7 мин.

Люди мира. Лилль как самый добрый город Евро

4

Дария Конурбаева рассказывает, как должен выглядеть чемпионат Европы здорового человека. 

Первое, что бросается в глаза, когда сходишь с поезда Марсель – Лилль, - это количество полицейских. Кажется, что службы безопасности заполонили самую ближнюю к Бельгии точку Евро: территорию вокзала патрулируют автоматчики при полном параде, полицейские мелькают группами почти на каждой большой площади, а иногда в толпе замечаешь сосредоточенных товарищей с повязками «security» на руке. Это не напрягает и не выбивает из равновесия: спецслужб во Франции так много, что начинаешь к ним относиться как к деталям городского интерьера.

Лилль очевидно готовился к Евро и к поддержке своей сборной: витрины почти каждого бара разрисованы в красно-синих тонах, увешены флагами и украшены петухами всех мастей.

1

Правда в питейных заведениях мест хватает не всем: к середине дня немцы оккупировали все места, где есть барная стойка и телевизор, и под завезенное из ближайшей Бельгии пиво увлеклись просмотром матча Хорватия – Турция.

 

2

Мы смотрим бар в атмосферном турецком кафе: здесь кормят вкуснейшими кебабами, телевизор немножко рябит, а хозяева нет-нет да и посмотрят в экран. К голу Модрича в кафе становится по настоящему жарко: печи нагревают небольшое помещение сами по себе, а к двери подходит группа болельщиков сборной Германии.

 

3

По опыту субботнего Марселя и других городов-хозяев, присутствие фанатов соперничающих команд в непосредственной близости друг от друга ничем хорошим закончиться не может. Но Лилль с ходу разбивает все стереотипы о безумных немцах и горячих турецких парнях. Первые заказывают пиво и мясо, вторые взволнованно следят за игрой. Но как только фанаты Лева и компании разбираются с обедом, в кафе начинается веселье. Парни в смешных дутых костюмах бьют в барабан и поют: сначала гимн Германии, а потом вдруг «Aux Champs Elysees». Немецкие, французские, английские песни – любые, чей ритм можно отстучать бодрой мелодией.

 

4

Я весь день хожу по городу в майке Шюррле (наследие чемпионата мира в Бразилии) и называю себя самым хипстерским болельщиком Германии, а немецкая футболка в купе с русским языком и неоднозначным географическим бекграундом начинают творить чудеса в центре Лилля. 

На узких улицах попадаются болельщики всех мастей: в очередной паб заваливаются валлийцы с драконом на флаге. Здесь уже оказываются немца и украинцы – за одним столом. Я обращаюсь к соотечественникам Бэйла, но после первого же вопроса от украинских ребят перехожу на русский.

- Ой, ты говоришь по-русски? А на мове можешь?!

- Не говорю, но почти всё понимаю.

- А откуда?

- Из Москвы.

- Ты не из этих, 86%?

- Нет, но разве сейчас надо говорить про политику?

- Нет, конечно! Дай я тебя обниму!

 

5
5

Такой атмосферой добра, кажется, пронизан весь Лилль. Буквально за поворотом мы натыкаемся на немца в компании ирландцев. Парни в зеленом смеются: «Мы приехали сюда, чтобы победить немцев в финале!» - с этими словами они тепло обнимают приятеля. Потом спрашивают, как накануне была атмосфера в Марселе и соглашаются с мыслью, что, как и всегда, из-за нескольких громких фанатов страдает спокойное большинство и люди начинают бояться болельщиков.

 

1

Всевозможные братания и сюжеты международной дружбы – повсюду. Остаётся только бегать по площади от одной интернациональной компании к другой. Следующими оказываются немцы с флагами Украины на щеках. «Что, сфотографировать? Меня? Ты специально выбрала самого красивого немца, да? Погоди, у меня еще есть приятель здесь… Кстати, почему ты не говоришь по немецки? Ой, русская? Так мы не из Крыма, нет!» Про политику здесь спокойно шутят все и умудряются обходиться без споров до хрипоты и приступов патриотизма.

4

Немецких фанатов в городе большинство, и среди прочего попадаются раритеты: старшее поколение носит ретро-майки и вспоминает дела давно минувших дней. От украинцев во Франции больше молодежи: они удивляются, когда я заговариваю с ними на русском, но расходимся мы неизменно с взаимными пожеланиями удачи. Ее же желают друг другу украинская пара и немецкие приятели: посередине дороги они фотографируются с немецким флагом, обмениваются атрибутикой и на прощание крепко обнимаются.

4
3

 

4
5

Перед тем, как отправиться на стадион, мы заскакиваем в австралийский паб, где помимо прочих собрались болельщики Северной Ирландии. За 5 минут до старта их матча против Польши они оказываются рядом и заговаривают со мной на ломанном немецком.

- Можно по-английски, я не говорю на немецком.

- Как так?

- Ну, я из России. Хотя живу в Лондоне.

- И носишь немецкую форму? Да ты человек мира! 

После такого заявления каждый из десяти ирландцев считает своим долгом со мной сфотографироваться: говорят, что на удачу. Перед началом матча они громогласно поют гимн, и к «God save the Queen» вдруг присоединяются сидящие здесь же немцы.

5

Одновременно с этим в интернете появляются истории про очередную драку в центре, но, несмотря на растиражированность новости, на восприятие Лилля и предматчевой атмосферы она не оказывает никакого влияния. Глобально в городе никаким негативом и не пахнет, а все как один встреченные украинцы и немцы относятся друг к другу максимально вежливо и дружелюбно. В метро немецкие болельщики пытаются перекупить у украинских бутылку пива: не понятно, выгорела ли сделка, но оставшийся путь до стадиона они провели в милейшей беседе на смеси трех языков.

В чаше стадиона столь полюбившимся друг другу фанатам все таки приходится разойтись по разным трибунам. Матч смотрится бодро, но в канву всего происходящего в Лилле его окончательно вплетает Швайнштайгер. Немецкая трибуна встречает легенду стоя, а когда Швайни вколачивает мяч в сетку на дальней штанге, он несется исполнять круг почета. Бастиан пожал руку всем членам команды, обнялся со скамейкой запасных и отсалютовал болельщикам. Аплодировали этому даже сине-желтые сектора.

После матча зрители одним потоком идут к метро, чередуют кричалки во славу своих стран, а у самого входа на станции сталкиваются с полицией. Но не так, как про это, сгущая краски, могли бы писать в твиттере: немецкие парни стучат по щиту, улыбаются местным «ОМОНовцам» и одобрительно приговаривают: «О, хорошее качество!»

Хочется, чтобы и дальше твердость полицейской экипировки проверяли только так. И чтобы такому уровню качества соответствовали болельщики всех 24 сборных – и все города-хозяева Евро.

6