«Рейнджерс» в кризисе после идеальной перестройки. Как это произошло?
Хронология взлета и стремительного падения
С отрывом последнее место на Востоке, 11 поражений в последних 13 матчах (в том числе 2:10 и 4:8), заявления о «переоснащении» (в оригинале «retool») и готовности к обмену главной звезды – в таком состоянии встречает конец первого месяца 2026 года одна из самых дорогих франшиз НХЛ. С трудом укладывается в голове, что меньше двух лет назад те же «Рейнджерс» выиграли регулярный чемпионат, а в плей-офф уступили только в финале конференции будущему двукратному подряд чемпиону.
Предлагаю проследить хронологию взлета и такого удивительно стремительного падения команды, которая окунается в новую перестройку меньше чем через 10 лет после завершения предыдущей.
Начало перестройки
Несмотря на то, что Кубок Стэнли игроки «Рейнджерс» не поднимали с 1994 года, в 2010-х на Мэдисон-сквер-гарден удалось собрать сильную команду, которая была близка к главному трофею. Но современная НХЛ выстроена таким образом, что одна команда не может вечно претендовать на Кубок: хоккеистам высокого уровня необходимо выписывать соответствующую зарплату, умещать всех под потолок зарплат становится со временем все сложнее, запас активов на обмен хороших игроков из других клубов истощается, а возможности выбирать самые лучшие молодые таланты на драфте и вовсе не предоставляется.
Осознание точки невозврата для тех «Рейнджерс» наступило во время сезона 2017/18, в течение которого стало ясно, что команда под руководством Алена Виньо не попадет в плей-офф впервые с 2010 года. Открытое письмо от лица президента Гленна Сатера и генерального менеджера Джеффа Гортона провозгласило перестройку, был взят курс на «добавление молодых конкурентоспособных игроков, которые сочетают в себе скорость, мастерство и характер». Перестраивать действительно было что: лидеры, выводившие «Рейнджерс» в финал Кубка Стэнли-2014 уже закончили карьеру или были близки к этому, а новых игроков, вокруг которых можно было бы формировать чемпионскую команду, на горизонте не наблюдалось. Поэтому еще по ходу сезона ряд ключевых игроков (Макдона, Миллер, Нэш, Холден) были обменяны на пики и проспектов (в том числе Райана Линдгрена), а на место тренера в межсезонье взят молодой Дэвид Куинн.

Что должна делать команда, ушедшая в «ребилд»? Первым делом нужно обзаводиться драфт-пиками и выбирать талантливых молодых хоккеистов, которые составят основу будущей сильной команды. И «Рейнджерс» делали именно это – на драфте 2018 года Гортон сразу трижды выходил на сцену во время первого раунда, чтобы назвать имена Виталия Кравцова, К’Андре Миллера и Нильса Лундквиста.
Еще более эффективным путем по наполнению состава многообещающими хоккеистами может быть обмен топовых проспектов других команд. Такой шанс выпадает редко, но «рейнджерам» повезло – Адам Фокс, один из самых перспективных защитников на тот момент, отказался подписываться и с «Калгари», и с «Каролиной», вынудив обменять его в команду из «Большого яблока» в конце сезона 2018/19. Еще сильнее молодое ядро укрепилось на следующем драфте, где под вторым номером был выбран габаритный финн Каапо Какко, впечатливший игрой на взрослом чемпионате мира и даже воспринимавшийся некоторыми лучшим выбором, чем Джек Хьюз, ушедший первым.
Панарин и Шестеркин – лица новой команды
Таким образом, всего за один год перестройки ньюйоркцы смогли набрать солидный набор первоклассных проспектов, как минимум двое из которых (Фокс и Какко) уже выглядели готовыми к игре во взрослом хоккее. Плюс к этому, прорывной год выдал Зибанежад, а из КХЛ приезжал наследник Лундквиста Игорь Шестеркин, уже впечатлявший стабильной игрой за «СКА». Казалось, паззл будущей чемпионской команды уже начал складываться, и менеджмент не удержался от искушения побороться за главный лот на рынке свободных агентов, заманив Артемия Панарина в Нью-Йорк огнями большого города и 7-летним контрактом на 81,5 млн долларов. На период этого контракта должен был прийтись пик нового цикла команды, что значительно ускорило перестроечные процессы.

