0

Париж, Лондон... Далее -- везде...

Кир Булычев предсказал победу нашей девушки на кортах Уимблдона еще в 1978 году -- в повести "Сто лет тому вперед". Но все равно в первый прорыв за почти полвека присутствия русских и советских игроков на этом турнире не верилось до последнего мгновения. Наверное, потому, что самый старый и самый престижный "Большой шлем" дольше всех игнорировал успехи нашего тенниса. И все же бастион пал, причем от руки 17-летнего подростка Марии Шараповой, которая в своей предыдущей карьере не одержала ни одной победы над топ-теннисистками, не выигрывала турниров выше третьей категории, ни разу не принимала участия в Кубке Кремля и не попадала в состав женской сборной России.

''Такие чудеса в теннисном мире случаются редко. Россия вообще впервые оказывается причастна к столь стремительному карьерному взлету. Год назад Шарапова была 56-й ракеткой мирового рейтинга, прошлый сезон завершила на 32-й строчке. Продолжала она прогрессировать и в этом году, но всего еще две недели назад ходила в коротком платьице подающей надежды юниорки, была не более чем "кричащей Золушкой"... На свой первый королевский бал Золушка примчалась на баллистической ракете, по дороге отправив в кювет двух предыдущих чемпионок Уимблдона. Травяной "Большой шлем" редко выигрывают случайные люди, и все же в истории бывали моменты, когда некоторые чемпионы оказывались халифами на час. Однако, как бы ни сложилась дальнейшая теннисная судьба Маши, она уже вписала свое имя в историю, в первую очередь -- в историю российского спорта. Хотя, покинув свою страну 10 лет назад, имеет к нему лишь косвенное отношение.

После исторической победы в финале Уимблдона над первой ракеткой турнира Сереной Уильямс Шарапова очень назойливо благодарила свою соперницу. И, видимо, имела к этому все основания. Мощная американка наверняка готовилась в решающий момент переломить тщедушную россиянку, словно тростинку. Но тот факт, что тростинка на деле окажется стальным стержнем, стал для Серены откровением -- от удивления она даже ни разу не воспользовалась своим коронным психологическим приемом: чтением обадривающих записок, загодя изготовленных ее близкими. Некогда безупречная Уильямс неожиданно уступила неискушенной 17-летней девушке практически во всех компонентах игры, в первую очередь -- в смелости и кураже.

Возможно, причиной всему -- то обстоятельство, что Шараповой, в отличие от Серены, терять было нечего. Однако об этом легко рассуждать. Реализовать микроскопическое преимущество, когда по ту сторону сетки находится такая теннисная машина, как Уильямс, способен только игрок, обладающий феноменальным талантом. Даже с поправкой на то, что эра доминирования в женском рейтинге американских сестер клонится к закату, а после прошлогодней победы на Уимблдоне Серена пропустила восемь месяцев из-за травмы и после возвращения на корт выиграла всего один турнир, и тот в далеком марте. От страха ли, от причуд характера или внезапно заколосившихся всходов чемпионского тенниса, но Маша в двух последних матчах выдала такую игру, которая напрочь затмила все рассуждения о ее смазливой внешности. Хотя скорее всего новый всплеск сумасшествия по модельным формам россиянки еще впереди.

Конечно, первая русская победа на Уимблдоне имеет привкус горчинки -- долгожданную брешь пробила теннисистка, которая основную часть своей жизни провела в Америке, где, собственно, и приобрела все чемпионские навыки. Но пусть Шарапова и говорит по-русски с акцентом, пусть не отыграла в Москве ни одного официального матча, она все равно продукт отечественного тенниса -- не как вида спорта, а как социального явления. Триумф россиянок на двух турнирах "Большого шлема" кряду, четыре российские позиции в первой десятке женского рейтинга и еще девять представительниц страны в первой сотне, восемь наших соотечественниц в юниорской сетке нынешнего Уимблдона -- все это результат того, что в начале 90-х годов прошлого века все мы посмотрели на теннис совсем другими глазами.

Почему при равных стартовых условиях мы сегодня переживаем бум женского тенниса и не блещем в мужском -- это отдельная тема. Например, президент российской теннисной федерации Шамиль Тарпищев считает, что виной всему -- массовый отъезд наших юношей за границу с последующим принятием иностранного гражданства. В составе юниорских сборных Франции, Германии, США -- везде сегодня можно найти бывших россиян. Другая точка зрения -- просто в России традиционно лучше поставлено воспитание девушек, чем ленивых и капризных отроков сильного пола, на которых требуется тратить больше усилий и денег. Но как бы то ни было, за все последние победы русского тенниса мы в первую очередь должны сказать спасибо не тренерам чемпионов, а их родителям.

Наши теннисные тренеры и раньше творили чудеса, но из тех детей, которых не взяли в футбол, хоккей, в фигурное катание и гимнастику. После того, как родители узрели в теннисе прямую дорогу к обеспеченному будущему своих чад, некогда элитарный вид спорта превратился для подрастающего поколения в России в индустрию счастья, как футбол в Бразилии. Действительно ли счастливы дети, которых родители запирают на кортах или увозят на чужбину, в элитные испанские или американские теннисные академии? Наверное, те, кто подобно Шараповой прошел через ад к вершинам, счастливы. Хотя как сложится их дальнейшая судьба, тоже непонятно. Любое перепроизводство, в том числе перепроизводство теннисных звезд, чревато последствиями. Не в том смысле, что России не нужны громкие победы, а в том, что при переходе от количества к качеству неизбежны "производственные отходы", и никакого механизма реабилитации потухших звезд в нашей стране пока не существует.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости