднего успеха – выход в финал «Кубка Большого шлема». Однако и на сей раз выиграть турнир Майклу не удалось: он уступил в трёх партиях Михаэлю Штиху.

1993-1997

 1993-й стал годом обретения подлинной стабильности – той, что отличает игрока высокого класса. Если в предшествующий сезон большие усилия были затрачены на возвращение в Топ-10, то 1993 год, почти весь, был проведён в десятке лучших. За исключением короткой «травяной» части сезона в начале лета. И главное, Майкл Чанг стал больше выигрывать: впервые в своей карьере он одержал за год свыше трёх турнирных побед.

 Начав сезон-1993 с чемпионского титула в Джакарте , Чанг продолжил его полуфиналами на турнирах в Соединённых Штатах, и до старта грунтовой части сезона успел выиграть ещё соревнования в Осаке . На грунте самым примечательным стало участие Майкла в Командном Кубке мира, где сборная США (в составе: Пит Сампрас, Майкл Чанг, Патрик Макинрой и Ричи Ренеберг) сумела завоевать единственную в 90-х годах победу, переиграв в финальном матче хозяев площадки – немцев.

Летняя серия состязаний на американских хардовых кортах традиционно складывалась для Чанга успешно. В этот раз, ему досталась победа на этапе серии «Мастерс» вЦинциннати (решающий поединок Майкл выиграл у Стефана Эдберга), были, также, финалы в Лос-Анджелесе («Farmers Classic») и Нью-Йорке («Waldbaum's Hamlet Cup»). После «Ю-Эс Оупен», на котором он проиграл четвертьфинальный матч будущему чемпиону Питу Сампрасу, Чанг выиграл турнир в Куала-Лумпуре . А затем, продолжил осеннюю часть сезона победой в Пекине («China Open»).

1994 год оказался столь же успешным, как и предыдущий. Уверенно проведя его в Топ-10, Майкл Чанг выиграл шесть турниров. Причём, на трёх из них, защитив прошлогодние титулы: в Джкакрте, Пекине и Цинциннати. К ним добавились победные турниры в Филадельфии , Гонконге  и Атланте . А также, финалы в Сан-Хосе («SAP Open») и Токио («Rakuten Japan Open Tennis Championships»). Чанг был достаточно успешен и в личных встречах со своими конкурентами по первой десятке рейтинга, неизменно уступая только лидеру сезона – Питу Сампрасу.

Из других событий следует выделить участие Майкла (в качестве Посла доброй воли АТП) в благотворительных программах Ассоциации. При поддержке своего личного спонсора – фирмы «Reebok» – Чанг стал лицом широкомасштабной кампании по развитию и пропаганде тенниса в Азии. И уже вскоре его усилия на ниве благотворительной деятельности были отмечены на высоком уровне. В 1995 году Майкл Чанг, в числе пяти американских спортсменов, становится лауреатом национальной премии «Most Caring Athlete» крупнейшего в стране издания «USA Today».

На корте его, также, ожидал успех, по крайней мере, в сравнении с прошлыми сезонами был сделан шаг вперёд. Проведя почти весь год в Топ-5, Майкл Чанг финишировал на пятом месте и снова защитил чемпионские звания на трёх турнирах АТП. В Гонконге, Атланте и Пекине, где ему удалось первенствовать третий раз подряд. А за неделю до триумфа в китайской столице, теннисист добился первой, и единственной за карьеру, победы в столице Японии 

Однако самые сильные переживания в сезоне-1995 были связаны с турнирами «Большого шлема». Если в прошлом, у Майкла ежегодно был только один по-настоящему успешный ТБШ, который он завершал не ранее четвертьфинала, то в 1995-ом такого результата он смог достичь трижды. И, хотя ни в одном из трёх случаев ему так и не посчастливилось завоевать титул, многое объяснят имена игроков, побеждавших его.

Начав год с полуфинала на Открытом чемпионате Австралии, где он был остановлен лидером рейтинга АТП – Питом Сампрасом (7-6, 3-6, 4-6, 4-6), Майкл Чанг сумел (спустя шесть лет) ещё раз дойти до финала «Ролан Гаррос». Но в решающем матче, он ничего не мог поделать с практически непобедимым в тот год на грунте Томасом Мустером: 5-7, 2-6, 4-6. И наконец, в четвертьфинале Открытого первенства США дорогу ему перешёл старый знакомый – Джим Курье: 6-7, 6-7, 5-7.