Когда казалось, что период ранних выборов на драфте для «Нью-Йорка» уже завершен, судьба подкинула новый подарок: после вылета в раунде плей-ин в прерванный «ковидный» сезон благодаря изменению распределения шансов на драфт-лотерее и удивительно удачному жребию «копы» получили возможность выбрать под первым номером безоговорочного фаворита драфта Алексиса Лафреньера, несмотря на высокое 16-е место сводной таблицы незаконченной регулярки.
В этот момент складывалось ощущение, что «Рейнджерс» проводят, пожалуй, лучшую перестройку в истории, всего за 2 года наполнив состав:
а) нападающими, выбранными под 1-м и 2-м номером недавних драфтов;
б) многообещающими защитниками с высоким и очень высоким потенциалом;
в) качественным и довольно молодым вратарем, который сходу стал показывать высокий уровень;
г) состоявшейся суперзвездой в расцвете сил на длинном контракте;
д) еще несколькими перспективными игроками с высоких выборов драфта.
При этом в команде оставались Мика Зибанежад, становившийся большой звездой, Крис Крайдер, выглядевший способным вести за собой за счет опыта и лидерских качеств, и еще несколько качественных игроков вроде Райана Строума, Павла Бучневича, Филипа Хитила, Энтони Деанджело, Райана Линдгрена. Также из «Виннипега» был выменян Джейкоб Труба для того, чтобы стать лидером защиты и передавать опыт Фоксу и Миллеру. Таким образом, к сезону 2020/21 «Ренджерс», в том числе благодаря везению и привлекательности главной команды Нью-Йорка, уже явно прошли пик падения при перестройке и готовились стремительно восходить на вершину.

Однако восхождения даже до зоны плей-офф не последовало и в следующем сезоне. Несмотря на то, что Панарин полностью оправдывал свой контракт, сразу став лидером «Рейнджерс» и выведя Строума на уровень (на котором он не был ни до, ни после) эффективность всего нападения оставляла желать лучшего. Молодые Какко и Лафреньер испытывали трудности с адаптацией к НХЛ в довольно сильной команде на ограниченных минутах и близко не показывали то, что ждут от первых номеров драфта. Помимо игровых проблем, на команду навалились скандалы: сначала из-за драки с Георгиевым «Нью-Йорк» расторг контракт с Деанджело, затем из-за обвинений в избиении девушки со стороны Назарова на 9 матчей был отстранен Панарин.
Все это, вкупе с разногласиями внутри руководства по вопросам тренерской позиции и дальнейшего движения клуба, привело к увольнению генерального менеджера Гортона и президента Дэвидсона. Оба функционала были переданы бывшему капитану «Рейнджерс» Крису Друри, работавшему до этого помощником Гортона и генеральным менеджером «Хартфорда» в АХЛ. Пожалуй, именно это, возможно, поспешное решение многие болельщики клуба могут считать поворотным моментом. С самого начала идея доверить человеку без какого-либо опыта на таком уровне управление уже хорошей командой, которую необходимо было грамотно дополнить отдельными элементами для достижения максимального результата, выглядела сомнительно.

Эпоха Друри
Одним из первых шагов нового генерального менеджера было решение вопроса Бучневича, у которого закончился контракт, а по новому нужно было предложить заметно большую зарплату. Друри обменял Павла в «Сент-Луис» на Самуэля Блэйза и пик 2 раунда, что и тогда казалось спорным ходом, а со временем стало выглядеть просто провалом: россиянин в «Блюз» стал полноценным лидером команды, а канадец провел за «Рейнджерс» всего 54 матча за 2 сезона, выдав умопомрачительные 0+9. Также среди летних неудач первого межсезонья Криса можно отметить подписание Патрика Немета на неадекватные 3 года по 2,5 млн.
Тем не менее, это не помешало команде действительно совершить качественный рывок. Выдающийся сезон от Шестеркина, прогресс до элитного защитника от Фокса и топовый уровень от Панарина и Зибанежада позволили вернуться в полноценный плей-офф в первом же сезоне под руководством Жерара Галлана. В постсезоне «Рейнджерс» после драматичной серии с «Питтсбургом» с овертаймом 7 матча дошли до финала конференции, пропустив в главный финал «Тампу».
Логичным образом амбиции на следующий сезон 2022/23 моментально взлетели, что в очередной раз нарушило планомерное движение вверх. В это время капитаном команды был неожиданно выбран Труба при наличии Крайдера, казавшегося многолетним духовным лидером раздевалки. Друри в межсезонье, в первую очередь, не стал продлевать Строума, заменив его на Винсента Трочека. Также, думая, что команде после финала конференции не хватает только вкрапления победного опыта для следующего шага, он подписал на очень солидные деньги Барклая Гудроу за 2 успешных плей-офф с «Тампой», а затем дедлайне выменял на остаток сезона Патрика Кэйна и Владимира Тарасенко, собрав главные лоты на рынке.
К плей-офф команда выглядела максимально грозно на бумаге, но по факту эти «галактикос» довольно безвольно вылетели в первом же раунде от среднего «Нью-Джерси» с 0:4 в 7 матче серии. Трудно сказать, кому в большей степени нужно приписать вину за этот провал: Галлану, не наладившему игру команды при наличии классных хоккеистов, или Друри, ухватившему яркие имена в ущерб сбалансированности состава – но крайним в итоге сделали тренера, отправив его готовиться к отъезду в Санкт-Петербург.

