6 мин.

Кино и спорт

Пока в футболе и хоккее настало глухое межсезонье, самое время поговорить об околоспортивных вещах. В частности, о кино. О фильмах, где спорт играет оскароносную роль. Специально для моего блога вывернуть наизнанку такую непростую тему согласился арт-директор центрального ярославского кинотеатра «Родина» Андрей Алексеев – человек, который ценит кино изнутри и никогда не прочь о нем поговорить.

Какие фильмы о спорте ты видел недавно?

Из последнего – «Человек, который изменил все». Это супер! Это живая классика нашего времени.

Знаешь, спортивные болельщики считают, что художественные фильмы о спорте получаются не очень удачными. Например, разрекламированная лента «Гол», в которой можно увидеть множество звезд мирового футбола, запомнилась полным не пониманием режиссером и сценаристом сути самой игры.

В этом и есть элемент недоверия, и сама проблема. Зритель не верит тому, что происходит  на экране, если съемочным процессом руководит человек, весьма далекий от темы. По сути, фильмы о спорте должны снимать люди, интересующиеся спортом.

Фантастический спорт

За счет чего фильм о спорте может собрать большую кассу? Совсем необязательно бить рекорды «Мстителей» или «Аватара» - просто, чтобы народ пошел.

Чтобы народ пошел на фильм, он должен быть зрелищным. Любой футбол можно снять круто. Но с точки зрения телевизионной трансляции, он недостаточно зрелищный именно для кино. Нужно усиливать. Нужен фантастический спорт.

Были такие фильмы – «Убойный футбол» и «Космический баскетбол» - это можно легко вспомнить сходу. Особых лавров эти ленты не снискали. 

А еще был квидич в «Гарри Поттере» - очень зрелищный спорт. В «Смертельной гонке» с Джейсоном Стэтхэмом тоже показан не просто НАСКАР - там если герои разбиваются, то это происходит очень зрелищно. «Голодные игры» из этой же серии. Кассу собирает не сам спорт, а то, что вокруг него происходит. Зрелищность, мощное продвижение и громкий кастинг – такая совокупность и привлекает зрителей.

Громкий кастинг на уровне актеров или спортсменов?

Если известные спортсмены принимают участие в съемках – это может сыграть на руку, но не всегда. Конечно, важно не переборщить, как в ситуации с фильмом «Гол». Но отдельно взятый, например, Зинедин Зидан может привлечь определенную публику.

Какие российские фильмы о спорте ты можешь вспомнить?

Я могу вспомнить фильм «Матч». Ничего другого что-то сейчас не припомню.

Я недавно пересматривал «Бесславных ублюдков» и после просмотра решил познакомиться с историей создания фильма. Режиссер Квентин Тарантино чуть было не отказался от съемок, потому что не мог подобрать актера на роль второго плана – в итоге ее сыграл не очень известный Кристоф Вальц, получивший за эту роль Премию «Оскар». В том же фильме «Матч» Сергей Безруков играет героя-вратаря только потому, что он Сергей Безруков. Что же важнее: звездное имя или соответствие образа героя и актера?

Вообще в русском кино сейчас по-другому невозможно – нужно делать ставку только на звезду. А поскольку звезд очень мало, в каждом втором фильме мы сталкиваемся с Сергеем Безруковым. Он и футболист, он и писатель Пушкин, и Иванушка-дурачок, и Высоцкий. Лично я считаю, что Безруков фильм испортил – одним своим присутствием.

Вспомнился еще фильм о спорте – «Рокки». Тоже сыграли на звезде или здесь дело в другом?

Да, был такой. В «Рокки» многое нафантазировано. Сильвестр Сталлоне актер еще тот, но он очень искренний и живой персонаж. Он свой в доску парень. В данном случае харизма человека играет важнейшую роль. К выбору актера нужно подходить гибко.

Фильм о «Локомотиве»

В биографических фильмах, которые посвящены живым людям, зачастую снимаются актеры, а не герой играет самого себя. Это этично?

Тут вопрос не в этике. Здесь нет ничего неэтичного. Это знак уважения. Дело в том, что у людей есть возможность сравнивать героя фильма с его прототипом, а живой герой может высказать свое мнение и вступить в конфликт с создателями фильма. Риск в том, что можно навлечь гнев живого прообраза, который может подать в суд.

В таком кино на первый план может выйти образ героя, а может и личное отношение режиссера, как это получилось у Кустурицы в его фильме «Марадона». Тем более, когда человек задумывает снимать такой фильм о спортсмене, он не будет этого делать без каких-либо сильных эмоций. Что здесь важнее – образ или отношение?

