Читатели блога 4


Глава третья - Что означает "Хороший тренер"?
Ребёнок не может понимать какой тренер хороший, а какой нет с точки зрения профессионализма - ребёнок может только полагаться на чувства.
С одной стороны мы были в восторге от нашего тренера, поскольку имели успех, почти всегда выигрывали и верили ему безоговорочно! Его советы были как приказы командира, хотя он никогда не отдавал их в приказном тоне, а именно советовал и советовался с нами, узнавал наши чувства и идеи, разрешал их опробовать и давал нам вволю импровизировать на тренировках. Никогда не сюсюкался с нами, а разговаривал всегда как со взрослыми и приучал к ответственности за слова и поступки с первого дня.
С другой стороны нам, как и всем мальчишкам наверное, хотелось сразу играть, но его требования к разминке были жесточайшими и сколько бы мы не ныли он был всегда непреклонен, за что я ему по гроб жизни обязан и благодарен за моё здоровье.
Разминка длилась у нас очень долго (как нам тогда казалось) и сачкануть на разминке было просто невозможно, поскольку у него было множество методик проверить нашу готовность к игре и он НИ РАЗУ не допустил НИ ОДНОГО из нас играть, если мы были не готовы!!! Что он только ни придумывал, чтобы разнообразить разминку: таких упражнений я нигде не видел больше за свою спортивную жизнь и это при почти полном отсутствии спортивного инвентаря.Только когда ты видишь других спортсменов, ещё совсем юных, но уже имеющих жуткие травмы и вынужденных оставить спорт по этой причине, начинаешь понимать как правильно он поступал и насколько сильно он любил детей и спорт, что выдерживал все наши недовольства, но был требователен и строг!
Он знал точно какую растяжку может каждый из нас делать и всегда требовал ещё на разминке выйти на этот уровень и не допускал к играм никого даже с лёгким растяжением - только полностью здоровым и с нужным настроением (настроение он мог создавать в течении пары минут, без чего настоящий тренер не может состояться)!
Мы не знали что такое крик, оскорбление или унижение - он всегда ровно и уважительно разговаривал с каждым, а о его переживаниях знали только ребята на скамейке запасных слыша хруст его пальцев, но его выдержке могли позавидовать даже индейцы!
Как он готовил нас реагировать на несправедливое судейское решение - это было искусство психологии:
Вначале он предупреждал, что следующие 15-20 минут он будет судить тренировочную игру с ошибками, а мы должны подходить к ближайшему игроку (как к капитану и коротко проинформировать, что было) и продолжать игру. Только после финального свистка на скамейке запасных мы имели право очень коротко и спокойно сообщать о неточностях в судействе. Это исключало полностью какую бы то ни было дискуссию на поле во время игры и не выбивало из ритма и настроения.Потом мы получали задание контролировать его действия как судьи и запоминать все судейские ошибки за весь матч и привыкли играть не реагируя на судей во время игр, хотя болельщики (в основном наши родители или братья) возмущались во всю. Многих судей наша реакция просто шокировала, но дисциплина во время игры у нас была не просто железная - из дамасской стали!!!
Но самое удивительное, что это всё было достигнуто без всякого давления, просто игрой контроля за судьями!
Позже я применял этот метод неоднократно в моей тренерской деятельности и даже для улучшения оценок моей дочери в гимназии. Это случай особенный и я о нём вкратце расскажу (может кому и пригодится):
Дело в том что в Германии нет оценки за поведение отдельно и к оценке за знания плюсуется оценка "за активность" на уроке, т. е. как часто ребёнок поднимает руку если учитель задаёт вопрос и все мои старания во всевозможных учреждениях министерства образования доказать, что знания нельзя путать с характером ребёнка (дочь у меня явно интервертивного слкада) не привели к успеху.
Позиция дочери в 5-ом классе: если у меня по писменным работам всегда "1" (это как у нас было 5 с плюсом) и когда меня вызывают на уроке тоже, то зачем мне руку поднимать? Пусть поднимают те, кому надо лучше оценку.
Тогда я предложил дочери игру "Контроль внимательности учителей", при котором она на черновике ставила вертикальную чёрточку в строке "количество заданных вопросов", поднимала руку и ставила чёрточку в строке "Количество поднятых рук" и, если её вызывали, то ещё и чёрточку в строке "Количество вызовов".
После этого я еженедельно обзванивал учителей и спрашивал об изменении в активности моей дочери.
Успех превзошёл все ожидания!!! Дочь окончила гимназию с баллом 1,2!!!
Теперь правда учится в Университете на психолога и утверждает, что я ею манипулировал (но я не в обиде=)=)=)))).
Куда сложнее ему приходилось с нашими родителями. Если у меня родители были без сложностей, то у некоторых ребят из команды случались настоящие ЧП (для Денни :чрезвычайные происшествия) будь то запреты на тренировки из-за плохой учёбы или ещё хуже если доходило до пьяных разборок с побоями дома. Но он всегда находил время (невозможно посчитать сколько он его в нас вложил) и имел терпение обьяснять родителям, что это важно для детей, посещал пьющих родителей и не допускал рукоприкладства (его авторитет был так высок, что даже самые буйные успокаивались)!
И всё это ради нас, маленьких шкодников (моя бабушка ворчала временами, что пацан, который не нашкодил на 5 рублей, не пацан и ....прощала нам многие шалости), непоседливых и любознательных, но благодаря ему уже имеющими собственное достоинство и умение отстаивать свою точку зрения!
Этот образ ТРЕНЕРА так и остался для меня примером настоящего тренера!
Остальные посты темой «Читатели блога» можете прочитать здесь:
Книга «Наша Маша» - Глава «Читатели блога»