КХЛ на чемпионате мира. 2015 год. Лучший чемпионат 34-летнего Мозякина
Мировое первенство в Чехии было ознаменовано новым рекордом посещаемости, крайне редким для финала счётом, окончанием безмедальной пятилетки для Канады и уникальным достижением Кросби
Два «пингвина» — Сидни Кросби и Евгений Малкин. Фото: Сергей Федосеев
К 2015 году канадцы совсем забыли, что такое медали чемпионатов мира. После серебра-2009 они пять лет подряд даже до матча за третье место не добирались (выиграв за тот же период две олимпиады), методично выметаемые на четвертьфинальной стадии — то россиянами (дважды), то шведами, то финнами, то даже словаками. Вероятно, родоначальникам такое положение вещей надоело, и весной 2015 они прислали очень мощную команду — сильнейшую, на уровне чемпионатов мира, лет за десять, а то и больше. Особенно это касалось линии атаки, возглавлял которую Сидни Кросби. Помимо него нападение составили три клубные тройки — далласовская, колорадская и филадельфийская (Брэйден Шенн, правда, сыграл всего два матча); а также связка Тэйлор Холл — Джордан Эберли из «Эдмонтона». Эта команда была не только звёздная, но и весьма резвая — средний возраст не доходил до 25 лет; моложе на том турнире были лишь американцы.
Так что с самого начала турнира канадцы практически единодушно считались главным фаворитом; чуть пониже котировались шведы и действующие чемпионы — россияне. На предварительном этапе «кленовые» оправдали статус полностью, выиграв все семь встреч с общим счётом 49:14 — то есть, забрасывая, в среднем, ровно по семь шайб за матч, и пропуская по две. Шведы, попавшие с ними в одну группу, показали, что, с одной стороны, могут противостоять этой Канаде почти на равных (4:6 с последней шайбой в пустые ворота); но с другой стороны — на почти таких же равных играют и со всеми остальными, кроме Австрии и Латвии, проблем с которыми не испытали. Францию и Германию они одолели достаточно натужно, Швейцарию — в овертайме, а Чехию лишь в серии послематчевых бросков.
Сплошные неоднозначности
Сергей Плотников и Виктор Тихонов держат оборону. Фото: Сергей Федосеев
Сборная же России, в своей группе оставшаяся в одиночестве из числа явных фаворитов, выступила неоднозначно: показала интересный хоккей, но, уступив американцам и финнам, заняла лишь третье место. И вышла в четвертьфинале на шведов, с которыми сыграла также, как играла в группе: неоднозначно. В начале второго периода наши вели 3:0, а к концу третьего счёт выровнялся — 3:3. Однако духом не упали, почти сразу же снова вышли вперёд, а последнюю шайбу закатили в пустые ворота.
В полуфинале россияне доказали случайность поражения в группе от США, хотя тоже достаточно неоднозначно — на протяжении почти двух с половиной периодов бодались со «студентами» с переменным успехом и без какого бы ни было результата, а затем за восемь минут забили три гола, и четвёртый — опять же, в пустые ворота. К этому матчу команда Олега Знарока получила солидное подкрепление из-за океана в лице Александра Овечкина, находящегося, несмотря на дальний перелёт и «с корабля на бал», в отличной форме. И, кажется, сильно разозлённого очередным ранним выбыванием из плей-офф НХЛ. Во встрече против США он стал одним из главных действующих лиц, и, надо полагать, готовился следом за американцами отыграться ещё и на канадцах. Которые подошли к финалу с «сухой» серией, длящейся 137 с лишним минут: пропустив шайбу ещё в групповом турнире от Австрии, в плей-офф «кленовые» ни белорусам (9:0), ни чехам (2:0) отличится не позволили.
Майк Смит без труда прерывает выход Артёма Анисимова. Фото: Сергей Федосеев
В итоге серия эта составила более 190 минут. Прервал её Евгений Малкин во второй половине третьего периода. Тот гол если на что и влиял, так только на настроение вратаря Майка Смита, чуть не отыгравшего «на ноль» весь плей-офф; да и то вряд ли. Наши к тому времени горели синим пламенем — 0:6. Что тоже было не вполне однозначно — при равной игре в первом периоде и почти равной в третьем. Но вот второй был проигран вчистую. И дело даже не в том, что канадцы забили три гола, а в том, что наши даже шанса не имели забить хотя бы один. Даже соотношение бросков в створ (1:11) недостаточно ярко это отражает.
