О скромности
«Уимблдон» давно закончился, но одна связанная с ним тема по-прежнему будоражит умы пишущей братии. О золотых цифрах 1 и 5, а также о скромности и нескромности Роджера Федерера в очередном выпуске блога «С миру по Нитке».
Вообще-то мне казалось, что на эту тему все уже сказано. Да и число «15» на белой с золотом куртке гения меня нисколько не шокировало – по долгу рождения являясь болельщиком «Зенита» я видела, как после победы в чемпионате или Кубке УЕФА откуда ни возьмись возникают заранее заготовленные золотые футболки. Мне кажется, что они были заготовлены и у второй команды, просто не пригодились. Но когда я обнаружила, что журналисты продолжают об этом писать, а читатели задавать вопросы, то решила тоже поучаствовать.
Для начала статья Рика Рейли из Sports Illustrated, написанная два года назад. На нее просто ссылался один из авторов – с тем, чтобы показать, что было, и что с Федерером стало.
Итак, «Перестань быть пай-мальчиком».
«Роджер Федерер порядочен, скромен и добр, как Тетушка Пчелка. Он все время говорит: «Я всего лишь обычный парень». А его победные удары – это всего лишь удача.
Вы понимаете, что человек, про которого большинство экспертов говорят, что он лучший теннисист из всех, когда-либо живших, ест в обычных ресторанах и иногда ждет в очереди?
У него нет постоянного тренера. У него нет татуировок. Его свита – это просто издевка. Его публичный агент, менеджер по расписаниям, его спарринг-партнер и его девушка – это один человек. И это отнюдь не топ-модель! Это всего лишь обычная, милая швейцарская девушка по имени Мирка. У Дэрика Джеттера больше подружек, чем ремней.
Федерер летает обычными рейсами, не на собственном самолете. Это человек, который больше доминирует в своем виде спорта, чем Тайгер Вудс, на протяжении 3 последних лет. При этом у Тайгера уже есть 155-футовая яхта, а у Роджера нет даже собственной лодки.
Федерер заработал примерно 28 миллионов долларов в прошлом году, но у него нет даже собственного дома, только две квартиры, как он говорит. На прошлой неделе он выиграл 4 крупных награды ATP – Игрок года, Humanitarian of the Year, Приз зрительских симпатий и Sportsmanship Award for 2006, но у него нет специальной комнаты для трофеев. Награды просто стоят на столе в его столовой.
В 25 Федерер выиграл 10 турниров «Большого шлема», но он до сих пор останавливается в тех же отелях, что и новички тура. Роджер – ты великий! Арендуй особняк! Ты знаешь, что когда Тайгер Вудс играл турнир в Таксоне в феврале, он не только арендовал отдельный дом, но и перевез туда свою мебель, чтобы ему было удобнее? Проснись и почувствуй свою значимость!
«Я не хочу выделяться, – говорит Федерер, – Мне не нужно быть очень значимым. Это помогает мне чувствовать себя нормально, когда я ложусь спать».
Arrrggh!
Представьте, вы можете отправить просьбу об автографе по почте в дом его родителей – он указан на сайте Роджера – и через месяц вы получите обратно фотографию, подписанную рукой Федерера. «Если бы я был ребенком, – говорит он, – Мне бы не хотелось ждать по два года автограф от моего кумира, а вам?» Черт побери, сынок, хотя бы поставь машину для автографов, как все остальные!
Чтобы показать вам, какой он простак, я расскажу, что он сам прибирает вокруг своей скамейки после тренировки. «Не так много людей в туре делают это, – говорит лучший друг Федерера Ив Аллегро, – Большинство этого не делает».
Вот еще одна вещь – этот друг Аллегро. Федерер играет с ним в паре несколько раз в году, только чтобы он мог заработать. В наше время средняя теннисная звезда скорее запишется в клуб защитников лосей, чем будет играть пару. Но не Федерер. Даже если парный матч следует сразу за одиночным – он играет. Это все равно, что Вудс, который сыграл бы на женском турнире в Шебогане после победы на «Мастерсе». «Как я могу отблагодарить его? – говорит Аллегро, – Он даже не позволяет мне заплатить за обед».
Ты должен быть тем, кто ты есть, Родж. Ты – небожитель. Начни вести себя соответствующе. «Я все время говорю ему, – рассказывает его агент Тони Годсик, – ты – слишком милый».
Слишком милый. Пример №1: Федерера иногда организует пицца-вечеринки для болбоев на турнирах, потому что он сам тоже когда-то был им. И он на них присутствует!
