3 мин.

«Вы не заинтересованы в индивидуальностях». Как Ларионов поссорился с тренером, но всё равно исполнил лучший гол турнира

Мировое хоккейное первенство 1989, на котором Игорь Ларионов исполнил один из лучших голов в истории чемпионатов, года было окутано скандалами ещё до старта игры. Всё дело в том, что в декабре 1988-го в СМИ, а именно в журнале «Огонек», появился занимательный материал. Его автором был тот самый известный и влиятельный советский хоккеист Ларионов, который решил выразить своё несогласие с политикой и тренировочными методами тренера Виктора Тихонова. Площадкой для диалога игрок избрал не раздевалку или тренерский кабинет, а одно из самых читаемых изданий:

«Складывается впечатление, что вы просто не заинтересованы, чтобы команда состояла из ярких индивидуальностей. Что вам будто бы проще иметь средних три-четыре звена, этакое рижское «Динамо» образца 1974 года… Такую команду легче удерживать под гнетом жесточайшей дисциплины, в обстановке постоянного страха за будущее, в атмосфере, когда становятся выгодными доносы… Дело-то дошло до того, Виктор Васильевич, что уже и в раздевалке лишнего слова не скажешь, не то что на собрании, в ваш адрес, потому что в тот же день вы будете иметь самую полную информацию и, выждав время, отомстите… Молодые хоккеисты — и те уже привыкли: пропустил пас во время обычной товарищеской встречи, замешкался на льду (во время игры, когда нервы на пределе, всякое бывает!) — оправдываться бесполезно, только хуже себе», — это лишь небольшая часть публичного протеста Ларионова.

Это заявление, как полагало большинство, должно было стать крестом на карьере нападающего, однако Ларионов был слишком хорош (даже несмотря на некоторые повреждения), чтобы не попадать в национальную команду. Это понимал и сам Тихонов, который своими глазами видел, как Игорь тащит команду во время матчевой серии между советскими и заокеанскими клубами. Игрока-таки пригласили выступить на чемпионате мира-1989, а тот в свою очередь добился и приглашения для Фетисова (тот тоже шёл в стыки с советским тренером).

По ходу группового этапа советская команда не оставила шансов своим противникам и забила в три раза больше, чем пропустила. 7 побед в 7-ми матчах  — так выглядела статистика подопечных Тихонова. Но на финальном этапе, как мы знаем, всё начинается сначала. И тогда-то сборная подрастеряла победный запал, хоть и вырывала виктории в труднейших матчах.

Так уж сложилось, что к матчу СССР-Канада советские игроки подошли в статусе главных претендентов на победу. По очковой система (а именно так тогда разыгрывались медали) команде из СССР оставалось только обыграть родоначальников хоккея и радостно завершить турнир. Все хоккеисты сборной о целях и задачах были осведомлены, а потому на матч вышли особенно заряженными. Особенно сверкало в тот день трио Крутов — Ларионов — Макаров: хоккеисты выглядели настолько уверенно, что их противники буквально уступали им дорогу.

Однако главной звездой нападения в тот день стал Ларионов, который смог пробить стену Гранта Фюра целых два раза, но только первый гол был вписан в историю как один из самых красивых хоккейных голов. Выглядел он вот так (видео 10:50):

Система Тихонова, критикуемая героем матча Ларионовым, на этот раз сработала. Национальная команда Союза переиграла канадцев со счётом 5:3 и вернулась с мирового первенства чемпионом.