По окончании встречи произошёл небольшой скандальчик из-за того, что россияне покинули лёд, не оставшись на прослушивание канадского гимна. Произошло это, судя по всему, по вине организаторов, преждевременно открывших борт, что наши восприняли как сигнал ухода. Да и вообще, такие вещи встречаются пусть и нечасто, но всё равно это событие достаточно заурядное в сравнении с разностью в пять шайб в финальном матче. С 1992 года, когда в формулу чемпионата мира ввели плей-офф, такое случилось лишь однажды, в 2011: финны с аналогичным счётом 6:1 разделали шведов.
Из других выдающихся событий можно назвать новый рекорд посещаемости, превзошедший прошлогодний белорусский почти на сто тысяч (741 700), а также факт, что Кросби стал первым, и пока ещё единственным в истории хоккеистом, выигрывавшим Кубок Стэнли, олимпиаду и чемпионат мира в роли капитана команды.
Герой. Сергей Мозякин
Датчанам Сергей Мозякин забросил две шайбы, и был признан лучшим игроком матча. Фото: Сергей Федосеев
Лучший снайпер и бомбардир в истории КХЛ в национальной сборной раньше на ведущие роли не выходил; более того — далеко не всегда, по тем или иным причинам, попадал в сборную. Но в Чехии-2015 — в возрасте 34 лет (!) — затмил всех. И Малкина (с которым, впрочем, играл в одном звене — так что, при непосредственной его помощи), и Илью Ковальчука, и резко рванувшего на новый уровень Владимира Тарасенко, и стоящего на пороге аналогичного рывка Артемия Панарина, и Вадима Шипачёва, словом — всех. В самом первом матче турнира Мозякин сделал две результативные передачи, затем две игры «молчал», а в остальных семи не уходил со льда без набранных очков; в том числе и единственный гол канадцам Малкин забил, переправляя бросок Сергея. На протяжении всего турнира звено, в котором играл Мозякин, не проиграло ни одного микроматча — даже и кошмарный финал. С 12 (6+6) набранными очками он разделил третье место среди лучших бомбардиров чемпионата, лишь на два балла отстав от Джейсона Спеццы, и на один — от Джордана Эберли.
Кто ещё отличился
Андрей Костицын и Алексей Калюжный. Фото: Юрий Кузьмин
При тотальном превосходстве Канады в 2015 году можно отметить лишь отдельные локальные успехи. Минчанин Алексей Калюжный традиционно вёл за собой сборную Белоруссии — в роли как капитана, так и лучшего снайпера и бомбардира (5+5 в восьми играх), а рижанин Лаурис Дарзиньш — команду Латвии (3+7 в семи). Ондржей Немец из ЦСКА стал самым надёжным игроком сборной Чехии (+5), а казанец Оскар Мёллер (4+3) не затерялся в достаточно звёздном составе Швеции.
Цитата
Евгений Малкин и Илья Ковальчук. Фото: Сергей Федосеев
Илья Ковальчук, капитан сборной России — о ситуации с преждевременным уходом со льда:— Как капитан сборной России ещё раз подчеркну, что никакого демарша, версию о котором раздувают в интернете, не было. Мы пожали руки канадцам, которые победили в профессиональной, спортивной борьбе, выразили им своё уважение. Поехали на вручение серебряных медалей, выслушали торжественные речи. Дальше вроде бы прозвучала чемпионская песня, которая обычно закрывает подобные церемонии, посыпались конфетти. В этот момент открылась «калитка», которая ведет в зону для общения с журналистами. Мы посчитали, что для нас это сигнал: наступает время чемпионов, церемония завершается, мы на ней, в общем-то, лишние. И поехали на общение с прессой — в том числе канадской. Вот и весь «демарш».