Летом Кэйна и Тарасенко не стали удерживать в Нью-Йорке, в составе были сделаны лишь косметические изменения, и под руководством Питера Лавиолетта команда полетела к победе в регулярном чемпионате. В том сезоне свои лучшие показатели выдали Панарин и Крайдер, на своем высоком уровне были Шестеркин, Фокс и Зибанежад, наконец-то сделал качественный рывок Лафрьеньер (к сожалению, пока последний). Немного укрепившись уже не настолько яркими именами перед дедлайном, «рейнджеры» вновь смогли дойти до финала конференции, где путь в финал им вновь преградила флоридская команда-династия (по современным меркам). Ожидания на следующий сезон вновь поднялись до небес, снова казалось, что этой команде не хватает совсем немного до Кубка, возможно даже не одного…
Начало конца
Главной задачей лета и нового сезона 2024/25 до плей-офф, куда такая команда была обязана спокойно попадать, виделось подписание нового контракта с Шестеркиным. Место под потолком зарплат нужно было и для потенциального продления К’Андре Миллера, и для улучшения текущего состава. Да, потолок зарплат, рост которого застопорился из-за пандемии, ограничивал возможности, поэтому генеральному менеджеру нужно было проявить определенный креатив.

Решение выглядело максимально топорным: еще летом Друри неожиданно выставил на драфт отказов Гудроу, имевшего огромный и не оправдавший себя контракт, но обладавшего статусом одного из вице-капитанов. Далее в конце ноября 2024 г. на фоне пары поражений после среднего старта Друри разослал сообщение генеральным менеджерам остальных команд лиги о готовности к обмену игроков «Рейнджерс», в первую очередь Трубы и Крайдера, о чем сразу стало известно общественности. Можно признать, что, если искать пути для какого-либо улучшения того ростера, контракты этих двоих вполне попадали в число худших по соотношению цена/качество, но публичные обсуждения обмена капитана и вице-капитана моментально отразились на игре команды. К тому же у Трубы оставалось всего полтора года по контракту, у Крайдера – два с половиной, в течение этого времени они еще вполне могли приносить пользу и необходимости для таких резких шагов по ходу сезона не виделось.
В начале декабря Трубу с его частичным запретом на обмен вынудили принять предложение, отправив в «Анахайм» в обмен на среднего защитника Вааканайнена и пик 4 раунда – Рейнджерс получили заметное ухудшение качества, но при этом свободное место под потолком. Позднее Друри избавился еще от Какко, Линдгрена, Веси и Смита. Параллельно в СМИ стали возникать сообщения о разочаровании и напряженности в раздевалке «Рейнджерс», и это было объяснимо – команда была в шаге от финала Кубка Стэнли и, не потеряв никого из важных игроков летом, добровольно делала шаги в духе франшизы в перестройке, обменивая капитана на драфт-пики.
Но возможно у генерального менеджера с самого начала был план, и он его придерживался, поскольку вскоре после освобождения места под потолком его заполнил контракт Джей Ти Миллера, бывшего игрока «Рейнджерс», в том числе с обмена которого и началась перестройка. В обратном направлении в «Ванкувер», помимо выборов на драфте, отправился Филип Хитил, всю карьеру в «Нью-Йорке» мучавшийся от травм. На бумаге центральная ось получила апгрейд, и по факту Миллер хорошо провел остаток сезона, но в команде что-то надломилось. В итоге сезон, который должен был закрепить успех предыдущего и завершиться новым походом за Кубком, для предыдущих обладателей Президентского кубка закончился уже после регулярного чемпионата в 6 очках от зоны вайлд-кард.

Что сейчас?
Весной Лавиолетт был уволен, а Друри продлен на долгий срок, видимо, чтобы завершить начатое изменение команды. В межсезонье легенду клуба Криса Крайдера он все-таки отправил по проторенной Трубой дорожке в «Анахайм», а К’Андре Миллера заменил на Владислава Гаврикова. Эти шаги обновляли ростер, но при этом разрушали фундамент перестроенной команды, которая дважды за последние годы играла в финале Востока. Назначенный новым главным тренером Майк Салливан не смог вдохнуть в эту команду новую жизнь, и в начале 2026 года болельщики «Рейнджерс» могут обнаружить своих любимцев на самом дне таблицы всего через полтора года после победы в регулярном чемпионате.
Учитывая истекающий контракт Панарина, лидера команды с самого момента присоединения к ней, пришло время судьбоносных решений. И они последовали – 16 января Друри выпустил открытое письмо, в котором признал разочарование по поводу текущей игры команды и провозгласил «переоснащение» (retool), отдельно подчеркнув, что это будет не перестройка (rebuild). Не сказать, что новость стала неожиданностью – это «переоснащение», очевидно, началось больше года назад – но она точно подтвердила намерение расстаться с Панариным перед дедлайном или уже после завершения сезона, в зависимости от решения самого Артемия.

