Герман Титов: «В КХЛ преобладает вялотекущий хоккей»
Главный тренер новокузнецкого «Металлурга» объясняет, как ему и его команде уже удалось стать явлением в КХЛ.
Чемпион мира-1993 и обладатель серебра Нагано, отыгравший 10 сезонов в НХЛ, доказывает, что даже с копеечным составом можно играть интересно. Фото: REUTERS
Когда во время молодежного чемпионата мира говорили, что сборная России не способна играть ни во что иное, кроме как в откат, потому что исполнителей якобы нет, это вызывало исключительно усмешку. Потому что в КХЛ уже тогда был прекрасный пример того, как можно противостоять даже самым сильным командам, чей бюджет превосходит бюджет «Кузни» в десятки раз.
И сейчас эта обескровленная в дедлайн компания продолжает играть первым номером даже с самыми укомплектованными командами лиги, заставляя их потеть, краснеть, пыхтеть и выкладываться без остатка. А всего-то надо – играть в агрессивный атакующий хоккей. И хоккей этот не оставляет равнодушным никого. Притом что по составу «Кузня» уступает в лиге всем – и безоговорочно. Но создает проблемы любому сопернику.
– Ваше тренерское кредо?
– Всегда! (смеется) Ну, как кредо – конечно, хочется всегда выигрывать.
– И именно для этого вы перебрались в «Кузню»?
– Три года назад я решил попробовать стать тренером. А я живу в Канаде, у меня семья в Калгари, и там я пошел на курсы. Где когда-то начинал в НХЛ, там и остался. И вот в Калгари я два года учился. А потом поступило предложение поработать в Новокузнецке тренером по нападающим, которое я с удовольствием принял. Потому что КХЛ все-таки развивается, вторая в мире лига после НХЛ, это было интересно, и я приехал.
– И удачно, ведь уже стали главным тренером.
– Да, хотя, конечно, рановато было, лигу-то я еще не знал толком. Можно считать, что я учусь вместе с командой. Тем более что у нас команда очень молодая, и большинство ребят, как и я, с КХЛ не особенно знакомы.
– Может, это и хорошо? Потому что ваша «Кузня» удивляет уже хотя бы тем, что не приемлет откат.
– Когда я еще был тренером по нападающим, мы тоже в откат играли. Не то чтобы я не мог это принять, но мы все игры проводили в своей зоне, а грамотно обороняться-то не умеем… В общем, когда я принял команду, сразу решил, что нам надо играть первым номером.
У нас были проблемы с функционалкой, допустили ошибки в тренировочном процессе. Когда я приехал, меня никто не слушал – это было обидно. Но сейчас стараюсь команду подтягивать, и когда у ребят есть силы – очень трудно против нас играть. Что мы доказали в матче со СКА. Когда питерские ребята давали интервью, говорили, что куда глаза ни поднимаешь – везде «Металлург» (смеется). Накрывали, где только можно.
– То есть вы стремитесь к максимально плотному хоккею?
– Когда я только пришел в «Кузню», меня спросили: какой хоккей вы предпочитаете? Сказал, что десять лет играл в НХЛ, поэтому, конечно, я сторонник агрессивного хоккея. Хоккея, который нравится зрителям. Вот вы про кредо спрашивали – по мне, лучше проиграть 5:6, чем 0:1.
– Счет и акцент на атаку – одно, а агрессивный хоккей – немного другое с учетом больших площадок.
– Да, конечно, на большую площадку нужно делать скидку, и я понимаю, что здесь все несколько иначе – 4 метра плюсом в ширину все-таки. Но я думаю, что лига скоро придет к тому, чтобы уменьшить площадки. Уже хотят, уже разговаривают на эту тему. Но до финских размеров – не энхаэловских. И если это осуществят, то, я думаю, будет более интересный хоккей по всей КХЛ. Много атак, много бросков, много игры возле ворот. А сейчас, все-таки, хоккей здесь вялотекущий, так скажем.
Тем не менее, мы и на широких площадках стараемся играть интересно. Сами видели, наверное. Не все соперники такого от нас ждут, не все готовы к тому, что мы не боимся брать инициативу на себя, и это иногда приносит свои плоды. Я всегда говорю ребятам: как бы соперник ни играл, мы должны оставаться самими собой. И если мы будем играть в свой хоккей, навязывать свою игру, то у нас будут положительные результаты. Сейчас, правда, иногда индивидуальные ошибки некоторых игроков сводят все на нет. Но это нормально, потому что у нас все еще идет процесс знакомства. Я знакомлюсь с игроками, они знакомятся с моими требованиями, так что мы еще пока притираемся.
– Плюс, наверное, для большинства ваши требования не очень привычны.
– Конечно, потому что хоккей в России совсем по-другому развивается. Здесь откат практически везде. А я стараюсь играть в зоне нападения.
– А вас не удивляет, что в России даже самые мастеровитые команды играют в «вялотекущий хоккей»? Не говоря уже о командах попроще.
– Я думаю, это из-за того, что руководители клубов не любят ждать результата. Все-таки такой активный хоккей энергозатратен.
– А тут надо циклы выстраивать, следить.
– Правильно, потому что команда все время должна быть в очень хорошей физической готовности. Но я вам скажу, что за этим хоккеем будущее. Он доказал свою состоятельность на Олимпиаде в Ванкувере – как агрессивно играли канадцы против наших! Доказал на последнем чемпионате мира, где американцы нас обыграли. Поэтому такой хоккей, я считаю, даже на больших площадках более чем эффективен.
– Потому что позволяет выжать из игроков намного больше?
– И поэтому тоже. Понимаете, он не просто эффективен, он еще и более зрелищен – и голов больше, и вообще лучше смотрится. А когда по 1:0, как «Локомотив» играет, – я этого не приемлю.
Герман Титов был замечательным игроком, из которого, похоже, вырастет хороший тренер. И если вдруг ФХР решит сменить Михаила Варнакова – то вот он, тренер, который уже сейчас работает с полумолодежным составом и весьма успешно пытается привить своей команде современный и актуальный стиль игры. Стиль, предельно близкий к тому, что демонстрировала сборная СССР в лучшие годы.
+100500
Хоккей Знарка и Петра Ильича утомляет.
Только у Светлова и Титова классные почерки игры.
Лучшая демонстрация эффективности игры в зоне нападения - это Барыс. И последний матч с Кузней был очень интересным и зрелищным. Тогда игру решило только индивидуальной мастерство вратарей. Щайба так и летала из зоны в зону.