Арденнская операция
"Седан" – будущий европейский гранд?
"Седан" – это клуб, у которого славное прошлое (2 победы в Кубке Франции, 3-е место в Чемпионате в 1963 и в 1970). Сейчас он барахтается в середине 3 дивизиона, борясь за то, чтобы не свалиться в 4 эшелон. Однако сейчас клуб может попасть под свет софитов, ведь молодой саудовский принц, племянник короля Саудовской Аравии завил, что желает сделать его постоянным участником … Лиги Чемпионов! Святая простота! О, эта смесь из наивности и решительности. Упомянутый Фахд бин Халид Файзал, которого условимся называть Принц, афиширует свои амбиции для клуба, чей талисман – это любимое кушанье Обеликса.
История успеха братьев Дюбуа
Принц не первый знатный персонаж с арабского полуострова, решивший инвестировать в европейский футбол: знатный шейх Мансур бин Зайед Аль-Нахайян – собственник "Сити", он также член королевской семьи, но из Абу-Даби. Но почему молодой саудовский принц нацелился именно на прославленный клуб в Арденнах, а не, к примеру, на "Марсель", "Бордо" или "Ниццу"? История эта идет из торговых связей братьев Жиля и Марка Дюбуа – собственников "Седана" и больших любителей футбола, предпринимателей, сколотивших состояние на…домах для престарелых и спа-курортах. Их развитие сопровождалось работой с королевской семьей, и они сейчас хотят принести пользу любимому клубу, который был в основе их истории успеха. Они предложили своим саудовским партнерам инвестировать в "Седан". И вот несколько племянников короля уже выстраиваются в очередь, чтобы продолжить этот проект, который должен привести красно-зеленых из Третьей лиги в Лигу Чемпионов!
Ставка на универсальность (теле)зрителей
Какие шансы на то, что проект станет успешным? Ошпаренная от дел Масами Очиаи (японского бизнесмена из "Гренобля") или Хафиза Мамедова (азербайджанского бизнесмена из "Ланса"), футбольная общественность не скрывает недоумения. Эти "сладкие папочки", которые впрыскивают денежный сироп в клубы, так часто бывают персонажами скандальными и фантастическими: рентабильность их инвестиций в футбол остается недоказанной и часто наступает час расплаты, и ничего не остается кроме слез в их глазах. Впрочем, у "Седана" есть несколько козырей. Клуб обладает определенной историей, наградами и стадионом с приличной вместимостью (примерно 23 000 мест). Инвесторы делают ставку на интернационализацию клуба: близость Бельгии, Люксембурга и Германии в их глазах – это залог большого потенциала для развития. Этот подход может оказаться пророческим: зритель (а самая главная причина – телезритель) становится сейчас крайне переменчив. За исключением фундамента из особенно преданных болельщиков (в частности болельщиков из числа местных, которые ходят на трибуны уже давно), потребитель футбольного зрелища сейчас готов увлечься, прежде всего, командой из известных и именитых игроков, пускай она даже расположена географически далеко от него, чем клубом из местных, но неизвестных футболистов.
Английские болельщики в Дортмунде
Пример ПСЖ в связи с этой историей весьма показателен. Перед прибытием катарцев парижский клуб был менее популярен во Франции, чем "Олимпик" из Марселя и "Сент-Этьен". После того, как команда укомплектовалась известными мастерами, начала показывать симпатичную игру (естественно пришли победы), популярность клуба возросла. Очень быстро можно найти истоки болельщицкого резерва парижан – провинциалы начали поддерживать столицу, исторически презираемую! Напротив, привязанность к футбольному клубу – это феномен, который способен спокойно преодолевать границы. Не только французы португальского происхождения (мало кто знает, но именно португальцы были в числе первой волны мигрантов во Францию) поддерживают "Бенфику" или "Порту", многие англичане болеют за "Боруссию". Если поток ресурсов будет значительным "Седан" сможет выйти на первый план, ведь он находится практически в географическом центре Европы.
Племянник короля должен инвестировать значительно больше
Проект Принца и братьев Дюбуа, конечно, интересен. Несколько миллионов саудовских евро (вопрос в 60 миллионов евро на совместные проекты по центрам здоровья, в недвижимость и в футбол) позволит "Седану" выйти в Лигу 2 и, возможно, даже в Лигу 1. Переход в высшее измерение, в высший свет, остается видимо очень гипотетическим: это не вопрос вложения 15 миллионов евро в год, которые необходимы для подхода к европейским вершинам. Речь должна идти о 150 миллионах! И совокупность расходов, которая уже стала излишней после взрыва цен на ТВ-права в АПЛ, рискует пойти вверх вместе с новым витком конкуренции, на этот раз с китайским рынком. Победа красно-зеленых в Лиге Чемпионов, пожалуй, вопрос не этого десятилетия.