Если человек живет в наше время, то у всех заинтересованных лиц есть свое отношение к нему. В данном случае, конечно же, важна сама фигура режиссера. Кустурица, конечно же, фантазер, его за это и любят, и многое прощают. Если он уважаем, то его работу посмотрят и оценят. Но если человек начинает жонглировать фактами и возводить в буквальном смысле напраслину, то это ни к чему хорошему не приведет. О живых людях лучше снимать документальное кино.

Недавно посмотрел фильм «Юнайтед. Мюнхенская трагедия». Это очень искренняя и качественная лента. Стоит ли что-то подобное снять о ярославском «Локомотиве»?

Со времен трагедии в Мюнхене прошло 54 года – за это время люди смогли многое переосмыслить и сформировать образы погибших людей. Сейчас делать такой фильм о «Локомотиве» рано – слишком свежи раны от потерь. Пока что мы находимся под сильным впечатлением трагедии под Туношной.

А не захотят ли отечественные создатели кино сыграть на чувствах и выпустить подобный фильм сейчас?

Они могут попытаться. Современное российское кино находится в глубочайшем кризисе. Кризис идей, жанров, новых людей. Они могут попытаться, не задумываясь об этической составляющей, снять такое кино, но это будет большой ошибкой. В Ярославле его воспримут неадекватно, поскольку еще слишком живы воспоминания. И попытка все это сыграть, плюс наложить спецэффекты – не самые дорогие… я боюсь, что это будет выглядеть не очень качественно. Хотя именно сейчас можно снять хорошее документальное кино. Не просто памятный ролик, а настоящий фильм. Мы, кстати, хотели провести 7 сентября показ самодельных роликов о хоккейном клубе «Локомотив», но вряд ли эта идея осуществится на предстоящую первую годовщину.

Что должно лежать в основе документального фильма о «Локомотиве»?

Может быть, расследование. Может быть, рассказ о том, какими прекрасными людьми были погибшие ребята. Если снимать расследование, то, вроде, уже есть заключение МАК, а самое главное – у каждого есть свое мнение о том, почему случилась такая трагедия.

Кто должен заняться съемками?

BBC может снять качественное кино о погибшей команде «Локомотив». Британское BBC. В России есть талантливые документалисты, но для них это будет очень сложный и неподъемный материал. Все еще слишком остро и живо в нашем сознании. Людям, приехавшим из Британии, будет проще.

Но они могут как раз не понять наше сознание.

Они смогут это сделать нейтрально, чтобы не трогать раны, чтобы никого не обвинять. Здесь ведь множество острых камней.

Спорт и около него

Есть фильмы, которые затрагивают околоспортивные темы. Например, лента «Хулиганы». Какую часть должен занимать спорт в этом фильме и что именно здесь должно лежать на поверхности?

Фанаты – целое явление, и не уделять этому внимание нельзя. Задача любого художественного произведения – вскрыть суть явления. В основе должна лежать эмоция – ради чего этим людям так важно болеть за какую-либо команду и что они в этом находят.

Еще был отечественный фильм «Россия 88»…

Да, там история современных русских нацистов, которые ходят на матчи, болеют за любимую команду и мочат кавказцев на досуге. Параллельно там есть история любви. В «России 88» тоже вскрываются причины явления. Хорошо, что такие фильмы есть.

Есть такое выражение: «Футбол – это дело жизни и смерти? - Нет, футбол гораздо важнее». Не совсем точная цитата, но суть ясна. Что важнее в фильме о спорте? Показать сам спорт как явление?

Если спорт будет доминировать в художественном фильме, то это вряд ли привлечет массового зрителя. Обязательно нужно добавлять личные подробности о жизни героев, а также параллельные исторические события, такие, например, как война или выборы.

Все дело в балансе?

Вспомнился мне фильм Клинта Иствуда «Непокоренный» - там отличный баланс спорта и остальной жизни. Там спорт, как средство достижения какой-то цели. Он лишь повод для развития сюжета и раскрытия мысли. Спорт и сплетение человеческих судеб обнажает истинную ценность происходящего на экране.

Спорт – неизведанная почва для кино?

В России мы любим смотреть спорт и болеть за него. А всякие биографические подробности нас мало интересуют. У нас нет особой культуры просмотра таких фильмов, поэтому режиссеры не часто обращаются к спортивной теме.