Невозможно оставить без внимания и ещё одно важное достижение 1995 года, случившееся уже под занавес сезона. Традиционно проходящий на «быстрых» кортах итоговый турнир – в тот период, он носил название «Чемпионат мира АТП» – всегда был неудобен для Чанга: и в предыдущих розыгрышах, и в последующих, он не мог преодолеть групповую стадию состязания. Однако в 1995-ом всё сложилось иначе. Расправившись со своими «обидчиками» по ТБШ: Мустером и Курье – на групповом этапе, а Сампрасом – в полуфинале (6-4, 6-4), Майкл Чанг единственный раз за карьеру вышел в финал этого турнира. Но, увы, ничего не сумел противопоставить мощным атакам Бориса Беккера, и той бешеной поддержке, что оказывали немцу родные трибуны: 6-7, 0-6, 6-7.

С Беккером они вновь встретятся в финале – уже на старте следующего сезона – когда будут оспаривать чемпионский титул в Мельбурне. И снова победа достанется немецкому теннисисту: 6-2, 6-4, 2-6, 6-2. Затем, несколько подряд солидных и результативных выступлений на американских кортах увенчались триумфом в Индиан-Уэллс, на первом этапе серии «Мастерс» 1996 года. Однако основные, для Чанга, события развернутся летом. Беспрецедентная в его исполнении серия успешных турниров на родине, приведёт Майкла к наивысшей в карьере, второй строчке рейтинга АТП.

Вернувшись в Соединённые Штаты после провального Уимблдона (поражение в первом раунде), Чанг выигрывает два турнира кряду – в Лос-Анджелесе и Вашингтоне. А затем, доходит до финала на турнире «Мастерс» в Цинциннати, где уступает Андре Агасси. Но вскоре получает и шанс отыграться – в полуфинальном матче «Ю-Эс Оупен» Чанг взял убедительный реванш у соотечественника: 6-3, 6-2, 6-2. Однако финал вновь приносит разочарование: другой американец – Пит Сампрас, перечёркивает надежды Чанга на второй за карьеру титул в серии «Большого Шлема» (1-6, 4-6, 6-7). Единственный утешением стало второе место в табели о рангах, полученное по итогам турнира, которое Майкл смог сохранить за собой до конца сезона.

И продолжить борьбу за место среди лучших в следующем, 1997 году. Чему в немалой степени способствовало отсутствие поражений в финалах турниров АТП. В тот год Майкл Чанг и во всех добился победы. Первая из них датируется февралём: ведь, не сумев защитить рейтинговые очки за прошлогодний финал на «Австралиан Оупен» (в 1997-ом его, на полуфинальной стадии, остановил Карлос Мойя), американец был вынужден навёрстывать упущенное в состязаниях на родине. Что ему с блеском и удалось, Чанг выиграл подряд два турнира, сначала в Мемфисе («Regions Morgan Keegan Championships and The Cellular South Cup»), затем, в Индиан-Уэллс («Indian Wells Masters»). А после небольшого перерыва выдал ещё один «дубль»: Гонконг) и Орландо («U.S. Men's Clay Court Championships»).

После неудачных для него европейских ТБШ, надежды Майкла были связаны с летней серией турниров на американском харде. Который, в очередной раз, его не подвёл: по возвращении в Штаты, Чанг защитил чемпионское звание на соревнованиях в столице страны («Legg Mason Tennis Classic»). И продолжил результативные выступления полуфиналами «мастерсов» в Монреале и Цинциннати, а также, на «Ю-Эс Оупен».

Этот мощно проведённый им отрезок сезона способствовал приглашению теннисиста в национальную сборную, которой он помог пробиться в финал Кубка Дэвиса 1997 года, одержав две победы (над Патриком Рафтером и Марком Филиппуссисом) в сентябрьском полуфинале с австралийцами. Однако решающий поединок в гостях у шведов сборнаяСША откровенно провалила (0-5), и Майкл Чанг, в частности, проиграл обе личных встречи: Йонасу Бьоркману и Магнусу Ларссону.

