Утешительный турнир на «Шлеме» проводится не впервые. Он существовал на «Уимблдоне», и трижды титул брали игроки из СССР
А в 1974-м советские теннисисты взяли и мужской, и женский трофеи.
В субботу в Мельбурне стартовал Phillip Island Trophy – турнир WTA 250 для теннисисток, проигравших в первых трех кругах Australian Open. Сетку возглавили (пока) действующая чемпионка София Кенин и девятая ракетка мира Бьянка Андрееску. Также участие принимает целый ряд представительниц России – Анастасия Павлюченкова, Дарья Касаткина, Анастасия Потапова, Анна Блинкова, Варвара Грачева и Камилла Рахимова (Людмила Самсонова уже потерпела поражение в стартовом матче).
В наше время утешительный турнир на «Шлеме» – уникальный случай, и проводится он, пожалуй, с двумя основными целями:
Позволить рано вылетевшим, но проведшим в Австралии почти месяц игрокам заработать дополнительные очки и призовые, что сделает их поездку и заточение в карантине не такими уж бессмысленными.
Сделать так, чтобы участницы предстоящего турнира WTA 500 в Аделаиде (а он состоится на неделе после Australian Open) имели соревновательную практику перед его началом.
Причем для мужчин аналогичный турнир разыгран не будет. Возможно, это связано с тем, что для них, в отличие от женщин, сезон после Мельбурна продолжится не в Аделаиде (то есть в той же Австралии), а уже в Европе, возможно – с тем, что многие из тех, кто вылетел в первых кругах Australian Open, ранее выступали на ATP Cup, призовой фонд которого составил 4,5 миллиона долларов. У женщин подобных по масштабу соревнований не было, и финансовая компенсация им требуется больше, чем мужчинам.
Однако теннисная история помнит примеры проведения утешительных турниров как среди женщин, так и среди мужчин, и главным из них является All-England Plate (или Wimbledon Plate) – Всеанглийский Кубок, проходивший в двух разрядах на кортах «Уимблдона».
Впервые турнир был организован еще в 1896 году – во время 20-го розыгрыша «Уимблдона» – среди мужчин, вылетевших в первом и втором кругах одиночных соревнований. Таких оказалось 23 человека, из которых девять начали со второго круга (правда, еще двое прошли туда без борьбы, так как их оппоненты снялись). В отличие от основного турнира, все матчи игрались в трехсетовом формате, но раундов также было пять (первый и второй, четвертьфинал, полуфинал и финал). В дальнейшем из-за расширения сетки на «Уимблдоне» постепенно выросло как число раундов, так и число участников Всеанглийского Кубка: например, в 1905 году их было шесть и 39, а в 1919-м – семь и 96 соответственно.
В первом финале встретились будущие чемпионы травяного «Шлема» Артур Гор (трехкратный) и Лоуренс Доэрти (пятикратный). Гор победил в трех партиях и получил символический приз в пять фунтов стерлингов, тогда как его соперник заработал три фунта. Семь лет спустя Гор взял титул снова – уже в ранге экс-чемпиона «Уимблдона» – победив в финале первого иностранца, дошедшего до этой стадии, – Кларенса Хобарта из США.
Артур Гор
В 1897 и 1901 годах решающие матчи проводились в пятисетовом формате, но эта идея не прижилась, и впоследствии подобные случаи не повторялись.
С 1907 года география победителей стала расширяться. Только до Открытой эры (она началась в 1968-м), выигрывали представители Бельгии, Канады, Венгрии, Дании, ЮАР, Австрии, Чехословакии, Японии, Чили, Новой Зеландии, Индии и даже Филиппин, не говоря уже об игроках из США, Германии, Франции и Австралии. Среди звезд тенниса титул брали, например, 11-кратный чемпион «Шлемов» Энтони Уайлдинг, лучший теннисист мира конца 1920-х годов Анри Коше и легендарный австралиец Нил Фрейзер.
Женские соревнования появились далеко не сразу. Их ввели в 1933 году, и лучшей из 45 теннисисток оказалась француженка Колетт Розамбер, не уступившая ни сета в шести встречах.
У женщин, как и у мужчин, побеждали теннисистки из самых различных стран – от Польши до Египта, от Аргентины до Австралии. Разнообразия в этом отношении было гораздо больше, чем на «Уимблдоне».
Любопытно, что призовые и для мужчин, и для женщин очень долгое время сохранялись на уровне дебютного турнира, то есть чемпион по-прежнему получал пять фунтов, а финалист – три. Лишь в середине 1950-х годов к этому добавили миниатюрные копии уимблдонских трофеев, а в 1965-м все-таки увеличили призовой фонд. Тем не менее в 1974-м обладатель титула зарабатывал всего 30 фунтов, а финалист – вдвое меньше.
Британка Сара Гомер с титулом 1987 года
Наконец, в 1975-м призовые были введены для всех участников Всеанглийского Кубка, которыми в тот год стали еще игроки, проигравшие в третьем круге, а также теннисисты, соревновавшиеся на «Уимблдоне» исключительно в парном разряде. Бразилец Томаз Кох, выигравший мужские соревнования, получил 500 фунтов, а австралийка Дайан Фромхольц, взявшая женский трофей – 350.
В 1981 году мужской турнир провели в последний раз, и чемпион Дэвид Картер заработал 1250 фунтов. Девушки боролись за утешительный приз до 1989 года, когда Венди Уайт из США, обыграв пятерых соперниц, увезла домой награду в размере почти 5 тысяч. При этом, пока мужской и женский турниры сосуществовали, призовые мужчин на каждой стадии превышали женские.
Как же выступали советские теннисисты? Они дебютировали в 1959 году, и Тоомас Лейус дошел до полуфинала в мужском розыгрыше, а Анна Дмитриева – до четвертьфинала в женском. В 1961-м и 1963-м Дмитриева уступала в решающем поединке, но в 1965-м все же стала первой чемпионкой Wimbledon Plate из СССР, разгромив хозяйку кортов Нелл Трумэн (6:2, 6:1). А настоящим бенефисом советских игроков стал турнир 1974 года, когда по титулу взяли Теймураз Какулия и Марина Крошина.
Марина Крошина на «Уимблдоне»-1973
Были в истории соревнований (только мужских) и такие случаи, когда финал не состоялся: в 1899 году на отказе соперника победил Уилберфорс Ивс, в 1963-м – Джин Скотт. А Киму Уорику в 1972 году и вовсе было не с кем играть: пройдя в финал, он узнал, что оба участника полуфинала в другой части сетки отказались продолжать турнир.
В Открытую эру женские соревнования успели выиграть такие именитые игроки, как Вирджиния Уэйд, Ивонн Гулагонг и Пэм Шрайвер. У мужчин самыми известными чемпионами были Уорик (будущий финалист Australian Open-1980), Дик Крили (финалист в Мельбурне в 1970 году) и Марти Риссен (девятикратный чемпион «Шлемов» в паре и миксте).
Марти Риссен
Однако даже несмотря на повышение призовых, теннисисты не считали Wimbledon Plate важным и престижным турниром. Возможно, как раз из-за этого снятия были нередкими случаями. Полуфиналистка-1970 Ольга Морозова позже вспоминала: «Ивонн Гулагонг выиграла «Уимблдон» в 1971-м, а всего за год до этого мы играли с ней в утешительном круге. В тот день я вышла на корт без сверхзадач, так как мне предстоял полуфинал микста, и Андреев (старший тренер сборной СССР в те годы – прим. автора) относился к «утешиловке» с плохо скрываемым раздражением».
Неудивительно, что в результате руководство «Уимблдона» приняло решение не тратить дополнительные средства на непопулярный турнир, и сейчас мы можем лишь вспоминать о нем как о необычном явлении мирового тенниса.
***
Также в этом блоге:
Сможете назвать всех чемпионов Australian Open среди мужчин в Открытой эре? Тест к старту турнира