0

Шамиль ТАРПИЩЕВ: "Мы потеряли уважение мирового спортивного сообщества"

''Для самого влиятельного человека в отечественном теннисе Шамиля Тарпищева участие в финалах международных командных состязаний в последние годы стало почти привычным занятием. В эти дни Тарпищев находится в Париже, где готовит нашу женскую команду к поединку за Кубок Федерации, который стартует в ближайшую субботу. Накануне этой встречи корреспондент "Известий" Владимир Рауш пообщался с капитаном сборной России, бывшим главой спортивного ведомства, личным тренером Бориса Ельцина и членом Международного олимпийского комитета не только о теннисе, но и о язвах нашего спорта, а также о перспективах их лечения."У француженок -- психологическое преимущество"

- Задолго до начала матча вы говорили, что у француженок шансов на победу больше, чем у нас...

- Дело не в раскладе, а в объективной реальности. Моресмо для наших девочек является самым неудобным соперником. Да и вообще последние 14 матчей в Кубке Федерации она выиграла. А еще есть Пьерс, которая сейчас переживает вторую молодость. По классу соперницы как минимум нам не уступают. А в эмоциональном плане -- выигрывают. Но это не значит, что заранее опускаем руки. В командной борьбе психология каждого матча имеет большое значение.

- Как вы оцениваете состояние Дементьевой, которая прилетела в Париж сразу после US Open?

- Настроена она по-боевому, да и на первых тренировках вроде бы выглядела неплохо. Правда, по пути из Нью-Йорка Дементьева была вынуждена заехать в Лондон. Ленина мама, которая улетела из США раньше дочери, по ошибке захватила с собой ее паспорт с визой. Пришлось перехватывать документ в Англии. Но на ее физическом состоянии перелет сильно не сказался. Самое главное -- чтобы она успела адаптироваться к грунтовому покрытию.

- В одиночных матчах у нас будут выступать Дементьева с Мыскиной?

- Я собираюсь заявить их, если ничего не случится.

- Вы считаете, что французы могут не выставить в одиночном матче Мари Пьерс...

- На месте их капитана я так бы и сделал. Учитывая возраст, потраченные на US Open силы, восстановиться Пьерс будет сложно. В Нью-Йорке она и так играла на пределе. Если же французы поступят по-другому, нам это окажется на руку.

- Результаты жеребьевки могут повлиять на ход поединка?

- У французов первой ракеткой будет Моресмо, у нас -- Дементьева. В стартовый день финала они встретятся со вторыми номерами. Значение будет иметь заявка команд, а вот кто выиграет первое очко -- не важно.

- Вы уже завоевывали со сборной и Кубок Федерации, и Кубок Дэвиса. Какая мотивация у вас сейчас?

- Обычно я отвечаю, что хочу стать рекордсменом по количеству выигранных матчей на капитанском мостике. (Улыбается.) Это, конечно, шутка... Сейчас у нашей сборной такой состав, что лет пять можно ничего не делать, а успехи все равно будут. Но хочется, чтобы российский теннис был на ведущих ролях дольше. Для этого нужно создать систему академий, но это дело дорогое, а нам никто не помогает. Если в течение трех лет сделать это не удастся, я уйду на пенсию. Ведь лучше-то уже не будет, а дожидаться спада не хочется."Президента ОКР назначат сверху"- Почему вы отводите себе именно три года?

- Сейчас у нас есть реальный шанс поставить высокие результаты на поток. Если в течение года мы найдем необходимые финансовые ресурсы, за три года можно выстроить систему теннисных академий -- не только в России, но и в Европе, США. В противном случае мы просто не успеем накрыть этим "зонтиком" весь мир. Конкуренты же тоже не спят. Упустим время -- и они это сделают вместо нас.

- Помимо президентства в Федерации тенниса России и капитанства в сборной, вы занимаете еще массу постов. Какой из них считаете для себя главным?

- Мои должности друг другу не мешают. Хотя я много раз предлагал Саше Волкову и Ларисе Савченко взять на себя капитанскую ношу. Не хотят...

- Наша страна в Международном олимпийском комитете постепенно теряет свои позиции. Скоро истекут полномочия Виталия Смирнова и Александра Попова, и из российских членов в Международном олимпийском комитете вы останетесь один. Кто, на ваш взгляд, мог бы расширить представительство?

- Членом МОК совершенно реально мог бы стать Вячеслав Фетисов. Уверен, он пройдет на ура, если ему не будет мешать Олимпийский комитет России. Благодаря своим нелепым пресс-конференциям и бредовым заявлениям о выходе из олимпийского движения ОКР дискредитировал себя в глазах международных спортивных инстанций. Мы потеряли уважение в глазах зарубежного сообщества, его нужно восстанавливать заново. Сейчас в МОК есть несколько вакантных должностей, но за них должны бороться не отдельные люди, а страна.

- А вы сами не претендуете на большее, чем быть "просто" членом МОК?

- Президентом МОК не может быть представитель ни одной из четырех ведущих спортивных держав -- США, России, Китая и Германии. Чтобы не нарушать равновесия, его просто не выберут. А вхождение в какую-либо комиссию ничего не решит. Ни один из глав наших федераций сейчас не является членом МОК. А без своих представителей и лоббирующих блоков, которые были во времена СССР, ни один вопрос в олимпийском движении не решить.

- Но выдвинуть свою кандидатуру на приближающихся выборах президента ОКР вы можете?

- Это бессмысленно. Новые люди, которые находятся сегодня у власти, не очень хорошо относятся к представителям старой -- ельцинской -- команды. И никакой авторитет тут не поможет -- решает все не он, а фамилия.

- Вы ожидаете на предстоящих выборах серьезного противостояния или, как и прежде, они будут фактически безальтернативными?

- При том уставе, который был недавно одобрен Олимпийским собранием, делегатами перевыборной конференции могут быть любые люди, включая секретарей и водителей. Естественно, они проголосуют так, как им скажут сверху. Это не выборы, это -- фальсификация.

- Вы производите впечатление очень успешного человека. Что считаете своим главным достижением?

- Еще ни один теннисист на моей памяти не отказался играть за Россию. Даже в сложные перестроечные времена! Плюс мы всегда обходились без склок. Это тот фундамент, на котором можно строить команду и дальше.

- Неужели даже Мария Шарапова в конце концов сыграет за сборную?

- Ни секунды не сомневаюсь в этом.

- А что считаете своей главной неудачей?

- Я до сих пор жалею, что не успел перевести российский спорт на самофинансирование. Сначала я защитил федеральную программу по сохранению в государственной собственности санаториев -- их не разграбили. Потом занялся федеральной программой по туризму -- и он тоже выжил. А спорт довести до ума не успел -- считал его своей самой сильной областью и оставил на потом. На все про все нужно было еще 7--8 месяцев, но наступил 1996 год -- и нашу команду разогнали. А если бы удалось до конца подготовить законодательную базу, сегодня мы были бы непобедимы.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости