Культурная программа
''Если ты не совершал теплоходную прогулку по живописной бухте Сиднея, не гулял по королевскому ботаническому саду, не участвовал в ночной жизни Кингз Кросс, не поднимался на смотровую площадку башни Сентерпойнт - значит, ты не видал лучший город земли. Список достопримечательностей самого старого и самого крупного населенного пункта Австралии можно продолжить, но первая среди них - это оперный театр. Именно там в воскресенье собрались участники венчающего сезон мужского турнира Tennis Masters Cup на официальной церемонии открытия.
Если вспомнить слова бывшего шефа МОК маркиза Хуана Антонио Самаранча, заявившего, что сиднейская Олимпиада-2000 стала "лучшей за всю историю Игр", то становится совершенно очевидно: более достойного города для проведения TMC, пожалуй, и нельзя было найти. В самом его центре помещаются Опера-хаус, порт и Харбор-бридж, все вместе являющие картину гармонического единства. Однако оперный театр (здание из стекла и бетона, похожее на расправляющего крылья сюрреалистического лебедя, надутые паруса, морские раковины, апельсиновые дольки - кому что больше нравится) выделяется из этого архитектурного ансамбля: он опередил по рангу портовый мост и стал новым символом города.
Многие утверждают, будто Опера - самое красивое здание из всех, что были построены после Второй мировой войны, а некоторые и вовсе безапелляционны: дескать, красивейшее на свете. Вполне естественно, что организаторы чемпионата решили открывать теннисный форум именно там. Их выбор так же понятен, как то, почему, скажем, шведская группа Roxette, недавно оказавшаяся в Москве, выступала не где-нибудь, а в Кремлевском дворце. Несколько странно другое: в олимпийском парке, где находится 20-тысячный Супердоум (не стадион, а скорее многоярусный спортивный театр - во время Олимпиады там выступали баскетболисты и гимнасты) и где на протяжении всей этой недели будут сражаться восемь сильнейших теннисистов планеты, днем с огнем не отыскать примет стартующего супертурнира. Тишину практически безлюдного парка в минувшие выходные нарушал только шум от работ по перестраиванию грандиозного стадиона "Австралия", у которого после их окончания сможет раздвигаться крыша.
Таков Сидней: в деловом центре он оживленный, но в других районах идиллически тихий, в чем-то даже деревенский. Рекламными растяжками увешан лишь шумный сити с его небоскребами, Харбор-бриджем и Оперой. На картинки высотой в четыре с половиной и шириной в полтора метра с изображением теннисных звезд прохожие натыкаются там буквально у каждого столба. В других же местах людей, которые слыхом не слыхивали о том, что в их город приехали знаменитые игроки, очень и очень много. "Теннис? Ах, точно, по телевизору что-то слышал о крупном турнире. Но у нас сейчас народ увлечен другим видом спорта, - пошутил один австралиец. - Это выборы премьер-министра. Участие в голосовании по закону для нас обязательно. Не придешь - оштрафуют".
Впрочем, выборы прошли еще в субботу, а в понедельник в Супердоуме состоятся первые поединки игроков, которых разделили на две группы, названные в честь легендарных австралийских ветеранов. В четверке Кена Розуэлла оказались Куэртен, Ферреро, Кафельников и Иванишевич, а в группе Джона Ньюкомба померятся силами Хьюитт, Агасси, Рафтер и Грожан. Немец Томми Хаас - запасной. Все это было известно еще на прошлой неделе, и в здании Оперы, куда теннисистов подвезли на ярко-желтых мерседесовских кабриолетах, информацию только лишний раз церемониально подтвердили.
Это традиция: накануне первого игрового дня участники итогового чемпионата собираются вместе, чтобы в демократичной обстановке за круглыми столами пообщаться с журналистами и попозировать перед камерами в такой одежде, в какой спортсменов увидишь нечасто (руководитель ATP Марк Майлз, произнося речь, даже пошутил, что впервые за многие годы среди лучших игроков сезона не нашлось растяпы, который надел бы туфли, не подходящие по цвету к костюму, или галстук не такой, как у всех). В Сиднее к этой форме прибавился еще один атрибут - серферные доски: их выдали ребятам буквально на минуту, для съемки. А когда у первой ракетки планеты Густаво Куэртена из Бразилии спросили, не собирается ли тот купаться в океане, тот ответил, что с удовольствием отправился бы не то что на пляж, а куда угодно, лишь бы не на корт.
Не секрет, что непосредственность и искренность весьма характерны для Гуги. Однако не будет ничего удивительного в том, если и других участников TMC охватит курортное настроение: в Австралии заканчивается весна и светит яркое солнце. Но борьба на турнире тоже предстоит жаркая: наряду с Куэртеном закончить год лидером мировой табели могут еще Агасси и Хьюитт.
Сидней