Клейстерс 7 лет растила детей и разводила свиней, а теперь вернулась в тур. Пока все роскошно
Когда 14-летняя Ким Клейстерс стала профессиональной теннисисткой в августе 1997-го, четыре девушки из нынешней топ-10 еще не родились, а первой ракетке мира Эшли Барти было полтора года.
Когда на US Open-1999 бельгийка впервые заявила о себе, дойдя до четвертого круга (где проиграла ровеснице Серене Уильямс, которая в итоге выиграла титул), примерно половина актуальной топ-100 находилась еще в несознательном возрасте. А впервые в финал «Большого шлема» Ким вышла еще в 2001-м – за три года до рождения Коко Гауфф.
С тех пор Клейстерс провела выдающуюся карьеру.
• Выдала один из величайших сезонов в истории женского тенниса, когда в 2003-м дошла до финала на 15 турнирах из 21, выиграла 9 титулов и 90 матчей.
• По ходу того года она стала первой ракеткой мира – и в одиночке, и в паре. Это был первый случай, когда теннисистка без «Большого шлема» возглавила рейтинг. Кроме того, до Клейстерс первых ракеток было меньше (12), чем после нее (14).
• Проиграв на «Больших шлемах» четыре финала, она все же выиграла первый титул на US Open-2005, по дороге обыграв Винус Уильямс, Марию Шарапову и Мари Пьерс.
• В мае 2007-го Клейстерс впервые ушла из тенниса из-за травм и желания завести семью. В 2009-м она триумфально вернулась: на первых двух турнирах обыграла четырех девушек из топ-20, а на третьем – взяла US Open. В Нью-Йорке у нее было три победы над соперницами из топ-10, включая обеих сестер Уильямс.
• Бельгийка стала первой матерью, выигравшей «Большой шлем», с 1980-го. И в итоге она – самая успешная мама в истории тенниса: в сумме взяла три ТБШ, итоговый и снова побывала первой ракеткой мира.
• Но в 2012-м снова вернулись травмы, и Клейстерс снова ушла. Она стала одной из 10 теннисисток, выигравших в 2010-х больше одного «Шлема», хотя 70% десятилетия занималась семьей – родила еще двоих детей и поражала Светлану Кузнецову тем, что разводила свиней.
• С каждым годом убежденность, что она ушла окончательно, только росла. Ее уже ввели в Зал теннисной славы, и казалось, что легендарные моменты она будет творить только на ветеранских турнирах: вроде «Уимблдона»-2017, где она нарядила зрителя в юбку и поставила играть, что собрало на ютубе больше 4,5 миллионов просмотров.
Поэтому, когда в сентябре 2019-го, почти на восьмом году вне тура, бельгийка объявила о возвращении, первой реакцией был шок. Второй – тоже шок. А потом вопрос: зачем?
Она все объяснила сама: «Я не считаю, что должна кому-то что-то доказывать, но я хочу бросить себе вызов и хочу снова стать сильной. У меня есть друзья, которые говорят, что хотят пробежать марафон, пока им не исполнилось 50. Это мой марафон».
Еще Ким рассказала, что для нее возвращение – это возможность немного отойти от жизни матери и привести себя в порядок: «После последних родов я периодически тренировалась, но не было ничего стабильного. Было ощущение, что у меня нет времени даже чтобы за собой ухаживать».
Сейчас младший сын Клейстерс пошел в детский сад, у нее появилось больше времени, и она решила потратить его на любимое дело – на теннис. И судя по тому, что Ким показала в первом матче – против 16-й ракетки мира и финалистки Australian Open Гарбинье Мугурусы, – она еще на многое способна. Клейстерс проиграла 2:6, 6:7, но это было круто.
Как объяснила Мугуруса, «невероятная теннисистка всегда может снова играть невероятно». Но на это Ким понадобилось время. Первые 11 геймов до счета 2:6, 0:3 были видны только отблески былого величия. Когда Клейстерс была на мяче, она прекрасно и чисто по нему била, создавала острые углы, в силе удара ничуть не уступала сопернице. Но у нее были проблемы с движением, она слишком медленно реагировала на глубину, которую задавала испанка.
На приеме Ким никак не могла подстроиться под бомбы, которые Мугуруса посылала со скоростью 180 км/ч. А самой большой проблемой была вторая подача: в первой половине матча в 9 случаях из 16 бельгийка ее просто не попадала. Все это и привело к отставанию в два брейка во втором сете.
А потом все вдруг изменилось. Оказавшись в углу, Клейстерс отреагировала по-чемпионски и мощно прибавила. Главное – агрессивные порывы заканчивались не ошибками, а позиционным преимуществом. Если у бельгийки получалось выполнить несколько форхендов подряд, она задвигала Мугурусу за заднюю линию и забивала в пустую часть корта. И такие атаки получались часто, потому что Ким почти не ошибалась.
Конечно, Клейстерс сейчас далеко не так быстра, как восемь лет назад, но движение во втором сете тоже впечатлило. Без него не было бы таких атак, но самым ярким проявлением мгновенного прогресса стало то, что вернулась ее коронная фишка – резаный оборонительный форхенд из шпагата. На всякий случай напомним: Клийстерс скользила по харду еще до того, как это стало модным.
В итоге на тай-брейке Мугуруса все же оказалась чуть мощнее (особенно на подаче) и чуть стабильнее. Но для первого матча за семь с половиной лет Клейстерс играла просто восхитительно, и если бы ей досталась соперница попроще, могла бы пройти во второй круг.
Пока рано делать далеко идущие прогнозы, потому что один матч не очень показателен, особенно в плане главной проблемы возрастных игроков – того, как организм справится с постоянными нагрузками. Для Клейстерс, которая уже откладывала возвращение из-за полученной на тренировке травмы, это особенно актуально.
Но смотреть на этот теннис было чертовски приятно.
Любите теннис? Подписывайтесь на наш инстаграм и смотрите лучшее из мира тенниса прямо сейчас!
Фото: globallookpress.com/Yorick Jansens/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/ Al Bello, Julian Finney
Еще б Жюстин вернулась