ФК «Оренбург»
Беспредельный ребрендинг. История о том, как я пытался помочь, но стал врагом клуба.
Сперва немного предыстории. Есть такой футбольный клуб «Газовик» из Оренбурга, так вот… совсем недавно он победил в чемпионате ФНЛ и вышел в Премьер-лигу (а это как никак главная лига страны!) Было решено сменить название на ФК «Оренбург», а смена названия соответственно влечет за собой и смену логотипа. Сам я не из Оренбурга, но как нейтральный болельщик и дизайнер был чрезвычайно этому рад. Поменял название, вышел в элиту - а это отличный повод для отличного ребрендинга. Думал уж теперь-то забабахуют крутую эмблему и в лиге будет на одного красавчика больше. Насколько я ошибался, вы можете видеть на официальном логотипе:
Разочарованию моему не было предела. Спросите: «а чем же он так плох?» я вам скажу, что он еще не так плох, как отношение клуба к здравой критике и к мнению болельщиков, но об этом позже.
Итак, чем плох данный логотип?
1. Идея. Её тут просто нет. Мяч и два круга не имеют никакого отношения ни к названию, ни к городу. Это банально и безвкусно. Если раньше читалась буква «G» и имела хоть какой-то намек на то, что этот клуб не то Газовик, не то Газпром, не то что-то другое, то в этом случае по идее должна была читаться буква «О», но и она тут не очевидна. Если вы увидели букву «О», то вы человек с хорошей фантазией. Нашлись и такие, кто насчитал тут аж 5 букв «О»
2. Заимствование. Похожих логотипов бесчисленное множество. Ну и что такого, правда? Многие клубы копируют друг-друга. Я с вами соглашусь. Но когда копируют Барселону или Реал Мадрид- это одно, а когда клуб Премьер-лиги копирует логотип любительской команды строителей– это совсем другое. Это в-первую очередь не солидно. Это даже больше удар по престижу самой лиги, чем по клубу. Представьте, если все клубы РФПЛ возьмут пример с Оренбурга и сделают похожие логотипы? В мировом футболе она будет смотреться как лига строителей. Не забывайте, что встречают все-таки по одежке.
3. Качество исполнения. Логотип сам по себе неровный. Возможно этого не видно при первом взгляде, но при наложении выносных размеров в графическом редакторе заметно, что логотип не симметричный. Возможно вы мне не поверите и скажите «Вы все вретиии» (похожим образом отреагировал клуб на мои замечания), но вы в этом сами можете спокойно убедиться. Для этого заходим на официальный сайт, скачиваем логотип в векторе и в CorelDraw выставляем размеры (да можете просто тупо взять линейку и измерить монитор). Вот что мы увидим:
А диалог в официальной группе проходил примерно так:
Я: Логотип плохой
Клуб: Не врите, логотип выполнен профессионалами. Каждая линия выверена
Я: Вот посмотрите (рисунок) тут не ровно, тут тоже
Фанатик: Ну че ты теперь докопаться до каждой линии решил?
Да. Я решил докопаться. А что решил клуб? Удалить мои комментарии с конструктивной критикой.
Логотип они так и оставили неровным.
Я пытался помочь, но, к моему глубочайшему сожалению, здравый смысл не победил. Я думаю многие смотрели фильм дурак, где дом развалился, потому что на дурака наехали из-за того что он докопался до каждой линии? Так вот. Я дурак. Именно поэтому решил не останавливаться на достигнутом.
Еще пару слов о лжи.
Помимо того, что все линии выверены, в официальной группе на полном серьезе заявляли (можете увидеть сами этот провал, пока еще не все комментарии удалили), что шрифты фирменные газпромовские,
а что мы видим на деле?)
Думаю теперь вы убедились насколько ужасен это логотип? На этом можно было закончить, но произошли еще более ужасные вещи…
Клуб объявил мне войну! Что и стало одной из основных причин этого поста. Они хотели скрыть правду в своем сообществе, но я пошёл дальше и написал её на Пикабу и в блоге на sports. И верю что здесь здравый смысл все-таки победит.
Далее, как и обещал, расскажу об отношении к болельщикам. Как вы могли догадаться, подобный шлак логотип вызвал бурю негодования среди болельщиков. Вы можете сами в этом убедиться, пошерстив новости о логотипе Оренбурга. Но только не в официальной группе Оренбурга. Там вы увидите только розовые сопли.
