4 мин.

Стеклянный потолок

Сезон для Николая начинался ужасно – из-за травмы он не смог сыграть на Открытом чемпионате Австралии и вынужден был отказаться от защиты титула в Майами. Такого удара рейтинг не вынес – в апреле впервые за последние 4 сезона Давыденко вылетел из первой десятки.

Правда, сумел вернуться уже через 3 месяца – после того, как защитил титул в Умаге, благо возвращение подгадалось под любимый Николаем грунтовый сезон. Но вообще-то, результаты Николая, начиная с весны в Монте-Карло и заканчивая глубокой осенью в Куала-Лумпуре никак не назовешь вдохновляющими. Один четвертьфинал на «Ролан Гаррос», где, будем откровенны, победитель Надаля и будущий финалист Содерлинг сделал из Николая отбивную; на «Уимблдоне» – проигрыш в одну калитку в третьем круге Бердыху, а в Нью-Йорке – проигрыш 1-2 по сетам, и в конце концов снятие в 4-м круге против того же Содерлинга.

В общем, как говорится, ничто не предвещало той феерии, которую сумел выдать Николай в самом конце сезона, начиная с Куала-Лумпура. Конечно, осень всегда была для него временем относительно удачным – два титула в Москве, один в Париже. Да, конечно, большую роль в успехе Николая сыграло то, что пропустив всю первую треть сезона (до грунта), он вышел на финиш относительно свежим. Но обстоятельства побед забываются быстро, а вот сами победы остаются.

А победы в конце этого сезона у Давыденко были просто высококлассные. Титул в Куала-Лумпуре, потом победа на турнире «Мастерс» в Шанхае (с обыгранными по дороге Джоковичем и Надалем) и, наконец, самый крупный пока успех в карьере Николая – итоговый чемпионат АТР, с победами над Содерлингом, Надалем, Федерером и Дель Потро. Причем Давыденко показал при этом высочайший для себя уровень игры и сильно улучшенную первую подачу.

Показателем, конечно, стал полуфинальный матч с Федерером – первая победа Давыденко над швейцарцем в 13-ти попытках. Николай наконец-то смог преодолеть психологический барьер, который мешал ему в матчах с Роджером показывать свой наилучший теннис в решающие моменты. А моментов было много. Вообще-то, счет личных встреч 12-0 в пользу Федерера, установленный до этого матча, был одним из самых несправедливых в современном мужском теннисе. Не один раз было, что Федерер играл в матче хуже Давыденко и даже откровенно плохо (например, на «Ролан Гаррос» в 2006 году), но выигрывал благодаря психологическому превосходству над соперником. Ну а 12-1 это все таки не 13-0. Пусть даже Николай и не выиграет у Роджера больше ни матча (а вполне может быть, что и не выиграет, даже помимо психологии, швейцарец для него – соперник крайне неудобный), он все-таки сумел доказать, что способен обыграть лучшего теннисиста в истории, причем не где-нибудь, а в полуфинале престижнейшего турнира. И уровень тенниса в том матче был действительно высок (в последних двух сетах), но для разнообразия, самые важные очки выиграл на этот раз Давыденко. После этого в финале Дель Потро уже не представлял проблемы.

Так и получилось, что пропустив почти четыре месяца из-за травмы, Давыденко все-таки (в 28 лет!) сумел провести свой лучший в карьере сезон, выиграть пять титулов, среди них один «Мастерс» и итоговый турнир. Правда, несмотря на безумное количество очков, разыгрывавшееся в Лондоне, в рейтинге Николай смог подняться только на одну строчку, потому что защищал прошлогодний финал.

После победы в Лондоне у Николая спросили, когда же он покажет такой же уровень игры на турнире «Большого шлема», на что Николай пошутил, что если бы турниры «Большого шлема» игрались бы из трех сетов, то он успел бы уже выиграть парочку. В каждой шутке есть доля шутки – вряд ли стоит ожидать от Давыденко в будущем сезоне успехов на крупнейших турнирах, которые превосходили бы уже им показанные (а ведь он был в полуфиналах всех турниров «Большого шлема», кроме «Уимблдона»). Пятисетовый формат все-таки очень специфическая штука, чтобы выиграть семь таких матчей одного уровня игры недостаточно. Даже в победном Лондоне Давыденко по-настоящему мог играть в максимальном темпе и не ошибаться только около часа. Потом уровень игры резко падал, и восстановить его удавалось, как например, в матче с Федерером, только к концу второго часа игры. Или не удавалось вообще, как в матче с Джоковичем.

Конечно, если тот уровень первой подачи (по силе и точности), который Николай продемонстрировал на арене О2, сохранится и впредь, то экономить силы в матчах ему будет несколько легче – не нужно будет на своей подаче каждое очко добывать в розыгрыше. Но все-таки игра Давыденко хрупка, в ней очень многое может пойти наперекосяк – прежде всего из-за плохой работы ног. И несмотря на завидную стабильность своего положения в рейтинге (пять лет в десятке!), стабильностью от матча к матчу Николай похвастаться не может, именно по этой причине. Он часто проигрывает тем, кому проигрывать, по идее, не должен. Да и 28 лет – это все-таки слишком поздно для качественного рывка.

Так что в новом сезоне у Николая, несомненно, будут успехи, независимо от того, сумеет или нет он повторить потрясающие результаты, показанные под конец 2009 года. При отсутствии серьезных травм, в первые три-четыре месяца очки можно будет набирать, сколько влезет. Будут красивые матчи и выигранные титулы. Но вот шансов на то, чтобы пробить «стеклянный потолок» в виде турнира «Большого шлема», у него, думается, по-прежнему минимум.