Пример №2: Однажды он был в Лос-Анджелесе. Он позвонил Питу Сампрасу и спросил его, не хочет ли тот с ним потренироваться. Нет-нет, Роджер! Это он позвонил тебе! И неделю ждал, пока ты перезвонишь!
Пример №3: Я послал письмо на e-mail Годсика в понедельник в 8 утра с просьбой об интервью тет-а-тет. В четыре Федерер сидел напротив меня. 8 часов? Барри Бондс динамит репортеров 8 лет!
В комнате для интервью было 2 стула: один большой мягкий с подлокотниками и один обычный стул. Федерер застенчиво посмотрел на меня и спросил: «Вы не будете возражать, если я сяду на мягкий стул? Я очень устал после матча».
Э-эй! Роджер? Суперзвезды не должны спрашивать. Ты должен был сесть на большой стул, а на маленький – положить ноги.
После этого ты должен был изучить свои ногти, фыркнуть и произнести: «Давай быстрее. Меня ждет косметолог».
Ты ЗВЕЗДА Роджер! Ты должен быть неправильным!»
А теперь, собственно, откуда взялась ссылка на эту статью. Уже в этом году после «Уимблдона» Джона Вертхейма спросили: «Фед – велик. Мы согласны. Но постойте. Как мы должны относиться к его новой спортивной куртке с числом «15» после победы в матче, который он мог и не выиграть? Почему журналисты не обсудят с ним это?»
Вот ответ, который Вертхейм дал на этот вопрос в Sports Illustrated.
«Я поговорю с ним об этом. Любой, кто побьет рекорд всех времен по количеству выигранных турниров «Большого Шлема», победив в финале «Уимблдона» со счетом 16-14 в 5-м сете, имеет право на некоторое время безграничной народной любви. Но теперь, когда прошло какое-то время, я присоединяюсь к большинству тех, кто критикует Федерера за тот нелепый наряд.
Как мы уже говорили несколько недель назад, этот парень играет в несравненный теннис, но его аксессуары оставляют желать лучшего. Во-первых, мужской золотой кошелек, который прямо просит, чтобы над ним посмеялись. Далее, китель в стиле Сержанта Пеппера. Друзья спрашивали меня, не было ли это шуткой, и я грустно отвечал, что нет. Под кителем, разумеется, скрывались украшенные золотом футболка и шорты. В довесок – золотые кроссовки с инициалами Федерера. Спорту, который еще надо продвигать во множество стран мира, не поможет, что лучший игрок выглядит так, будто одевается у Бруно.
Камнем преткновения при этом стала надетая Федерером сразу после победы в воскресном финале куртка с числом «15», которой удалось быть одновременно нахальной, пафосной и крайне безвкусной. Что должен был подумать Роддик, увидев, что его считают настолько недостойным оппонентом, что праздничные одежды уже вышиты, подготовлены и принесены на корт? За этим последовал, по крайней мере, по американскому телевидению, соответствующий рекламный ролик от NetJets.
Помимо насмешек полиции моды, здесь, мне кажется, есть еще одна проблема. Кто именно создает имидж Федерера? Почему этот человек все еще не потерял работу? И почему Федерер позволяет Nike менять свой старый имидж, который, как и его старая одежда, не нуждался ни в каких изменениях? Раньше здесь был парень, которого совершенно справедливо восхваляли как народного чемпиона, несравненного игрока, но который, при этом, демонстрировал образец скромности и швейцарского стоицизма. Прочитайте сейчас колонку Рика Рэйли, в которой он призывал Федерера отказаться от простонародной скромности и окунуться в празднество роскоши, как Тайгер Вудс. Эта заметка была написана в 2007 году, сейчас она кажется сильно устаревшей.
Чьей идеей было превратить привлекательного парня в Короля Цацек? Действительно ли маркетинговые исследования Nike показали, что детей интересуют все эти элитные штучки? Или золотые мужские кошельки неожиданно возвращаются в моду? Это олицетворение выражения «лучшее враг хорошего». Надеюсь, это только определенный этап, и Федерер вернет в свои руки то, как он выглядит. Я получил тонны писем на эту тему и знаю, что я не одинок, когда говорю: «Роджер, мы бы лучше посмотрели на твои победы».
И, наконец, статья Гила Смита из Times, посвященная этой пресловутой куртке.
«Необъяснимые и нахальные циферки Роджера Федерера».
«Повернись», – попросила Сью Баркер, и Роджер Федерер любезно выполнил просьбу. И там, справа, внизу, на куртке недавно коронованного чемпиона Уимблдона, красовалось золотое число 15.