Уже сейчас понятно, что возвращение легким и быстрым путем «Рейнджерс» в ряды контендеров маловероятно, поскольку клуб расстается со своей главной звездой, а время карьеры остальных ключевых игроков довольно ограничено: Зибанежаду, Миллеру и Трочеку уже 32, Шестеркину и Гаврикову 30, Фоксу скоро 28. Несмотря на то, что драфт-пиков на ближайшие годы у «копов» немало и в ближайшее время, судя по всему, станет еще больше, их конвертация в боеспособных игроков вряд ли возможна без основательной перестройки с погружением на дно. Так что, скорее всего, в следующий раз, когда мы увидим «копов» в борьбе за Кубок Стэнли, вести команду за собой будут уже совсем другие люди.
В чем главные причины?
Перестройка «Рейнджерс», начавшаяся в 2018 году поначалу выглядела идеальной, ведь в ней было все, о чем только могут мечтать команды на этой стадии: высокие выборы на драфте, выгодные обмены, привлечение суперзвезд с рынка свободных агентов, раскрытие старых проспектов. Отчасти в этом было везение, отчасти привлекательность Нью-Йорка как места для продолжения карьеры и жизни. В какой момент все пошло не так и почему?
Из внешних факторов «Нью-Йорку», как другим контендерам периода, не повезло с пандемией, которая не позволила расти потолку зарплат, и ограничила возможности по улучшению и даже сохранению состава. Здесь можно говорить об определенном невезении, поскольку цикл развития «Рейнджерс», когда особенно важно было повышение возможностей по тратам на контракты, пришелся на период, когда этого не происходило.
Конечно, важным фактором было и тотальное невезение с выборами на драфтах. Обычно именно за счет игроков, выбранных на драфте, команды формируют будущий чемпионский костяк, но в данном случае из многочисленных выборов в 1-м раунде заиграл по сути только К’Андре Миллер, а из трех выборов в первой десятке (Кравцов, Какко и Лафреньер) ни один в итоге не вылился в игрока действительно топового уровня. Особенно двое последних казались стопроцентными попаданиями, и вряд ли какой-то другой клуб выбрал бы других хоккеистов под этими номерами в то время, но не срослось. Могли бы Кравцов, Лундквист, Какко, Лафреньер, Отманн, Шнайдер раскрыться лучше в других клубах с большим доверием и игровым временем? Может быть, этим игрокам действительно нужен был более деликатный подход, но тогда мы переходим к фактору через абзац ниже.

С точки зрения персоналий, конечно, легче всего обвинить Друри, и его роль в провале действительно трудно игнорировать. Упрекнуть нынешнего генерального менеджера можно и в неудачных обменах, и в невыгодных контрактах, и в неоправданно резких шагах, которые не сыграли на пользу команде. Однако часть проблем стали следствием действий еще его предшественников, например контракт Трубы и не оправдавшие надежд высокие выборы драфта были не лучшим наследством от Гортона. Выбор Куинна в качестве тренера для прогрессирующей команды и отстаивание его сохранения предыдущим генеральным менеджером тоже были крайне спорными действиями. Тем не менее, Криса по праву можно считать одним из слабейших управленцев в лиге на сегодня.
В то же время Друри стал заложником риторики, которая окружала клуб все это время – постоянный запрос на результаты и их получение как можно скорее. Собственно, его назначили на должность именно поэтому – нужно было ускорить формирование команды-победителя, когда перестройка считалась завершенной. Именно поэтому большую звезду в прайме подписали до момента, когда могли бы адаптироваться и раскрыться выбранные на драфте молодые партнеры, именно поэтому активы тратились на «аренду» звезд в конце сезона без понимания, как их можно встроить в команду. В конце концов, именно поэтому Друри начал менять основной костяк игроков, когда замаячила перспектива неудачи в регулярном чемпионате.
Однако становление чемпионской команды – сложный процесс, который требует времени и терпения. Именно этого «Рейнджерс» в последние годы не хватало.











За разбор - спасибо, было очень интересно узнать нюансы пике "копов".