1998-2003

С 1998 года профессиональная карьера теннисиста пошла на спад. Начав сезон на третьем месте рейтинга АТП, Майкл завершил его 29-м. И это был первый по-настоящему неудачный сезон, в спортивной биографии игрока экстра-класса: на крупнейших турнирах, он выбывал уже на стадии второго-третьего раунда. А заметного успеха получилось добиться, лишь на состязаниях низшей категории. Финалы в Мемфисе (Теннесси) и Орландо (Флорида), а затем, победы в Бостоне и Шанхае , позволили ему на какое-то время задержаться в Топ-30.

Однако в 1999 году отступление в рейтинге продолжилось. С возрастом и травмами утрачивая свой основной игровой козырь – скорость, Майкл Чанг не мог на равных конкурировать с более молодыми соперниками. Но даже в это время, мастерство и опыт позволяли ему, порой, обыгрывать представителей первой десятки. Так, в Цинциннати(«Cincinnati Masters»), Чанг переиграл в трёх сетах Алекса Корретху, а в Париже – экс-первую ракетку мира Марсело Риоса. Там же, во французской столице, он добился и последнего значительного результата в крупнейших состязаниях, дойдя до полуфинала на заключительном турнире «Мастерс» сезона-1999.

А 2000 годом датируются и последние успехи Майкла на турнирах АТП. Сначала он добрался до финала в новозеландском Окленде («Heineken Open»). А затем, стал победителем в Лос-Анджелесе – городе, наряду с Гонконгом, подарившем ему наибольшее число финалов за карьеру (5). После этого, Майкл Чанг только однажды сумел преодолеть барьер третьего круга на официальных соревнованиях АТП-Тура: в Вашингтоне («Legg Mason Tennis Classic»), летом 2001 года, он уступил в полуфинальном поединке восходящей звезде мирового тенниса – Энди Роддику (4-6, 3-6). На арену вышло новое поколение теннисистов, мощных и универсальных игроков, тягаться с которыми Чангу было уже не под силу.

Впрочем, и тогда, он оставался бойцом по характеру, ухитряясь преподносить сюрпризы самым сильным оппонентам: будучи уже игроком второй сотни рейтинга, летом 2002-го, Майкл обыграл третью ракетку мира Томми Хааса в стартовом поединке «Цинциннати Мастерс» (6-3, 6-2). В этот период – с 2002 года – он всё чаще начинает выступать в серии«Челленджер». Где, самым заметным его достижением (апрель 2002-го), становится победа на турнире в калифорнийском городке Калабасас. А попрощался с профессиональным теннисом, Майкл Чанг, на Открытом чемпионате США 26 августа 2003 года, матчем первого раунда против чилийца Фернандо Гонсалеса (3-6, 5-7, 7-5, 4-6).

Выступления среди ветеранов и деятельность вне корта

Ещё в 2001 году, будучи профессиональным игроком, Майкл Чанг стал представителем Комитета по избранию Пекина столицей Олимпиады-2008. А в 2002 году вышла в свет автобиографическая книга спортсмена «Удерживая подачу: настойчивость на корте и вне его» 

В 2006 году Майкл Чанг вернулся к официальным состязаниям высокого уровня, 10 марта он вышел на корт против Джима Курье в стартовом поединке турнира  во Флориде. Так начались его выступления в «Серии чемпионов тенниса»  где он занимает, на момент окончания состязаний-2010, десятое место (наивысшая позиция Чанга в этой серии: 6-я).

В июле 2008 года, память о его спортивных достижениях была увековечена в Международном зале теннисной славы. Тогда же, в 2008-ом, Майкл Чанг дебютировал в Туре Чемпионов АТП : матчем против другого ветерана-дебютанта – россиянина Евгения Кафельникова – на этапе в голландском Эйндховене.Наибольшим трофеем для американского теннисиста, в соревнованиях ветеранов АТП, стал приз финалиста парижского этапа. Где он, осенью 2009 года, уступил в решающем поединке шведу Томасу Энквисту.

18 октября 2008 года Майкл Чанг женился на американской теннисистке Амбер Лю.