5 мин.

Елена Янкович в поисках совершенства

Теннис знает много примеров трудного теннисного детства, и детство Елены Янкович из их числа. Но можно сказать, что именно благодаря трудностям маленькая Лена и стала теннисисткой. Воспитание Елены было разносторонним, кроме тенниса она занималась еще гимнастикой и музыкой. Но, когда в Белграде начались сложные времена, стало плохо с бензином, да и вообще с деньгами, родители не смогли возить дочь на все занятия, а отпускать одну было страшно. Пришлось выбирать какое-то одно увлечение, и семья выбрала теннис.

Свои занятия теннисом Елена начинала в клубе «Црвена Звезда» под руководством первого тренера Любко Петровича, и там, естественно, тоже все было не слава богу. Зимой приходилось тренироваться в перчатках, шапке и куртке, поскольку помещением для занятий был осушенный, покрытый ковром и размеченный бассейн. Да, тот самый, в котором занималась и Ана Иванович. Он был недостаточно велик для корта, стена находилась в полуметре от задней линии, и Елена считает, что эти трудности только добавили им с Аной «бойцовского духа». А после бассейна пути двух сербок разошлись. Когда теннисный талант Янкович стал явно заметен, ее пригласили в теннисную академию Ника Боллетьери во Флориде.

В Америке у Елены начался, новый, и не менее сложный период. Стандартный набор горестей — 12-летней девочке пришлось учить язык, заводить новый друзей, справляться с тоской по дому. А вдобавок к этому тревога за семью в Белграде, на который падают НАТОвские бомбы. И снова «бойцовский дух» не позволил сдаться. Елена рассказывает о том времени: «Моя мама приезжала ко мне только на месяц. Все остальное время я была одна. Это было жестко, но это был хороший жизненный урок. Я стала сильнее и независимее. Надо понимать, что тот, кто хочет чего-то добиться, не должен зависеть от родителей».

Первый успех пришел к Янкович довольно быстро. Уже в 2001 году она выиграла юниорский Australian Open и закончила год первым номером юниорской классификации. Параллельно с этим начала играть взрослые турниры и в 2003 году вошла в первую сотню. А потом что-то случилось.

Прогресс замедлился, и весной 2006 года, после проигрышей в первом круге на 9 из 10 турниров, Елена даже задумывалась о том, чтобы бросить теннис: «Удовольствие от игры исчезло. Тренировки стали мучением. Поражения ранили слишком больно». На тот момент она оставалась единственным недипломированным из старших членов семьи и решила сосредоточиться на учебе в экономическом университете Белграда. Не порвать с теннисом Елене помогла мама Снежана. Вместе они уехали в любимый Еленой Рим, который она считает самым вдохновляющим городом мира. И великий город совершил чудо. «Я не знаю как, но есть вещи, которые просто происходят в нашей жизни и меняют все. Приехав в Рим, я заново обрела желание бороться». Вскорости после этого на теннисном небосклоне зажглась еще одна звезда.

Несмотря на впечатляющее выступление на US Open-2006, перспективы Янкович виделись экспертам все же довольно туманными. Терри Флатман, теннисный обозреватель английской «Таймс», описывал тогдашнюю Янкович так: «Волосы цвета крыла ворона вместо эталонной блондинистости. Америка ради спортивного образования вместо поисков хорошей жизни. Сумки, набитые учебниками, и голова, больше занятая учебой, чем бэкхендами и форхендами».

Весь 2007 год ушел у Елены на то, чтобы доказать всем и самой себе, что она может сделать все, если поставит перед собой цель. Она не только закончила обучение, но выиграла четыре турнира и закончила сезон третьей ракеткой мира. И чуть было не надорвалась.

Янкович сама признавалась, что в прошлом году ей было проще сыграть какой-нибудь турнир третьей категории, чем тренироваться. В итоге в 2007 году Елена сыграла 97 матчей с балансом 72-25, но при этом вылетела из первого круга на трех последних турнирах в году. И естественно попала под огонь критики. Стив Тиньор писал: «Ей слишком тяжело досталась ее нынешняя позиция. Поэтому сейчас она играет все, что возможно, то есть практически каждую неделю. Не редкость, когда она уезжает с одного турнира с чеком за полуфинал, чтобы тут же отправиться на следующий, где заберет свои деньги после четвертьфинала».

Как следствие — усталость и бесконечные травмы. Весь прошлый год у Янкович что-нибудь болело, на каждом турнире она жаловалась на травмы и брала медицинские перерывы, что немало раздражало и болельщиков, и противников. Под конец года это надоело и ей самой: «Я была недовольна тем, как я играю, как двигаюсь, всем, что происходило с моим теннисом». Конечно же, такое положение вещей не могло устроить нашу «я-не-такая-как-все» девочку. Особенно на фоне соперничества с другим сербским теннисным чудом Аной Иванович. Кому захочется проигрывать человеку, который помнит тебя в рваных перчатках, играющей в промерзшем бассейне?

Но борьба за звание первой ракетки Сербии далеко не предел ее мечтаний: «Я хочу выиграть все главные турниры, для начала хотя бы один. И я хочу стать первой ракеткой мира. Это моя мечта, к которой я иду, и посмотрим, чего я смогу добиться». «Наступают лучшие годы моей карьеры. Мне только-только исполнилось 23, я стала сильнее, и у меня появился турнирный опыт. В этом году я хочу бросить вызов Жюстин Энен, у которой я не выигрывала еще ни разу. Надеюсь, в этом году у меня все получится».

Конечно, рядом с Еленой всегда были какие-то профессиональные люди, которые ей помогали. В юниорах с ней работал Питер Маккро, тренер из академии Ника Боллетьери. С 2005 года она сотрудничала с французом Тьерри Гардиолой, бывшим профессиональным теннисистом. В 2006-2007 годах с ней занимался спарринг-партнер Ричард Брукс, а на крупных турнирах помогал Риккардо Санчес. Кстати, в начале 2008 года Елена пыталась работать со Скотом Хамфри, но не сложилось. А пока что Елена называет своим тренером то отца Веселина, то старшего брата Милана, то маму Снежану, которая сопровождает дочь на всех турнирах и уже приобрела определенную известность в теннисном мире. Правда, в отличие от мамы Аны Иванович, мама Снежана не украшает трибуны своей зрелой красотой, а скорее создает образ открытой и добродушной «baboushki». Но теперь настало время что-то серьезно менять.

Будем надеяться, что нужный тренер найдется, что график примет человеческий вид, что закончатся травмы, что придут большие победы. И надеемся, что Елена при этом останется верной себе. Останется любимицей журналистов, которые давно заметили, что все ее пресс-конференции затягиваются, потому что она смешлива и откровенна. Что она будет продолжать учится в Дипломатической Академии; выпускать свою линию одежды; сниматься в фильмах Эмира Кустурицы; наконец-то обставит свой новый дом в Сан Диего, где территория огорожена от ухажеров, которые «слетаются на ее сексуальный осипший голос»; продемонстрирует в свете новую сумку от Луи Вуиттона за 4000 долларов, которую купил ей любящий папа. В общем, еще много чего можно ожидать девушки, которая даже тренера ищет не просто так, а чтоб «непременно с чувством юмора».