Как я уже говорил, под флудом клуб понимает любую конструктивную критику в том числе и мои замечания про неровность. Но это еще не всё… Мне был настолько противен этот логотип, что я немедленно решил нарисовать свои варианты. Хотя бы только для того, чтобы показать болельщиком, что все может быть не так убого, как та дичь, которую им втирает клуб. В какой-то мере мне это удалось. Да, я все-таки не профессиональный дизайнер и не претендую на идеальность, но болельщики признали что мой вариант оказался гораздо лучше официального. Но надо учесть, что делал я его не месяц (именно столько разрабатывался официальный логотип, по словам клуба) а от силы 4 дня.
Итак вот мои варианты:
В его основу легли основные символы Оренбурга: мост через реку Урал и памятник Петру Рычкову – «устроитель края Оренбургского» Так как футбольный клуб теперь носит название города, то логично было бы разместить символы Оренбурга на логотипе. Это также придает логотипу уникальность и неповторимость.
Все эти варианты я отправил на обсуждение болельщикам в официальную группу, за что и был забанен, а некоторые комментарии удалены. Не сразу конечно, а когда админы почувствовали, что болельщики на полном серьезе готовы поддержать мой вариант. Я вот не понимаю… если мой логотип действительно лучше, то чего боится клуб? Что у них будет «более лучший» логотип? Так они должны радоваться, что им его бесплатно нарисовали. Бери и наслаждайся. Или что, мой логотип не вписался в их коррупционную схему по отмыванию денег через ребрендинг? Почему бы действительно не прислушаться к болельщикам и хотя бы провести конкурс? Тогда бы не пришлось делать громких заявлений, доказывая что мнение болельщиков учтено.
На деле мы видим, что мнение болельщиков игнорируется полностью, а негатив, выливающийся на клуб всюду их попросту не волнует. Главное чтобы в своей группе было тепло и радостно.
Есть такая должность в клубе специалист по работе с болельщиками. К нему я обращался и по поводу логотипа и по поводу беспредела в группе. Но конструктивного разговора у нас не вышло. Все чего я добился, это его признание в том, что он не занимается блокировкой пользователей. Да, тут я ошибся, сгоряча написав ему. Оказалось, что в официальной группе Оренбурга два админа. Это пресс-аташе и специалист по работе с болельщиками. И оказалось что именно пресс-атташе занимается блокировкой болельщиков. Кто бы мог подумать… Каждый занимается своим делом. Видимо уборщица тогда рисует логотипы. Но нет. Как мы видим, логотип был выполнен профессионалами из «Газпромпечати»:
Ок. Просто поинтересуемся что за фирма. Заходим на официальный сайт и что мы видим? Сайта просто-напросто не существует) А их группа Вконтакте насчитывает аж 2 подписчика!
Но копаем дальше, и с других сайтов узнаем чем занимается эта компания:
Я не увидел, что они занимаются разработкой логотипов. Да, возможно у них есть штатные дизайнеры, но, думаю, специализируется они больше на предпечатной подготовке, но никак не на разработке логотипов. В первую очередь это типография! (ТИПОГРАФИЯ, КАРЛ!) Заказывать логотип в типографии, это так же глупо, как заставлять программиста починить холодильник.
Стоит отметить, что на это наверняка были потрачены немалые деньги. Просто приведу случайный пример стоимости разработки логотипа с сайта госзакупок. А выводы делаете сами.
Если вас хоть как-то затронула эта статья, то предлагаю создать петицию и остановить этот беспредельный ребрендинг. Я, уже написал письмо президенту футбольного клуба Столыпину Василию Ивановичу, но мне нужна ваша поддержка, так как я житель другого города и не имею морального права что-либо требовать от чужого мне клуба, но верю что в городе есть неравнодушные инициативные болельщики. Удачи вам и хорошего настроения логотипа!
Встречают, как правильно было замечено, по одежке. За некрасивые и несуразные логотипы болеть-то не очень хочется. Крутое лого побуждает браться за флаги и размахивать ими, а не прятать под курткой.
Подумайте о юных болельщиках - они очень часто любят глазами.
В статье все по делу. Эта часть околофутбольной жизни страдает много в каких клубах..