Итак, давайте мысленно восстановим события, предшествующие этому моменту. Прежде всего, давайте заметим, что мы не видели никого, кто украсил бы эту куртку сразу после матчбола Роджера. Мы наблюдали обычную процедуру занесения имени победителя на доску почета Всеанглийского клуба, но ни малейшего признака кого-то, поспешно вышивающего цифры на одежде Роджера
Поэтому мы должны сделать вывод, что этот наряд был припасен заранее, упакован в сумку Федерера перед матчем и принесен на корт в ожидании рекордной 15-й победы на турнире «Большого шлема», чтобы достать и надеть его в случае успеха в финальном матче.
А что было бы с курткой, если бы у Энди Роддика не случилось провала в 30 гейме 5 сета напряженной и нервной игры? Осталась бы она лежать на дне сумки до US Open? Или же мы стали бы свидетелями того, как Федерер лихорадочно соскребает надпись с куртки 20-пенсовой монетой перед вручением ему утешительного приза?
Пит Сампрас, тепло поздравляя человека, обошедшего его в рейтинге исторических чемпионов, сказал: «Он скромный парень, и мне это нравится». Впрочем, скромность ходит в разных обличьях, не правда ли? И, наверное, некоторые обличья скромности подразумевают золотые цифры на куртке.
Правда, на торжественной куртке Роджера эти цифры не располагались на груди, не были высотой 25 сантиметров и не сопровождались надписью «Ешьте мои шлемы». Но там все равно было число, к тому же, написанное золотом.
Так о какой же скромности может идти речь? Футболка, в которой Серена Уильямс явилась на пресс-конференцию после своей победы («Вы смотрите на мои титулы?») была, пожалуй, более скромной, по крайней мере, там не было золота. И уж, во всяком случае, это было более остроумно.
Вы, конечно, можете утверждать, что все эти детали одежды не имеют значения – для Федерера, возможно, действительно не имеют. Очень может быть, что одежда первой ракетки мир является предметом работы маркетинговых служб, которые он не имеет ни сил, ни желания контролировать.
Возможно, ему безразлично, и все, что он делает – он просто открывает упаковки от Nike и надевает содержимое на себя, как его проинструктировали.
Но для тех, кто считает себя преданными поклонниками Федерера, для тех, кто поддерживал его даже тогда, когда вокруг были люди, истерично болеющие за Роддика – для них это реальная проблема.
Перед нами находится величайший теннисист в истории и во многих отношениях воплощение спокойствия – человек, для которого традиционные для профессионального теннисиста вспышки гнева и порывы самобичевания являются недопустимыми. При всем при том, даже до появления на свет золотых цифр, мы регулярно наблюдали Федерера на корте с позолоченной сумкой для ракеток. Эта сумка выглядела так, что если бы он открыл ее и достал оттуда чихуахуа, никто бы не удивился.
На этом «Уимблдоне» он разминался в жилетке, как у Джеймса Ласта. Почему вокруг него не нашлось никого, кто сказал бы: «Родж, это не твое»?
В то воскресение стало ясно, что люди сердцами потянулись к Роддику не только потому, что он никогда не выигрывал «Уимблдон», но еще и потому, что он никогда не появлялся на корте в жилетке и пафосных штанах. Постоянно защищать Федерера от недоброжелателей на протяжении долгих лет было просто, но это становится все сложнее, потому что с каждой новой хитроумной курткой твердость убеждений слабеет. Я не хочу наводить панику, но часть поклонников Федерера отворачиваются от него с каждым новым золотым аксессуаром на его одежде.
Когда Федерер вернется на защиту своего титула в 2010 году, мы бы хотели видеть на нем простую спортивную куртку. Возможно, белую. Только не золотую. Никаких особых деталей. Никакой подчеркнутой талии. Никаких карманов в военном стиле и погон. Обычная молния. И никаких золотых чисел.
И, конечно же, никаких жилеток под курткой. А если бы он принес ракетки в каком-нибудь заурядном рюкзаке, а не в вечерней сумочке Колин Руни – было бы вообще замечательно.
Но знаете что? У меня есть такое ужасающее чувство, что через год он появится, одетым в стиле морского скаута, везущим за собой свои вещи в чемоданчике с колесиками, как стюардесса. И он – величайший теннисист в истории. Кто-то должен с ним поговорить».
Ну что тут скажешь? Вот Вертхейм уже обещал поговорить с Федерером.А тем временем, чтобы утешить саму себя и всех болельщиков Федерера, предлагаю посмотреть вот это видео. Ну разве он похож на напыщенного сноба?
Вот-вот. То-то и обидно, ведь это значит, что в жизни он вроде тряпки и все им вертят. Извини, Родж..Надеюсь, не права.