О настоящей любви к Родине
В воскресенье сборная России по теннису сумела в Братиславе вырвать победу у команды Словакии со счетом 3:2 в первом раунде Кубка Дэвиса. Уступая в решающем матче против Кароля Кучеры два сета, Евгений Кафельников проявил чудеса воли и принес своей сборной победное очко. Подобные подвиги уроженца Сочи еще пару лет назад могли бы послужить хорошей завязкой для анекдота, но сейчас, после победы на Олимпийских играх и триумфальной игры в Братиславе, перед готовящимся в конце этой недели отметить свое 27-летие россиянином снимают шапки даже самые упрямые его неприятели.
Давным-давно, в незапамятные времена, когда теннисисты Советского Союза считались в мире мальчиками для битья и приезжали на матчи Кубка Дэвиса поездами дальнего следования в душных вагонах, превыше всего в сборной СССР ценился командный дух и умение пожертвовать собой во имя общей победы. История помнит, как игроки поколения 70-х или 80-х падали без сознания на корте или корчились от судорог в раздевалках после выигранного матча, сохранившего для страны место в классе "Б".
С тех пор минуло почти четверть века. Сборная России уже дважды доходила до финала турнира, ее игроки высоко котируются в мире и прилетают на матчи на собственных самолетах. Необходимость великих жертв нынче отпала за ненадобностью, и знаменитый подвиг последнего представителя "тенниса воли" Андрея Чеснокова, в середине 90-х обыгравшего в пятисетовом марафоне немца Михаэля Штиха и заработавшего для России путевку в финал Кубка Дэвиса, никогда не найдет продолжения. Так казалось. Но только до минувшего воскресенья.
Глядя, как в пятницу Марат Сафин безнадежно упускает свою победу в стартовом матче против Кароля Кучеры, российские болельщики должны были впасть в бесконечное уныние и по старой привычке ожидать нечто подобное от старшего коллеги Марата по команде. Кафельников вышел на корт братиславского Incheba Hall, расчехлил ракетку и в трех сетах сломал неудобного для себя соперника Доминика Хрбаты. В субботу уже в паре с Сафиным Кафельников вновь принял основной удар на себя. Пока Марат приноравливался к непривычной пока для него парной игре, Кафельников набирал очки и тащил молодого партнера за собой. Старания были вознаграждены.
Могло случиться и так, что жертва сочинца, положившего все на алтарь победы, оказалась бы незамеченной. Однако судьба дала Кафельникову шанс, который выпадает нечасто, -- Сафин проиграл еще раз, и судьба путевки в четвертьфинал решалась в матче Кучера -- Кафельников. Спустя три с небольшим часа россиянин стал Героем и взмывал под купол Incheba Hall, подбрасываемый товарищами по сборной. Для этого Евгению пришлось отыграть два сета у словака, продемонстрировать хладнокровие в третьем сете и дьявольский расчет в четвертом и пятом. Чистая победа Кафельникова над словацкой сборной.
К уже упомянутому выше матчу Россия -- Германия в спорткомплексе "Олимпийский", после которого вся страна рукоплескала Андрею Чеснокову, Кафельников имеет самое непосредственное отношение. Тот матч он провалил, и именно из-за его плохой игры ветерану пришлось творить чудеса и побеждать одного из ведущих на тот момент игроков мира. Как раз после этого матча количество поклонников молодого талантливого россиянина стремительно поползло вниз. На Кафельникова повесили ярлык человека, думающего о личной выгоде и глубоко безразличного к своей стране. Носить обидный ярлык ему пришлось долго. Соотечественники сдержанно радовались его победам на турнирах "Большого шлема", куда более страстно злорадствовали над провалами и язвительно шутили по поводу словесных баталий Кафельникова с журналистами. Его даже пытались обвинить в нежелании выступать на Олимпиаде, а он взял и выиграл ее.
"Давайте просто надеяться, что нам наконец-то удастся выиграть этот трофей, -- сказал триумфатор после матча с Кучерой. -- Кубок Дэвиса очень важен для моей карьеры. Если я выиграю его, в моей карьере не останется белых пятен. И если у меня нет больше желаний и страсти, что мне делать на корте?"И на прямой вопрос, означает ли это, что в случае победы сборной России в Кубке Дэвиса 2001 года он уйдет, Кафельников, немного помолчав, добавил: "Вероятно, да".
Теперь слова некогда главного объекта для насмешек уже не выглядят буффонадой. Он стал мудрее и, похоже, понял, что приторное словосочетание "любовь к Родине" иногда значит несравненно больше, чем бесконечная борьба за личную независимость. Он сделал это. Он заслужил право считаться теннисистом века в России. Снимаем шляпы!