Андрей Николишин: «Мне ничего не объяснили, просто сказали: «Ты уволен»
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Бронзовый призер Олимпийских игр (2002), чемпион мира (1993) Андрей Николишин в интервью «Известиям» раскрыл подробности своей отставки с поста главного тренера челябинского «Трактора», а также поделился мнением о дебюте форварда «Чикаго» Артемия Панарина в НХЛ и об уровне Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).
— Как вы узнали о своей отставке?
— После поражения от «Нефтехимика» по дороге в аэропорт мне стали звонить из разных СМИ, просили прокомментировать отставку. Я от них об этом впервые услышал. До этого из руководства со мной никто не разговаривал, хотя в Нижнекамске с нами был генеральный менеджер клуба Евгений Губарев. По возвращении в Челябинск он сказал, что Сергей Гомоляко (первый вице-президент «Трактора». — «Известиям») хочет со мной встретиться. В ходе разговора мне просто сказали: «Ты уволен».
— Вам объяснили мотивы увольнения?
— Нет. Никакой формулировки не было. Но я понимаю, если команда неудачно играет, не попадает в плей-офф — естественно, руководители должны быть недовольны. Отвечать за это должен тренер — здесь всё закономерно. Но мне не дали возможности доработать сезон, чтобы уже по его итогам делать выводы. Кроме того, если руководство решило уволить, то узнать об этом я должен был от начальника, а не от журналистов.
— Какие слова вы произнесли игрокам перед уходом?
— Руководство разрешило попрощаться с командой, и мы в раздевалке провели последнее собрание. Пожелал ребятам удачи, попросил, чтобы полностью выкладывались в каждом матче и добивались результатов. Тренеры меняются — команда остается. Хоккеисты обязаны выступать для болельщиков и выполнять поставленные задачи. Какие бы отношения ни были между тренером и руководством, они должны играть не за наставника, а за клуб, за город.
— Какие задачи сформулировало руководство, когда вы только пришли в «Трактор»?
— Команде необходимо было попасть в плей-офф. Нам удалось это сделать.
— Не испытываете чувства сожаления, что вам не дали доработать сезон в «Тракторе»?
— В первую очередь я благодарен руководству челябинской команды за то, что дали возможность работать. В прошлом сезоне мы выполнили задачу — попали в плей-офф. К сожалению, далеко пройти не удалось, но и соперник у нас был достойный — «Сибирь», который впоследствии пробился в финал Конференции. В этом году ситуация изменилась. Цель поставили, но всему моему тренерскому штабу, включая Владимира Цыплакова и Дмитрия Христича, до конца доработать не позволили. Единственный, кто остался из наших, — Виталий Ячменев, хотя он хотел написать заявление. Но мы настояли, чтоб он остался в команде и довел до конца наши идеи. Он родом из Челябинска, поэтому ему необходимо стать неким связующим звеном между игроками и новым главным тренером Анваром Гатиятулиным.
— В первом матче под руководством нового главного тренера «Трактор» проиграл «Металлургу» (4:1). Значит ли это, что проблемы клуба все-таки не в тренере?
— Сложно так рассуждать. Чтобы дать реальную оценку, нужно провести глубокий анализ. Тренер столкнулся с серьезным психологическим напряжением, которое царит сейчас в команде. Кроме того, в игре с «Магниткой» команда перебросала соперника и создала большое количество моментов. Но, к сожалению, у «Трактора» есть серьезные проблемы с реализацией.
— Как вы оцените выступления форварда «Трактора» Станислава Чистова, для которого матч с «Металлургом» стал 500-м в карьере?
— Если честно, я никогда не считал ни свои матчи, ни передачи, ни голы — это хлеб журналистов. Конечно, 500 матчей — серьезное достижение. Он находится в хорошей форме. Надеемся, что ему удастся провести еще много игр.
— Какова финансовая ситуация в «Тракторе»?
— Ни для кого не секрет, что «Трактор» финансируется из бюджета области, плюс еще помогают какие-то спонсоры. Да, иногда нам задерживали зарплаты, особенно осенью, но все долги в итоге закрывались. За это отдельное спасибо руководству.
— В составе «Трактора» есть хоккеисты, которые могли бы помочь сборной России на ближайшем чемпионате мира?
— На мой взгляд, в настоящее время нет таких игроков. Но в будущем молодых хоккеистов можно наигрывать в национальной команде.
— В НХЛ Артемия Панарина называют одним из главных претендентов на приз лучшему новичку лиги. Вы ожидали, что он сумеет так быстро освоиться за океаном?
— Я очень рад за Панарина. Он заслуживает звания лучшего новичка, доказывая это в каждой игре. Кроме того, его прямой конкурент Коннор Макдэвид получил травму. Конечно, там и без него хватает конкурентов, но тем не менее у Панарина сейчас есть серьезное преимущество. Для игрока очень важно не только блеснуть в первой половине сезона, но и ровно пройти весь чемпионат. Дай бог, чтобы у Артемия всё получилось.
— В последнее время активно обсуждается вопрос о расширении КХЛ. Как вы к этому относитесь?
— Я за то, чтобы география расширялась, но нельзя бросаться в крайности. Я играл в КХЛ, был тренером и для меня очевидно — сейчас уровень игры очень сильно упал. Я вижу это и могу заявить с полной ответственностью. А это напрямую связано с расширением лиги. Сейчас в КХЛ хоккеистов высокого уровня не хватит даже на 20 команд, а у нас в лиге их 28.
— Руководство КХЛ заявило и о возможных изменениях размеров льда, введении овертайма — три на три. Вы поддерживаете подобную инициативу?
— Да. В этом случае улучшится зрелищность и мастерство хоккеистов. У нас сейчас большая площадка, на которой всё мастерство расплывается по углам. Когда лёд меньше, всё сразу становится ясно — кто умеет быстро принимать решения, а кто нет. Идея с овертаймом — три на три — мне также очень нравится. Думаю, изменения произойдут уже в следующем сезоне. Я также поддерживаю идею введения повторов для тренеров. Когда работал в «Тракторе» по вине судей несколько матчей закончились не в нашу пользу. Официальный судейский комитет, кстати, признал эти ошибки, а толку-то?! Они извинились, наказали судей, а пострадала наша команда.
— Чем вы собираетесь заняться в ближайшее время?
— Поверьте, очень много дел. Cразу по прилете в Москву мне позвонил Александр Якушев и сказал: «Хватит дурака валять, приходи на тренировку». Было очень приятно. Также стараюсь читать много литературы, пытаюсь анализировать, чтобы совершенствоваться. Что касается тренерской деятельности, хотел бы работать в России, так что как только появятся предложения, обязательно их рассмотрю.